12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Головко Лилия101
3

Конспект урока в 6 классе «Правописание НЕ с именами существительными»

План – конспект урока по русскому языку

Класс: 6-В

Тема урока: «Правописание НЕ с именами существительными»

Цели:

образовательная: помочь учащимся усвоить правописание не с именами существительными;

развивающая: помочь учащимся развить познавательные процессы(речь, воображение, восприятие), творческие способности; умение применять логические операции(анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение);

воспитательная: развитие позитивного ценностно-ориентированного отношения к жизни, окружающему миру и изучаемому миру

УУД, которые формируются на уроке.

Предметные:

Развивать орфографическую зоркость.

Уметь развивать связную речь.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, исткать средства её осуществления; осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения.

Познавательные: синтезировать информацию для ответа, устанавливать аналогии, самостоятельно перерабатывать информацию.

Коммуникативные: умение формулировать сою точку зрения, строить ответ в соответствии с изученной терминологией.

Личностные: формирование навыков самодиагностики.

Ход урока

I., Оргмомент.

Цель этапа: организация внимания, создание благоприятной рабочей атмосферы.

Учитель читает стихотворение, выполняет физические упражнения, а учащиеся их повторяют.

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена.

2.Повторение пройденного материала.

Учитель. А какая часть речи изучает имена?(имя существительное)

Что обозначает имя существительное?  ( предмет)


Какие признаки имеет имя существительное? (постоянные: род, склонение и непостоянные: число, падеж)


Что нового об имени существительном вы узнали в этом учебном году? (разноскл., несклон.,)


3.Целеполагание.

Учитель.Обратите внимание на данное высказывание.

-Не умею, не могу, не хочу – три главных врага человека. Как вы понимаете это выражение? Согласны ли вы с ним?

-Какие слова в этой фразе являются ключевыми?( Не умею, не могу, не хочу)

-Какими частями речи они являются?(глаголами, частицами, существительным)

-А какая орфограмма нам встретилась в первой половине выражения?(Не с глаголами)

-Как пишется не с глаголами?(раздельно).

Учитель.

А если связать не с частью речи, которую мы сейчас изучаем, то какова тема нашего урока? ( Правописание не с именами существительными.)

Что ж познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей.

А там - в приставку превратиться .

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться!

А чтобы разгадать её коварство, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? (Учащиеся формируют цели и задачи урока).

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

4.Усвоение новых знаний

1-я пара.Работа у доски (два ученика работают с карточками)

Подобрать к словам с не синонимы, выделить в них приставки.

Неправда (ложь), недруг (враг), несчастье(горе), невежливость(грубость), непокорность(строптивость), неосторожность(легкомысленность).

2-я пара (а) выделить в словах корни, б) выделить приставки.

1Неряха, нелепость, ненастье.

2.Недосол, недочёт, недосмотр.

Вывод: не с именами существительными пишется слитно , если без не не употребляется, или начинается с недо. Не в первом случае входит в состав корня, а в другом – приставка.

ученик

Не счастье, а горе.

Не приятель, я враг.

Не задача, а пример.

Вывод: не с именами существительными пишется раздельно, если есть противопоставление.

Давайте сравним сделанные нами выводы с правилами в учебнике.

(Обучающиеся читают правило).

-Теперь вы знаете, как пишется не с именами существительными. А зачем вам это нужно? Где эти знания вы примените? Как используете их в своей жизни?- Иными словами, вы не хотите быть невежами или невеждами? А что означают эти слова?

Словарная работа. Обращаемся к словарю.

Невежа – невоспитанный человек.

Невежда- несведущий в какой-либо области человек

Алгоритм написания не с существительными.

1.Определи, употребляется ли существительное без не:

А)если не употребляется, то пиши слитно;

Б)если употребляется, то

2)проверь, есть ли противопоставление с союзом а или нет:

А)если есть противопоставление, пиши раздельно;

Б)если нет , то

3)замени существительное синонимом или близким по значению выражением:

А)если можно заменить, пиши слитно.

Физкультминутка. Физкультминутка.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

5. Закрепление, применение изученного материала.



Диктант – взаимопроверка.

Проверим, как каждый из вас усвоил новый материал. Расставьте номера в тетради от 1 до 10. Я буду читать вам предложения. Если вы считает, что не с существительными в предложении пишется слитно вам необходимо ставить «+», если раздельно – «-».

Ученье – красота, неученье – слепота.+

Знайка дорожкой лежит, а незнайка на печи лежит.+

У бездельника всегда неурожай.+

Не одежда украшает человека, а добрые дела.-

Не место красит человека, а человек место.-

Не золотом прославляемся, а трудолюбивыми людьми.-

Того, кто не хочет учиться, зовут неучем.+

Старик покраснел от негодования.+

Леность и небрежность - родные братья.+

Хвались не родственниками-орлами, а своими делами.-

Проверяем задание по ключу (ключ выведен на экран).

В каких предложениях были допущены ошибки? (выявление причины ошибок и их исправление).

Игра «Отгадай слово». Отгадка – существительное с не.

Низкий урожай-

Отсутствие внимания-

Недостаток организованности-

Отсутствие самостоятельности-

Слабое здоровье-

Невоспитанный человек-

Недоучившийся, малограмотный человек-

Весёлый кроссворд.

Чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадки

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться, 
Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету, 
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка)

По ходу работы дети записывают отгадки и объясняют правописание слов.

(Индивидуальная работа по карточкам)

Творческое задание. Работаем по рядах

Вставьте в пословицу недостающее слово с не. Не забывайте о правильном написании не с существительными. Объясните смысл пословиц.

А)Всякая …-грех.

Б)Ученье- свет, а…..тьма.

В)Знайка дорожкой бежит, а ….на печи лежит.

Г)Верь……, а правде.

Д)Видно…. по грязной рубахе

Е)… …..- враг самому себе.

Слова для справок:( не)правда, (не)ученье, (не)знайка, (не)лести, (не)ряху, (не)вежда.



Рефлексия учебной деятельности (5 минут)

13. Рефлексия, итог урока, оценки.

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

- Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня?

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки…

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего! (Карточки, тех, кто работал индивидуально, проверяются на перемене)

Домашнее задание (2 минуты)

Выучить правило – алгоритм.

Виписать 2-3 пословицы с им. сущ. на не.

Придумать задание на игру «Третий – лишний».

Придумать загадку с использованием сущ-х на не.







Приложения.

Подобрать к словам с не синонимы, выделить в них приставки.

Неправда-

недруг –

несчастье -

Подобрать к словам с не синонимы

Невежливость –

непокорность –

неосторожность -



Переписать слова, раскрывая скобки

(Не)ряха, (не)лепость, ненастье.



Переписать слова, раскрывая скобки.

(Не)досол, (не)дочёт, (не)досмотр



Переписать, раскрывая скобки.

(Не) счастье, а горе.

(Не) приятель, я враг.

(Не) задача, а пример.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.