12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Осипова Дарья Дмитриевна89
Моё педагогическое кредо: "Качественное образование - результат продуктивного сотрудничества родителей, учителей и детей.В своей работе стараюсь смотреть на Мир глазами учеников, что помогает находить общие интересы и делает процесс обучения продуктивнее.
Россия, Московская обл., Видное

Тема: «Обережная вышивка одежды у Славян».

Цель: Формирование семейных ценностей через творческий потенциал детей.

Задачи:

Познакомить детей с традициями древних Славян, на примере обычаев украшения одежды обережной вышивкой;

Обратить внимание на преемственность между поколениями, ее значением для благополучного развития всей семьи и каждого ее члена;

Познакомить с видами и значением обережной вышивки;

Развивать творческие способности детей;

Воспитывать нравственную, всесторонне развитую личность учеников средствами прикладной деятельности, выражающую историю своего народа.

 

План урока:

Мотивирование учебной деятельности.

Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами отправимся в прошлое, чтобы познакомиться с традициями рукоделия Славян.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Подводящий диалог.

Люди с давних времен стремились защитить себя, свих близких, свое жилище. Они придумывали разные способы как это сделать.

В том числе, защитой тела человека всегда служило что? – Одежда.

От чего она защищала? – От погодных условий (зной, холод, дождь, солнце, ветер и т.п.).

Люди верили, что существуют различные духи – добрые, помощники и злые, вредители. Нужно было хороших привлекать к себе, а злых прогонять.

Как же можно было это сделать при помощи одежды? Что нужно было сделать с одеждой, чтобы она своим видом одних духов привлекала, а других отпугивала? – Нужно было придумать какие-то знаки, символы, которые духи могли понять.

Верно! И сегодня я вас познакомлю с такими символами.

А вы потом сами попробуете сделать такую защиту на одежде для своих кукол.

Поиск решения.

Побуждающий диалог.

Посмотрите на два изображения и скажите, чем они отличаются? – Одна рубашка без узора, а другая с узором. Для чего нужен этот узор? – Для красоты.

И только? – Нет. Может он и защищает?

Конечно!

Посмотрите на разнообразие узоров. Зачем так много видов вышивки? – Чтобы не повторяться. Или чтобы привлекать/защищаться от разных духов.

Верно!

А теперь послушайте небольшой рассказ о традициях древних Славян и видах обережной вышивки.

Рассказ учителя.

 

Сказочная птица, горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги... Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они значили?

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная - воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Шли века - крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Самые безопасные, доступные и удобные для изготовления оберегов материалы - это обыкновенные нитки: шерстяные, льняные, хлопковые. А самым простым оберегом с давних времен считалась вышивка.


Вышивка - одна из ярких страниц художественной культуры русского народа. 

Вышивкой украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи, белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. 

Существует предположение, что вышивкой украшались те части костюма, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Отсюда и основное значение вышивки в древности - охранительное. Охранительным узором вышивались ворот, манжеты, подол, разрез горловины. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, так как в её изготовлении участвовали предметы, обильно снабжённые заклинательным орнаментом. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась заколдованная ткань одежды и начиналось тело человека. Спина - самое уязвимое место человека, и должна быть хорошо защищена. Именно поэтому вышивку часто делали на спинке одежды. По этой же причине вышивку могли закрыть другой одеждой: не важно было, что она не видна: а важно, что она, находясь в нужном месте, предохраняла своих хозяев от злых сил.

На одежде вышивке отводились те места, которые прикрывали органы, наиболее важные для жизни и здоровья людей.

Вышивка выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение. Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый, кирпичный... 

Детскую одежду обычно шили из старой одежды родителей – не только и не столько потому, что она уже много раз стираная и потому мягкая, не повредит, не натрет кожу ребёнка, а потому, что она впитала в себя родительскую энергию и силу, и ею защитит, убережёт ребенка от дурного глаза, порчи, несчастий. Девочке одежду шили из материнской, мальчику, разумеется, из отцовской, таким образом предрешая правильное развитие в зависимости от пола – девочке передавалась сила материнства, мальчику – мужская сила.

 

Когда дети подрастали и уже обретали какую-то свою собственную защитную силу, им полагалась своя первая рубаха, из новины. Это обычно приурочивалось к моменту первой возрастной инициации – в три года. С двенадцати лет девочка получала право носить собственную (правда, пока девичью) понёву, мальчику полагались первые штаны-порты.

