Конспект урока «Несклоняемые имена существительные» (Русский язык, 6 класс)

5
0
Материал опубликован 4 April 2021

 

Конспект урока в 6 классе

«Несклоняемые имена существительные»

Яковлева Анна Сергеевна

Русский язык

6 класс

Тема урока: Несклоняемые имена существительные

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Образовательные технологии: концентрированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Цели урока:

Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;

Метапредметные: приобретение первичных навыков использования обобщенных способов деятельности для достижения учебной цели и создания собственных продуктов, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;

Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

1. Организационный момент. Психологическая установка

Включение учащихся в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Морфология – одной из самых красивых и богатых стран в мире, над которой всегда светит солнце. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут находчивость, внимание и смекалка.

Открываем тетради, записываем: «Четырнадцатое декабря. Классная работа».

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Познавательные: ставят перед собой учебную цель

Регулятивные: самоопределяются, настраиваются на урок

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

 

Готовы к сотрудничеству, внимательны, собраны

2. Актуализация опорных знаний

Повторение по теме «Имя существительное». Прием «Цветок ассоциаций»

 

 

- Солнце согревает землю, распускаются цветы. Вот и у нас начал распускаться цветок, который называется Имя существительное. Это цветик-семицветик.

- Сколько у него должно быть лепестков?

 

- Вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. У вас на парте лежит по одному лепестку. Работая в парах, на них вы сейчас напишете по одной ассоциации, связанной с именем существительным

(учитель собирает материал по группам и сам прикрепляет на цветок).

 

- Давайте посмотрим, что у нас получилось:

имя существительное

- отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

- обозначает предмет;

- бывает собственным и нарицательным

- бывает одушевленным и неодушевленным

- изменяется  по родам

- по числам

- по падежам

 

Пишут, читают вслух, чтобы избежать повторений, прикрепляют лепесток на место. Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы по теме «Имя существительное».

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в парах, учатся сотрудничеству.

Письменная работа, понимание необходимости знания основных понятий по ранее изученным темам для совершенствования умений

3.Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создание проблемной ситуации.

 

- А кто-нибудь из вас читал сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»? О чем она?

 

- Сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, которая поможет нам правильно определить тему сегодняшнего урока.

УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ СКАЗКУ. «Сказка о замороженных словах»

- Какие слова в сказке называются «странными, неизменяемыми»? Что не так в этих словах?


 

- Как мы еще можем доказать, что они иноязычные?

- Для того, чтобы правильно писать эти слова, мы должны обратиться к чему?

 

- Вы сказали, что эти слова не хотят изменяться по падежам. Как иначе можно назвать изменение по падежам?

 

- Значит, как мы можем назвать все эти слова?

- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая тема? Какие цели поставим перед собой?

- Запишите тему в тетрадь.


 

- Откройте параграф 47, прочитайте его.

 

Отвечают на вопросы.

Слушают сказку, анализируют ее.

Находят несклоняемые существительные.

 

- Слова иноязычного происхождения, они не хотели, как русские слова, изменяться по падежам.

 

 

 

 

 

- К этим словам нельзя подобрать проверочные.

 

- К словарю!

Исправляют друг друга.

 

 

- Склонение.

 

 

 

 

 

- Несклоняемые слова.

 

 

 

 

 

 

 

Работают с параграфом.

 

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи

Регулятивные:; обнаруживают отклонения, вносят коррективы, в случае с расхождения с эталоном

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество, контроль, коррекция действий партнера

Понимают, что появляется новое понятие, участвуют в диалоге, проверке

4. Первичное усвоение новых знаний.

Прочитать неизменяемые слова. Составить с ними словосочетания

- Примеров «неизменяемых слов» очень много. Посмотрите на слайд. Прочитайте эти слова.

- Давайте проверим, правильно ли мы произнесли эти слова.

интервью

кашне

депо

пенсне

пальто

пенальти

конферансье

пони

шимпанзе

какаду

Осло

 

- Какая наука изучает нормы произношения слов?

- Составьте с ними словосочетание с помощью картинок-подсказок значения несклоняемых слов

 

Читают слова, анализируют их.

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

Отвечают на вопрос учителя, побуждение к высказыванию своего мнения.

Физкультминутка

Выполнить зарядку, связать ее с изучаемыми темами.

- Ребята, а сейчас пришло время физкультминутки! Вам необходимо определить, какое слово изменяется, а какое нет. Если я называю несклоняемое слово – вы хлопаете один раз, если склоняемое –два. Всем понятно задание?

Сено, пальто, кино, облако, метро, ведро, крыло, депо, табло, зерно.

Выполняют задание

Коммуникативные: умение работать в группе.

Личное участие в физкультминутке.

5. Первичная проверка понимания.

Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить». Работа со словарем. («Веселый урок «Радионяня»)

 

- Возвращаемся к работе. Давайте прослушаем песню (текст песни перед глазами).

- О чем она?

- Все мы улыбались, когда слушали эту песню. Каким приемом автор добивается эффекта комического?

 

- А так ли это смешно, нужно задуматься. Ведь ошибки в тексте нас вовсе не радуют.

 

- Найдите ошибки, исправьте.

 

- Значения каких слов вам непонятны? КТО БЫСТРЕЕ! Найдите толкование неизвестных слов в словаре.

Словарная работа:

Пенсне – это очки без дужек.

Прослушивание песни «Про то, как не нужно говорить».

 

- Использованием грамматических ошибок.

