Конспект урока «Несклоняемые имена существительные» (Русский язык, 6 класс)
Конспект урока в 6 классе
«Несклоняемые имена существительные»
Яковлева Анна Сергеевна
Русский язык
6 класс
Тема урока: Несклоняемые имена существительные
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Образовательные технологии: концентрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
Метапредметные: приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.
Этап урока |
Цель урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
Оценка результата деятельности ученика |
||
1. Организационный момент. Психологическая установка |
Включение учащихся в учебную деятельность |
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка. Открываем тетради, записываем: «Четырнадцатое декабря. Классная работа». |
Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание |
Познавательные: ставят перед собой учебную цель Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
|
Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны |
||
2. Актуализация опорных знаний |
Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций»
|
- Солнце согревает землю, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. Это цветик-семицветик. - Сколько у него должно быть лепестков?
- Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным (учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось: имя существительное - отвечает на вопросы КТО? ЧТО? - обозначает предмет; - бывает собственным и нарицательным - бывает одушевленным и неодушевленным - изменяется по родам - по числам - по падежам
|
Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах.
Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное». |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству. |
Письменная работа, понимание необходимости знания основных понятий по ранее изученным темам для совершенствования умений |
||
3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Создание проблемной ситуации.
|
- А кто-нибудь из вас читал сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? О чем она?
- Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, которая поможет нам правильно определить тему сегодняшнего урока. УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ. «Сказка о замороженных словах» - Какие слова в сказке называются «странными, неизменяемыми»? Что не так в этих словах?
- Как мы еще можем доказать, что они иноязычные? - Для того, чтобы правильно писать эти слова, мы должны обратиться к чему?
- Вы сказали, что эти слова не хотят изменяться по падежам. Как иначе можно назвать изменение по падежам?
- Значит, как мы можем назвать все эти слова? - Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая тема? Какие цели поставим перед собой? - Запишите тему в тетрадь.
- Откройте параграф 47, прочитайте его.
|
Отвечают на вопросы. Слушают сказку, анализируют ее. Находят несклоняемые существительные.
- Слова иноязычного происхождения, они не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.
- К этим словам нельзя подобрать проверочные.
- К словарю! Исправляют друг друга.
- Склонение.
- Несклоняемые слова.
Работают с параграфом.
|
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера |
Понимают, что появляется новое понятие, участвуют в диалоге, проверке |
||
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Прочитать неизменяемые слова. Составить с ними словосочетания |
- Примеров «неизменяемых слов» очень много. Посмотрите на слайд. Прочитайте эти слова. - Давайте проверим, правильно ли мы произнесли эти слова. интервью кашне депо пенсне пальто пенальти конферансье пони шимпанзе какаду Осло
- Какая наука изучает нормы произношения слов? - Составьте с ними словосочетание с помощью картинок-подсказок значения несклоняемых слов
|
Читают слова, анализируют их. |
Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
Отвечают на вопрос учителя, побуждение к высказыванию своего мнения. |
||
Физкультминутка |
Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами. |
- Ребята, а сейчас пришло время физкультминутки! Вам необходимо определить, какое слово изменяется, а какое нет. Если я называю несклоняемое слово – вы хлопаете один раз, если склоняемое –два. Всем понятно задание? Сено, пальто, кино, облако, метро, ведро, крыло, депо, табло, зерно. |
Выполняют задание |
Коммуникативные: умение работать в группе. |
Личное участие в физкультминутке. |
||
5. Первичная проверка понимания. |
Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить». Работа со словарем. («Веселый урок «Радионяня»)
|
- Возвращаемся к работе. Давайте прослушаем песню (текст песни перед глазами). - О чем она? - Все мы улыбались, когда слушали эту песню. Каким приемом автор добивается эффекта комического?
- А так ли это смешно, нужно задуматься. Ведь ошибки в тексте нас вовсе не радуют.
- Найдите ошибки, исправьте.
- Значения каких слов вам непонятны? КТО БЫСТРЕЕ! Найдите толкование неизвестных слов в словаре. Словарная работа: Пенсне – это очки без дужек. |
Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить».
- Использованием грамматических ошибок.
Поиск ошибок, исправление их (работа в группах). Чтение верных вариантов.