Так как для детей до трёх лет одежда была переделанной из родительской, то и обережная вышивка, разумеется, на ней оставалась та же, родительская. Её менять было не только неудобно и непрактично, но и нецелесообразно – ведь она обеспечивала кроме оберегающей функции ещё и связь поколений, родство и преемственность. Так, если отец ребенка бы охотником, то и обереги на его одежде были связаны с охотой, и именно они передавались с этой одеждой мальчику. Точно также по женской линии ремесло “передавалось” девочке. Вернее, не само ремесло, а сила многолетнего родительского опыта в нём защищала дитя.
 

Все это выполняло не только охранительную и защитную функции, но и служило связующим звеном между человеком и Природой.

Считалось, что дети находятся под опекой и защитой своего рода.
 

На рубахе девочки-девушки вышивка в основном шла по подолу, рукавам и ожерелью, а у замужней женщины – грудь, ворот, вышивка по подолу была шире – в ней отражалось еще и новое родство, род мужа.

Основными охранительными символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода, древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять же, отличающиеся от женских символов земли – у тех в основном она представлялась либо распаханной, либо уже засеянной) и женских ремёсел.

Мальчики (как и девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами, охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел.

До совершеннолетия мальчики и девочки могли также носить общие обереги.

Проходя инициацию в двенадцать лет, обереги мальчика менялись, становились (как и у девочки) более поло-определёнными. Появлялся пояс и, разумеется, оберегов становилось меньше – ведь росла своя собственная сила.
 

А вот обережная вышивка для собственной одежды ребёнка уже отличалась от оберегов взрослых. Во-первых, цвет обережной вышивки для детей был всегда красным, тогда как для взрослой одежды он мог быть различным.

Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души. Тогда они - действительно обереги.

Самые сильные обереги - те, которые изготовлены вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми. Супружеские связи по традиции не считаются кровным родством, но, если супружество гармоничное и счастливое, взаимно созданные обереги тоже имеют большую силу.

Теперь, рассмотрим те символы, которые изображали на одежде и их значение.

Значения:

ромб, как уже сказано, - символ плодородия

волнистые линии символизировали воду;

горизонтальные - землю;

косые - дождь, пересекающий путь к солнцу;

точки между ними - зерна, брошенные в нее;

свастика - солнце (солярный символ), пожелание благополучия.

Кресты - преграда и отвращение зла, знак закрытости и защиты. 

Дерево (чаще всего елочка) - символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни. Есть ещё образ Мирового Древа - дерево с птицей на вершине.

Цветок - символ красоты и непорочности, красный цветок - символ земной любви. 

Звезды - знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей. 

Круги - символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе. 

Квадраты - знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек. 

Спираль - символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая - сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех темных сущностей теневого мира - если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия - волны, вода, мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально - это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям. 

Треугольник - символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения. 

Выражение решения.

Теперь, вы можете вышить на подоле рубах своих кукол обережный орнамент.

Мы с вами для начала выберем самый простой: символ воды или земли.

Инструктаж.

Не забывайте о правилах работы с иглой и ножницами. Острые край иголки и лезвия ножниц при работе всегда направлять от себя, а когда передаете кому-то, то подавать нужно тупым концом иглы и рукоятью ножниц по направлению к собеседнику. Не держите ножницы в руках, если вы ими не пользуетесь, не жестикулируйте с острыми предметами в руках, не носите острием вверх.

Я буду делать работу вместе с вами, сначала показываю я, а потом вы повторяете за мной.

Реализация продукта.

И в конце нашего урока, нам бы хотелось посмотреть на ваших кукол, одетых в рубахи с обережной вышивкой.

Демонстрация работ.

Итог урока.

Ребята, теперь вы знаете об одной из важных традиций славянского народа: обережной вышивке. Эта традиция передавалась из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери.

Знать и чтить традиции своего народа, своей семьи – значит быть достойным членом своей семьи, представителем своего народа и культуры.

Опубликовано


Комментарии (1)

Юлия Станиславовна, 13.02.16 в 17:30 0 Ответить Пожаловаться
Дарья Дмитриевна Вы молодец! Урок отличный: все на своих местах и в нужных количествах-четкая цель урока, конкретные задачи, которые реально реализовать за один урок. Изложение материала урока доступно для восприятия детьми заявленного возраста.Молодец! Творческих успехов Вам!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.