Конспект урока технологии в 5 классе «Декоративно-прикладное искусство»
Презентация к уроку
PPT / 4.54 Мб
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Разработка урока в 5-м классе
по технологии,
направление «Технологии ведения дома»
Тема: «Декоративно-прикладное искусство»
Разработала учитель технологии –
Цветкова Ирина Владимировна
2019 год
Урок по технологии «Декоративно-прикладное искусство»
Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и Ярославского края
Задачи:
Ознакомить с понятием декоративно-прикладное искусство.
Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны и Ярославского края
Представить для ознакомления образцы изделий ДПИ
Развить творческое мышление, эмоциональное восприятие, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к произведениям ДПИ
Оборудование:
Компьютер
Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство 5 класс»
Проектор
Экран.
Демонстрационный материал – изделия ДПИ.
Рабочие листы для организации учебной деятельности.
Краски (акварель, гуашь), кисти, бумага
Пластилин, картон, пластиковая бутылка, стеки
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
- У вас на столах лежат различные предметы быта (полотенца вышитые и обычные, чашка, деревянная ложка, поднос жостовский и пластиковый и т.п.), посмотрите на них внимательно и выполните первое задание: разделите эти вещи на две группы.
- Почему вы разделили эти вещи именно так?
-По каким признакам, критериям вы их объединили?
-Что в них необычного?
-Чем они отличаются друг от друга? - Украшением, росписью, материалами.
- Как можно назвать другим словом эти украшения вещей? – Декор
-Каким образом изготовлены все эти предметы быта, вещи? – Руками человека
- То есть люди прикладывали к производству изделия свои руки, вещи получались не похожими одна на другую, настоящие произведения искусства, также как живопись, скульптура …
На доске фиксируются слова Декор, Прикладывали руки, Искусство.
-Перед вами ключевые слова, сформулируйте тему урока, объединив эти слова в одно понятие, – Декоративно-прикладное искусство
-Какую цель, вы поставили бы перед собой, изучая данную тему? -
Выяснить, что такое ДПИ
Познакомиться с видами ДПИ
2. Учебно-познавательная деятельность
Сообщение учителем значения термина ДПИ - Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro – украшаю) создание художественных изделий, имеющих утилитарное (полезное, практическое ) назначение. Слайд
-Девочки, запишите в рабочий лист урока (Приложение 1) определение (вставить пропущенные слова в определение)
-Подробнее об особенностях ДПИ вы узнаете из учебника, страница 150.
Ознакомившись с текстом, ответьте на вопросы – задание 2 в рабочем листе:
1 группа – От чего зависел выбор вида художественных ремесел?
2 группа – В чем особенность языка ДПИ?
3 группа – Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?
При ответе групп учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе урока.
- Молодцы, хорошо поработали с текстом. Давайте немного отдохнем.
Физкульминутка.
Ну-ка дружно по порядку
Выходите на зарядку!
Руки мы в локтях согнули
Вверх подняли, замахали,
Спрятали за спину их
Ах, давайте оглянемся
Через правое плечо
Через левое еще!
Тихо все сейчас присели,
Посидели, посидели
А теперь друзья встаем
И за парты все идем.
-Продолжим нашу работу. Внимательно рассмотрите изделия, лежащие перед вами. Чем они похожи? Чем отличаются?
Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, на украшение изделия.
- Давайте познакомимся с видами ДПИ. Переходим к заданию № 3 рабочего листа. Рассмотрите рисунки, найдите информацию в учебнике с. 151-155. Заполните таблицу «Виды декоративно – прикладного искусства».
Таблица (см Приложение)
(Среди картинок - промыслы Ярославского края береста, ростовская финифть, изразцы, которых нет в учебнике.).
Самостоятельная работа в группах. Отчет групп. Анализ:
- Оцените свою работу в группах по алгоритму самооценки.
-Не смогли полностью справиться с заданием, почему? Что вызвало затруднения? – береста, финифть, изразцы
-Эти виды ДПИ распространены в Ярославском крае. Подробнее о них мы узнаем, посмотрев презентацию.
-Теперь вы можете заполнить таблицу полностью.
- Декоративно – прикладное искусство - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий, его еще называют народными промыслами.
- Какой мы можем сделать вывод
На доске: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации
3. Повторение и закрепление теоретических сведений
-Вы многое узнали о видах ДПИ, проверим ваши знания.
Каждому выдается листок с заданием, выполняют индивидуально, проверка попарно. Самооценка.
Урок 2
- Мы познакомились с различными видами ДПИ. В какой среде (городской или крестьянской они могли появиться? Почему?)
-Давайте посмотрим, что говорил историк Забелин по вопросу возникновения художественных промыслов
И. Е. Забелин: «Так как в здешних местах надежда на земледелие плохая, то весь их смысл утвердился на добывание и обработку всяких других произведений природы …»
Народные промыслы возникли давно, а востребованы ли сейчас вещи, созданные народными умельцами? Для чего они используются? – да, для украшения интерьера.
