12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Яковлева Анна Сергеевна60 |
Конспект урока «Несклоняемые имена существительные» (6 класс)
Конспект урока в 6 классе
«Несклоняемые имена существительные»
Яковлева Анна Сергеевна
Русский язык
6 класс
Тема урока: Несклоняемые имена существительные
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Образовательные технологии: концентрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
Метапредметные: приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Оценка результата деятельности ученика | ||
1. Организационный момент. Психологическая установка | Включение учащихся в учебную деятельность | - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Открываем тетради, записываем: «Четырнадцатое декабря. Классная работа». | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание | Познавательные: ставят перед собой учебную цель Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
| Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны | ||
2. Актуализация опорных знаний | Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций»
| - Солнце согревает землю, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. Это цветик-семицветик. - Сколько у него должно быть лепестков?
- Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным (учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось: имя существительное - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - обозначает предмет; - бывает собственным и нарицательным - бывает одушевленным и неодушевленным - изменяется по родам - по числам - по падежам
| Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах.
Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное». | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству. | Письменная работа, понимание необходимости знания основных понятий по ранее изученным темам для совершенствования умений | ||
3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Создание проблемной ситуации.
| - А кто-нибудь из вас читал сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? О чем она?
- Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, которая поможет нам правильно определить тему сегодняшнего урока. УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ. «Сказка о замороженных словах» - Какие слова в сказке называются «странными, неизменяемыми»? Что не так в этих словах?
- Как мы еще можем доказать, что они иноязычные? - Для того, чтобы правильно писать эти слова, мы должны обратиться к чему?
- Вы сказали, что эти слова не хотят изменяться по падежам. Как иначе можно назвать изменение по падежам?
- Значит, как мы можем назвать все эти слова? - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая тема? Какие цели поставим перед собой? - Запишите тему в тетрадь.
- Откройте параграф 47, прочитайте его.
| Отвечают на вопросы. Слушают сказку, анализируют ее. Находят несклоняемые существительные.
- Слова иноязычного происхождения, они не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.
- К этим словам нельзя подобрать проверочные.
- К словарю! Исправляют друг друга.
- Склонение.
- Несклоняемые слова.
Работают с параграфом.
| Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера | Понимают, что появляется новое понятие, участвуют в диалоге, проверке | ||
4. Первичное усвоение новых знаний. | Прочитать неизменяемые слова. Составить с ними словосочетания | - Примеров «неизменяемых слов» очень много. Посмотрите на слайд. Прочитайте эти слова. - Давайте проверим, правильно ли мы произнесли эти слова. интервью кашне депо пенсне пальто пенальти конферансье пони шимпанзе какаду Осло
- Какая наука изучает нормы произношения слов? - Составьте с ними словосочетание с помощью картинок-подсказок значения несклоняемых слов
| Читают слова, анализируют их. | Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение | Отвечают на вопрос учителя, побуждение к высказыванию своего мнения. | ||
Физкультминутка | Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами. | - Ребята, а сейчас пришло время физкультминутки! Вам необходимо определить, какое слово изменяется, а какое нет. Если я называю несклоняемое слово – вы хлопаете один раз, если склоняемое –два. Всем понятно задание? Сено, пальто, кино, облако, метро, ведро, крыло, депо, табло, зерно. | Выполняют задание | Коммуникативные: умение работать в группе. | Личное участие в физкультминутке. | ||
5. Первичная проверка понимания. | Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить». Работа со словарем. («Веселый урок «Радионяня»)
| - Возвращаемся к работе. Давайте прослушаем песню (текст песни перед глазами). - О чем она? - Все мы улыбались, когда слушали эту песню. Каким приемом автор добивается эффекта комического?
- А так ли это смешно, нужно задуматься. Ведь ошибки в тексте нас вовсе не радуют.
- Найдите ошибки, исправьте.
- Значения каких слов вам непонятны? КТО БЫСТРЕЕ! Найдите толкование неизвестных слов в словаре. Словарная работа: Пенсне – это очки без дужек. | Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить».
- Использованием грамматических ошибок.
Поиск ошибок, исправление их (работа в группах). Чтение верных вариантов.
Работа со словарем и слайдом презентации.
| Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли. | Самостоятельное и групповое исправление ошибок, работа со словарем. | ||
6. Закрепление | Закрепление полученных знаний и умений. | - Выполните пунктуационный разбор этого предложения. Пенсне – это очки без дужек. - Почему в предложении стоит тире?
- Выполните упр. 266 учеб. | Выполняют пунктуационный разбор.
| Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности Коммуникативные: работают индивидуально, в парах | Осознают сильные и слабые стороны, намечают проблемы в понимании темы урока. | ||
7. Информация о домашнем задании. |
| - Запишите домашнее задание. Параграф 47. Упр. 267 | Задают вопросы по выполнению д/з. | Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников | Принятие домашнего задания | ||
8. Рефлексия. Оценка результатов работ | Выяснить качество усвоения учебного материала. | - Вспомните, какие цели ставил каждый перед собой в начале урока. - Достигли ли мы поставленных целей? - Все ли было понятно? - Назовите ребят, которые сегодня на уроке работали активно и добросовестно. - Оцените свою работу на уроке.
Учитель предлагает учащимся оценить урок, написать пожелания на солнце и облаках, которые лежат у ребят на парте.
| Каждый учащийся оценивают свою работу, подводит итог урока, выставляет оценку.
Ребята оценивают деятельность друг друга.
Пишут на облаках пожелания, вместе прикрепляют их к солнцу и цветку на доске. Солнце оставляют себе. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Самостоятельное осознание значимости знаний, умений в конкретной учебной ситуации. |
Информационные источники: