Конспект урока биологии в 5 классе на тему «Как появился человек на Земле?»
Конспект урока в 5 классе
на основе системно-деятельностного метода обучения
Тема урока: Как появился человек на Земле
учитель биологии Россинская Л.А.
МОУ «СОШ п. Пробуждение»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Цель: сформировать знания о появлении и эволюции человека в результате развития животного мира на Земле.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Планируемый предметный результат:
формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение темы.
уметь анализировать, делать выводы на основе сравнения;
давать определение понятиям.
уметь выделять этапы развития человека, называть признаки отличия между древним и современным человеком.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Использование современных технологий: технология развивающего обучения.
Оборудование: слайд-презентация, таблица «Этапы эволюции человека».
Ход урока
Эпиграф урока:
Мне необходимо разобраться самому!
А чтобы разобраться самому, надо думать сообща.
Этапы урока:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (Организационный момент).
Учитель: Здравствуйте, ребята!
- Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Поприветствуйте друг друга (“Ладошка к ладошке”). Итак, начнём наш урок.
2. Актуализация и пробное учебное действие. (Мотивирование к учебной деятельности).
Учитель:
- Внимание на слайд. Посмотрите на иллюстрацию «Этапы эволюции человека» Как вы думаете, какова сегодня тема нашего уроке?
Ученики:
- Как появился человек на Земле.
Учитель:
- Подумайте, чтобы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке и сформулируйте сами цель нашего урока.
Ученики:
(Ответы детей).
3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
( Выявление места и причины затруднения).
Учитель:
Ответьте на вопросы: Какие гипотезы по происхождению человека вы знаете?
Ученики:
- Эволюционное происхождение (Шумилин М.);
- Библейское происхождение (Бузовчук В.);
- Есть предположение что человечество было завезено на Землю с другой планеты (Олейник Д.).
Учитель:
- А как вы думаете, где живут люди на нашей планете?
Ученики:
- В городах, селах, деревнях. Можно сказать везде, даже в лесу и тропических джунглях.
Учитель:
- Как происходит общение людей между собой?
Ученики:
- При помощи языка общения.
Ученица (Полулях К.):
Ученые полагают, что человек появился от обезьяны, но это не те современные человекообразные обезьяны: шимпанзе, гориллы, орангутанги, которых мы видим в передачах о животных или на фотографиях в учебниках, или в зоопарке. У человекообразных обезьян и человека существуют общие предки – это дриопитеки, которые обитали 9 – 12 млн. лет назад в Африке и размером были до 1 м. Название «дриопитеки» произошло от того, что они жили на деревьях и питались, в основном, фруктами.
Проблема: всегда ли люди были такими как мы сейчас? Вы хотите это узнать? Давайте попробуем это узнать.
Создаются группы для работы с учебником:
1-я группа отвечает на вопрос: «Как и где появился первый человек?»,
2-я группа отвечает на вопрос: «Кто это человек умелый?»,
3-я группа отвечает на вопрос: «Кто такой неандерталец?»,
4-я группа отвечает на вопрос: «Кто были первыми представителями вида Человек разумный?»
Обсуждение ответов обучающихся. Данные записи зачитываются обучающимися в слух и выносятся на обсуждение всего класса.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель предлагает обучающимся заполнить таблицу «Особенности современного человека», пользуясь текстом учебника на стр.108-109.
Признак | Особенности современного человека |
Объем мозга | большой объём мозга, в три раза больше, чем у обезьян. |
Общение | 1) с помощью устной и письменной речи, 2) совместная деятельность, 3) труд, 4) разумное поведение. |
Ученик демонстрирует из учебника рисунок, на котором делает сравнение черепа предка человека и современного человека.
5.Реализация построенного проекта.
Анализ заполнения таблицы с комментариями. Сходство и отличия человека и животных.
6. Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Дать определения терминам на с.110
Австралопитек
Человек умелый
Человек разумный
Кроманьонец
8. Промежуточная рефлексия учебной деятельности на уроке:
1. Этот человек нашел себе замечательного помощника, ставшего самым преданным другом – собаку…
неандерталец
кроманьонец
человек умелый
человек прямоходящий
2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были ...
шимпанзе
гориллы
австралопитеки
дриопитеки
3. Высокая трава саванн и степей мешала ему осматривать окрестности, и он встал на ноги...
человек умелый
кроманьонец
австралопитек
человек разумный
4. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к виду ...
человек умелый
человек разумный
человек прямоходящий
человек семейный
5. Первые домашние животные появились у ...
человека разумного
австралопитека
неандертальца
кроманьонца
6. Орудия труда из рогов и костей стал изготавливать ...
кроманьонец
неандерталец
человек разумный
человек умелый
7. Умели поддерживать добытый огонь ...
австралопитек
неандерталец
человек умелый
человек разумный
8. Изготавливали орудия из камня, рога, кости ...
человек умелый
человек разумный
дриопитек
австралопитек
9. Начали обогревать жилище огнем, шить одежду из шкур ...
дриопитеки
неандертальцы
австралопитеки
кроманьонцы
10. Он появился на юге Африки и первым приспособился к жизни на открытых пространствах...
кроманьонец
австралопитек
неандерталец
дриопитеки
Б. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые:
а) д, р, п, т, к; (дриопитек)
б) в, с, т, р, л, п, т, к; (австралопитек)
в) н, н, д, р, т, л, ц; (неандерталец)
г) к, р, м, н, н, ц. (кроманьонец)
2. Составьте слово из заданных гласных букв, согласные буквы используйте любые:
а) е, о, е, у, е, ы, й; (человек умелый)
б) е, о, е, я, о, о, я, и, й; (человек прямоходящий)
в) е, о, е, а, у, ы, й; (человек разумный)
г) е, ь. (речь)
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их.
(укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их)
1. Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Человек разумный.
2. Древние предки людей жили на Земле 2-3 млн. лет назад и были больше похожи на человека. (Древние предки людей жили на Земле 4-5 млн. лет назад и были больше похожи на обезьяну, чем на человека).
3. Общим предком человека и гориллы являются дриопитеки.
4. Неандертальцы использовали для жилья естественные убежища – пещеры. (Кроманьонцы).
5. Неандертальцы питались почти исключительно мясом, изготавливали из камня сложные орудия труда и охоты, одежду из шкур.
6. Сородичей человека, обитавших в Африке в давние времена называют человек умелый. (Австралопитек)
Задание. Соедините линиями изображения людей и изготовленных ими орудий.
Учитель:
- Теперь мы с вами достаточно хорошо ориентируемся в причинно-следственных связях развития человека как вида. Вы уже хорошо понимаете, что изменение окружающих человека факторов может вести за собой изменения в его внешности, умственном и физическом развитии. С такими знаниями нетрудно представить себе человека будущего.
Подумайте каким вы себе представляйте человека будущего?
Ученики:
- Умный, изобретательный, хорошо ориентирующийся в любых вопросах.
9. Самооценивание учениками собственной деятельности на уроке.
Учитель:
Давайте еще раз сделаем физминутку и оценим себя.
Если вам все понравилось – поднимите правую руку, если не понравилось – левую.
Вы все поняли – топните ногой, что-то не поняли - хлопните в ладоши.
Тебе помогал сосед по парте: если да пожми ему руку, если нет – подмигни.
Какую оценку ты поставишь себе за урок:
5 – наклон влево
4 – наклон вниз
3 – повернись вокруг себя
Вот таким образом вы получили еще заряд бодрости на уроке и оценили себя сами.
Рефлексия.
Продолжите любое высказывание:
Я узнал (а)...
Меня удивило...
Работая в группе, я ...
Мне трудно представить, что...
10. Дифференцированное домашнее задание.
1. Изучить (повторить) параграф №24.
2. Постройте сравнительную таблицу, отображающую сходство и различия в жизнедеятельности человека умелого и кроманьонца.