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Существует удивительная профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает орнаменты из различных фигур. Работают дизайнеры с разными материалами, в различных видах техники.
Сейчас вы будете дизайнерами, т.е. художниками-конструкторами - оформителями, и выполните мини – проекты - изготовите изделие в технике одного из промыслов.
Сейчас каждая группа превратиться в народных мастеров одного из промыслов.
Группы выбирают себе задание.
1 группа - береста (на листках картона, или на пластиковой бутылке нанести небольшой слой пластилина, украсить мотивами тиснения и резьбы по бересте с помощью стеки) - образец солярные знаки
2 – роспись по дереву – договоритесь между собой, какой промысел выберете Городец или Хохлому (нарисовать и вырезать из бумаги форму предмета, продумать эскиз его оформления, украсить форму элементами росписи)
3 – роспись по металлу – Жостово – работа на ПК
Первым делом вам необходимо будет всем вместе составить технологическую карту изготовления изделия в традициях одного из промыслов. У вас на столах лежат технологические карты, найдите их (Приложение). Выполните задание. Посоветуйтесь, придите к общему решению.
Проверка выполнения задания.
- Каждая группа составила свою технологическую карту правильно, а теперь выберите материалы с которыми вы будете работать, выбор материалов, подготовленных на столе.
Практическая работа
Для качественного выполнения работы пользуемся образцами ДПИ, печатными информационными листами. Фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно! Желаю вам успехов!
Не забывайте о ТБ при работе с ножницами, стеками.
4. Рефлексивная деятельность
Презентация и защита выполненных мини – проектов.
Защищают свою работу по плану:
Какое изделие создали?
К какому виду ДПИ оно относится?
Все ли задуманное получилось? Какие возникли трудности?
Самоконтроль и самооценка учащихся
А сейчас подведем итог. Оцените свою деятельность на уроке по алгоритму:
Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)
Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)
Выполнено верно или с ошибкой?
Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
Определи свою оценку.
Если вас заинтересовала художественная роспись и вы захотите овладеть этим видом искусства - в нашем городе это можно сделать в промышленно - экономическом колледже.
Вот и закончилось, а может только и началось знакомство с удивительным миром ДПИ.
10. Домашнее задание: Найти информацию о современных видах ДПИ.
Приложение 1.
Рабочий лист урока по технологии «Декоративно-прикладное искусство»
Задание 1: Вставить пропущенные слова в определение:
Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro –________________) создание ___________________ изделий, имеющих утилитарное (__________________, _________________) назначение.
Задание 2: Ответьте на вопросы, используя текст учебника с. 150:
От чего зависел выбор вида художественных ремесел? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем особенность языка ДПИ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3: Заполните таблицу «Виды Декоративно- прикладного искусства», используя текст учебника с. 151 -155
Изображение | Вид промысла | Материалы | Где распространен |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
З адание 4:
Задание 5: Запиши вывод
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Технологическая карта
изготовления сувенира в традициях резьбы и тиснения на бересте.
Расставьте этапы изготовления изделия в правильной последовательности
| Разметить на картоне или бумаге размеры будущего изделия |
| Выбрать и подготовить материалы и инструменты |
| С помощью стеки и подручных инструментов выполнить рисунок в традициях народного промысла по образцу или по воображению |
| Нанести на картон небольшой слой пластилина |
| Убрать рабочее место |
| Продумать эскиз будущего изделия |
| Организовать рабочее место |
Технологическая карта
Выполнения росписи в традициях одного из промыслов росписи по дереву
Расставьте этапы изготовления изделия в правильной последовательности
| Нарисовать на листе бумаги или картона форму будущего изделия |
| Выбрать и подготовить материалы и инструменты |
| Убрать рабочее место |
| Вырезать форму |
| Выбрать промысел |
| С помощью красок – гуашь, акварель выполнить элементы росписи без предварительного рисунка по образцу ли воображению |
| Организовать рабочее место |
Технологическая карта
Выполнения практической работы на компьютере «Роспись по металлу. Жостово»
Расставьте этапы выполнения практической работы на компьютере в правильной последовательности
| Выбрать и подготовить оборудование и материалы |
| Открыть Урок 12 |
| Убрать рабочее место |
| Выполнить творческую работу |
| Открыть игру «Составь букет» |
| Выбрать форму подноса и украсить его элементами жостовской росписи |
| Организовать рабочее место |
| Зайти в программу «Электронное приложение к Учебнику «Изобразительное искусство 5 класс» |
Приложение 3.
Алгоритм самооценки для учащихся
Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)
Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)
Выполнено верно или с ошибкой?
Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
Определи свою оценку.