Работа со словарем и слайдом презентации.
|
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли. |
Самостоятельное и групповое исправление ошибок, работа со словарем. |
||
6. Закрепление |
Закрепление полученных знаний и умений. |
- Выполните пунктуационный разбор этого предложения. Пенсне – это очки без дужек. - Почему в предложении стоит тире?
- Выполните упр. 266 учеб. |
Выполняют пунктуационный разбор.
|
Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности Коммуникативные: работают индивидуально, в парах |
Осознают сильные и слабые стороны, намечают проблемы в понимании темы урока. |
||
7. Информация о домашнем задании. |
|
- Запишите домашнее задание. Параграф 47. Упр. 267 |
Задают вопросы по выполнению д/з. |
Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников |
Принятие домашнего задания |
||
8. Рефлексия. Оценка результатов работ |
Выяснить качество усвоения учебного материала. |
- Вспомните, какие цели ставил каждый перед собой в начале урока. - Достигли ли мы поставленных целей? - Все ли было понятно? - Назовите ребят, которые сегодня на уроке работали активно и добросовестно. - Оцените свою работу на уроке.
Учитель предлагает учащимся оценить урок, написать пожелания на солнце и облаках, которые лежат у ребят на парте.
|
Каждый учащийся оценивают свою работу, подводит итог урока, выставляет оценку.
Ребята оценивают деятельность друг друга.
Пишут на облаках пожелания, вместе прикрепляют их к солнцу и цветку на доске. Солнце оставляют себе. |
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Самостоятельное осознание значимости знаний, умений в конкретной учебной ситуации. |
Информационные источники:
http://www.gifss.es/dollz/candy_chicos/10.gif
http://totali-spays2008.narod.ru/gif/boygirl/boy16.gif
http://www.advmarket.ru/claw_mon/1a3aba111f.gif
http://thumbs.gograph.com/gg58199531.jpg
http://old.tvc.ru/showImage.ashx?faid=dda9f8d4-4b5f-4175-8e6c-224f4ed145ac&w=320&h=240
http://s1.uploads.ru/t/E6SQI.png
http://dl5.glitter-graphics.net/pub/2035/2035375ttnl2hgwzr.gif
http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/23429204.2c8/0_77e47_2bd0c0e4_XL
http://i.allday.ru/uploads/posts/1209840389_filmstripvector_500.jpg
http://mynews-in.net/upload/news/2011/04/14/2370766_1.jpg
http://kino-aktiv.ru/uploads/posts/2012-12/1355777053_kino19.jpg
http://i051.radikal.ru/1107/fb/7ecc2497070b.jpg
http://news.vpn.by/images/779960_3.jpg
http://podarok-moscow.ru/admin/pictures/38114b.jpg
http://ufa.minfor.ru/file/18888.jpg
http://popugaichik.ucoz.ru/_pu/0/s97998.jpg
http://img.artoff.ru/_i/500/orig/1461.jpg
http://www.chaostrivia.com/images/content/questionpics/pic1492.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/mahnatik/14859529/165208/165208_320.jpg
http://argumenti.ru/images/preview/arhnews/884d86e38af6a4e570ccd2a75ac7065e.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/134091466.1e/0_8fa02_344cb147_XL
http://static.playcast.ru/uploads/2013/11/21/6623071.png
http://greekholidays.ru/files/images/hotel/2013/02/westin_resort-24_0.jpg
http://gorod.tomsk.ru/uploads/7643/1300094676/002_3.jpg
http://opticbox.ru/items/i3964/full_text/%CE%F7%EA%E8-%EF%E5%ED%F1%ED%E5.jpg
http://f-picture.net/lfp/i019.radikal.ru/1312/f2/f9ba54902c0b.jpg/htm
http://www.izhevskinfo.ru/pictures/news/9690.jpg
http://900igr.net/datai/obg/PDD-doroga/0007-005-Vidy-rabot-v-ramkakh-programmy-Perekrjostok.jpg
http://data16.gallery.ru/albums/gallery/174772-171b6-60999748-m750x740-u33698.jpg
http://poiskm.com/artist/892394-Radionyanya
http://www.touran-club.ru/attachments/5531d1343221693t-interesnaya-ssylka-radioniania.jpg
http://plastinka.org/uploads/posts/2009-05/1243347733_radionanya.jpg
http://audio-knigki.com/uploads/posts/2013-08/1376852615_radionyanya.jpg