12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Цветкова Ирина40
3

Конспект урока технологии в 5 классе "Декоративно-прикладное искусство"


Презентация к уроку
PPT / 4.54 Мб

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16













Разработка урока в 5-м классе

по технологии,

направление «Технологии ведения дома»



Тема: «Декоративно-прикладное искусство»







Разработала учитель технологии –

Цветкова Ирина Владимировна






















2019 год

Урок по технологии «Декоративно-прикладное искусство»

Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с видами декоративно-прикладного искусства народов нашей страны и Ярославского края

Задачи:

Ознакомить с понятием декоративно-прикладное искусство.

Дать краткий обзор видов ДПИ народов нашей страны и Ярославского края

Представить для ознакомления образцы изделий ДПИ

Развить творческое мышление, эмоциональное восприятие, эстетический вкус, любовь и бережное отношение к произведениям ДПИ

Оборудование:

Компьютер

Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство 5 класс»

Проектор

Экран.

Демонстрационный материал – изделия ДПИ.

Рабочие листы для организации учебной деятельности.

Краски (акварель, гуашь), кисти, бумага

Пластилин, картон, пластиковая бутылка, стеки

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности

- У вас на столах лежат различные предметы быта (полотенца вышитые и обычные, чашка, деревянная ложка, поднос жостовский и пластиковый и т.п.), посмотрите на них внимательно и выполните первое задание: разделите эти вещи на две группы.

- Почему вы разделили эти вещи именно так?

-По каким признакам, критериям вы их объединили?

-Что в них необычного?

-Чем они отличаются друг от друга? - Украшением, росписью, материалами.

- Как можно назвать другим словом эти украшения вещей? – Декор

-Каким образом изготовлены все эти предметы быта, вещи? – Руками человека

- То есть люди прикладывали к производству изделия свои руки, вещи получались не похожими одна на другую, настоящие произведения искусства, также как живопись, скульптура …

На доске фиксируются слова Декор, Прикладывали руки, Искусство.

-Перед вами ключевые слова, сформулируйте тему урока, объединив эти слова в одно понятие, – Декоративно-прикладное искусство

-Какую цель, вы поставили бы перед собой, изучая данную тему? -

Выяснить, что такое ДПИ

Познакомиться с видами ДПИ

2. Учебно-познавательная деятельность

Сообщение учителем значения термина ДПИ - Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro – украшаю) создание художественных изделий, имеющих утилитарное (полезное, практическое ) назначение. Слайд

-Девочки, запишите в рабочий лист урока (Приложение 1) определение (вставить пропущенные слова в определение)

-Подробнее об особенностях ДПИ вы узнаете из учебника, страница 150.

Ознакомившись с текстом, ответьте на вопросы – задание 2 в рабочем листе:

1 группа – От чего зависел выбор вида художественных ремесел?

2 группа – В чем особенность языка ДПИ?

3 группа – Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

При ответе групп учащиеся фиксируют ответ в рабочем листе урока.

- Молодцы, хорошо поработали с текстом. Давайте немного отдохнем.

Физкульминутка.

Ну-ка дружно по порядку

Выходите на зарядку!

Руки мы в локтях согнули

Вверх подняли, замахали,

Спрятали за спину их

Ах, давайте оглянемся

Через правое плечо

Через левое еще!

Тихо все сейчас присели,

Посидели, посидели

А теперь друзья встаем

И за парты все идем.


-Продолжим нашу работу. Внимательно рассмотрите изделия, лежащие перед вами. Чем они похожи? Чем отличаются?

Обратите внимание на материал, из которого они изготовлены, на украшение изделия.

- Давайте познакомимся с видами ДПИ. Переходим к заданию № 3 рабочего листа. Рассмотрите рисунки, найдите информацию в учебнике с. 151-155. Заполните таблицу «Виды декоративно – прикладного искусства».

Таблица (см Приложение)

(Среди картинок - промыслы Ярославского края береста, ростовская финифть, изразцы, которых нет в учебнике.).

Самостоятельная работа в группах. Отчет групп. Анализ:

- Оцените свою работу в группах по алгоритму самооценки.

-Не смогли полностью справиться с заданием, почему? Что вызвало затруднения? – береста, финифть, изразцы

-Эти виды ДПИ распространены в Ярославском крае. Подробнее о них мы узнаем, посмотрев презентацию.

-Теперь вы можете заполнить таблицу полностью.

- Декоративно – прикладное искусство - одна из форм народного художественного творчества, производство фольклорных художественных изделий, его еще называют народными промыслами.

- Какой мы можем сделать вывод

На доске: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации

3. Повторение и закрепление теоретических сведений

-Вы многое узнали о видах ДПИ, проверим ваши знания.

Каждому выдается листок с заданием, выполняют индивидуально, проверка попарно. Самооценка.


Урок 2

- Мы познакомились с различными видами ДПИ. В какой среде (городской или крестьянской они могли появиться? Почему?)

-Давайте посмотрим, что говорил историк Забелин по вопросу возникновения художественных промыслов

И. Е. Забелин: «Так как в здешних местах надежда на земледелие плохая, то весь их смысл утвердился на добывание и обработку всяких других произведений природы …»

Народные промыслы возникли давно, а востребованы ли сейчас вещи, созданные народными умельцами? Для чего они используются? – да, для украшения интерьера.

3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Существует удивительная профессия – дизайнер, это художник-конструктор. Он конструирует, создает орнаменты из различных фигур. Работают дизайнеры с разными материалами, в различных видах техники.

Сейчас вы будете дизайнерами, т.е. художниками-конструкторами - оформителями, и выполните мини – проекты - изготовите изделие в технике одного из промыслов.

Сейчас каждая группа превратиться в народных мастеров одного из промыслов.

Группы выбирают себе задание.

1 группа - береста (на листках картона, или на пластиковой бутылке нанести небольшой слой пластилина, украсить мотивами тиснения и резьбы по бересте с помощью стеки) - образец солярные знаки

2 – роспись по дереву – договоритесь между собой, какой промысел выберете Городец или Хохлому (нарисовать и вырезать из бумаги форму предмета, продумать эскиз его оформления, украсить форму элементами росписи)

3 – роспись по металлу – Жостово – работа на ПК

Первым делом вам необходимо будет всем вместе составить технологическую карту изготовления изделия в традициях одного из промыслов. У вас на столах лежат технологические карты, найдите их (Приложение). Выполните задание. Посоветуйтесь, придите к общему решению.

Проверка выполнения задания.

- Каждая группа составила свою технологическую карту правильно, а теперь выберите материалы с которыми вы будете работать, выбор материалов, подготовленных на столе.

Практическая работа

Для качественного выполнения работы пользуемся образцами ДПИ, печатными информационными листами. Фантазируйте, творите, пробуйте самостоятельно! Желаю вам успехов!

Не забывайте о ТБ при работе с ножницами, стеками.

4. Рефлексивная деятельность

Презентация и защита выполненных мини – проектов.

Защищают свою работу по плану:

Какое изделие создали?

К какому виду ДПИ оно относится?

Все ли задуманное получилось? Какие возникли трудности?


Самоконтроль и самооценка учащихся


А сейчас подведем итог. Оцените свою деятельность на уроке по алгоритму:

Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)

Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)

Выполнено верно или с ошибкой?

Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

Определи свою оценку.



Если вас заинтересовала художественная роспись и вы захотите овладеть этим видом искусства - в нашем городе это можно сделать в промышленно - экономическом колледже.


Вот и закончилось, а может только и началось знакомство с удивительным миром ДПИ.

10. Домашнее задание: Найти информацию о современных видах ДПИ.











Приложение 1.

Рабочий лист урока по технологии «Декоративно-прикладное искусство»

Задание 1: Вставить пропущенные слова в определение:

Декоративно – прикладное искусство – (от латинского dekoro –________________) создание ___________________ изделий, имеющих утилитарное (__________________, _________________) назначение.

Задание 2: Ответьте на вопросы, используя текст учебника с. 150:

От чего зависел выбор вида художественных ремесел? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В чем особенность языка ДПИ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как были связаны между собой народные традиции и изделия ДПИ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3: Заполните таблицу «Виды Декоративно- прикладного искусства», используя текст учебника с. 151 -155

Изображение

Вид промысла

Материалы

Где распространен

t1582793420aa.png







t1582793420ab.pngt1582793420ab.png








t1582793420ac.jpg






t1582793420ad.png




t1582793420ae.png




t1582793420af.jpgt1582793420ag.jpg




t1582793420ah.png




t1582793420ai.png




t1582793420aj.png




t1582793420ak.jpgt1582793420al.jpg




Зt1582793420ak.jpg адание 4:






t1582793420am.jpg












Задание 5: Запиши вывод

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО - _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Технологическая карта

изготовления сувенира в традициях резьбы и тиснения на бересте.


Расставьте этапы изготовления изделия в правильной последовательности


Разметить на картоне или бумаге размеры будущего изделия


Выбрать и подготовить материалы и инструменты


С помощью стеки и подручных инструментов выполнить рисунок в традициях народного промысла по образцу или по воображению


Нанести на картон небольшой слой пластилина


Убрать рабочее место


Продумать эскиз будущего изделия


Организовать рабочее место



Технологическая карта

Выполнения росписи в традициях одного из промыслов росписи по дереву

Расставьте этапы изготовления изделия в правильной последовательности


Нарисовать на листе бумаги или картона форму будущего изделия


Выбрать и подготовить материалы и инструменты


Убрать рабочее место


Вырезать форму


Выбрать промысел


С помощью красок – гуашь, акварель выполнить элементы росписи без предварительного рисунка по образцу ли воображению


Организовать рабочее место







Технологическая карта

Выполнения практической работы на компьютере «Роспись по металлу. Жостово»


Расставьте этапы выполнения практической работы на компьютере в правильной последовательности



Выбрать и подготовить оборудование и материалы


Открыть Урок 12


Убрать рабочее место


Выполнить творческую работу


Открыть игру «Составь букет»


Выбрать форму подноса и украсить его элементами жостовской росписи


Организовать рабочее место


Зайти в программу «Электронное приложение к Учебнику «Изобразительное искусство 5 класс»



































Приложение 3.

Алгоритм самооценки для учащихся

Какова была цель задания? (что нужно было получить в результате?)

Выполнено ли задание ? (получен ли результат?)

Выполнено верно или с ошибкой?

Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?

Определи свою оценку.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.