 

 

Поиск ошибок, исправление их (работа в группах). Чтение верных вариантов.

 

 

Работа со словарем и слайдом презентации.

 

 

 

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: работают в группах, анализируют, исправляют ошибки, выражают свои мысли.

Самостоятельное и групповое исправление ошибок, работа со словарем.

6. Закрепление

Закрепление полученных знаний и умений.

- Выполните пунктуационный разбор этого предложения.

Пенсне – это очки без дужек.

- Почему в предложении стоит тире?

 

- Выполните упр. 266 учеб.

Выполняют пунктуационный разбор.

 

 

 

 

 

Познавательные: выполняют самостоятельно упражнение

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникшие трудности

Коммуникативные: работают индивидуально, в парах

Осознают сильные и слабые стороны, намечают проблемы в понимании темы урока.

7. Информация о домашнем задании.

 

- Запишите домашнее задание.

Параграф 47. Упр. 267

Задают вопросы по выполнению д/з.

Познавательные: усвоение способов выполнения домашнего задания

Регулятивные: выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные: выражают свои мысли, выслушивают мнение одноклассников

Принятие домашнего задания

8. Рефлексия.

Оценка результатов работ

Выяснить качество усвоения учебного материала.

- Вспомните, какие цели ставил каждый перед собой в начале урока.

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Все ли было понятно?

- Назовите ребят, которые сегодня на уроке работали активно и добросовестно.

- Оцените свою работу на уроке.

 

Учитель предлагает учащимся оценить урок, написать пожелания на солнце и облаках, которые лежат у ребят на парте.

 

Каждый учащийся оценивают свою работу, подводит итог урока, выставляет оценку.

 

Ребята оценивают деятельность друг друга.

 

Пишут на облаках пожелания, вместе прикрепляют их к солнцу и цветку на доске. Солнце оставляют себе.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Самостоятельное осознание значимости знаний, умений в конкретной учебной ситуации.

 

Информационные источники:

 

 

http://www.gifss.es/dollz/candy_chicos/10.gif

http://totali-spays2008.narod.ru/gif/boygirl/boy16.gif

http://www.advmarket.ru/claw_mon/1a3aba111f.gif

http://thumbs.gograph.com/gg58199531.jpg

http://old.tvc.ru/showImage.ashx?faid=dda9f8d4-4b5f-4175-8e6c-224f4ed145ac&w=320&h=240

http://s1.uploads.ru/t/E6SQI.png

http://dl5.glitter-graphics.net/pub/2035/2035375ttnl2hgwzr.gif

http://img-fotki.yandex.ru/get/6214/23429204.2c8/0_77e47_2bd0c0e4_XL

http://i.allday.ru/uploads/posts/1209840389_filmstripvector_500.jpg

http://filippoghidoni.altervista.org/alterpages/medium/5489284-illustrazione-dello-sfondo-astratto-con-un-film-ciak-e-una-bobina1.jpg

http://mynews-in.net/upload/news/2011/04/14/2370766_1.jpg

http://kino-aktiv.ru/uploads/posts/2012-12/1355777053_kino19.jpg

http://i051.radikal.ru/1107/fb/7ecc2497070b.jpg

http://news.vpn.by/images/779960_3.jpg

http://podarok-moscow.ru/admin/pictures/38114b.jpg

http://ufa.minfor.ru/file/18888.jpg

http://best-guide.ru/wp-content/uploads/2013/10/%D0%9A%D0%B0%D1%88%D0%BD%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1.jpg

http://popugaichik.ucoz.ru/_pu/0/s97998.jpg

http://img.artoff.ru/_i/500/orig/1461.jpg

http://www.chaostrivia.com/images/content/questionpics/pic1492.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/mahnatik/14859529/165208/165208_320.jpg

http://argumenti.ru/images/preview/arhnews/884d86e38af6a4e570ccd2a75ac7065e.jpg

http://www.bluesbrothers.ru/rubriki/steinwaysons_art_case_photo_02/art_case_photo/art_case_photo_alma-tadema_01.jpg

http://img-fotki.yandex.ru/get/6611/134091466.1e/0_8fa02_344cb147_XL

http://static.playcast.ru/uploads/2013/11/21/6623071.png

http://greekholidays.ru/files/images/hotel/2013/02/westin_resort-24_0.jpg

http://gorod.tomsk.ru/uploads/7643/1300094676/002_3.jpg

http://opticbox.ru/items/i3964/full_text/%CE%F7%EA%E8-%EF%E5%ED%F1%ED%E5.jpg

http://f-picture.net/lfp/i019.radikal.ru/1312/f2/f9ba54902c0b.jpg/htm

http://www.izhevskinfo.ru/pictures/news/9690.jpg

http://900igr.net/datai/obg/PDD-doroga/0007-005-Vidy-rabot-v-ramkakh-programmy-Perekrjostok.jpg

http://data16.gallery.ru/albums/gallery/174772-171b6-60999748-m750x740-u33698.jpg

http://poiskm.com/artist/892394-Radionyanya

http://www.touran-club.ru/attachments/5531d1343221693t-interesnaya-ssylka-radioniania.jpg

http://plastinka.org/uploads/posts/2009-05/1243347733_radionanya.jpg

http://www.shop.philips.ru/media/catalog/product/cache/1/small_image/800x600/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/s/c/scd580_00-rtp-global-001_highres.jpg

http://audio-knigki.com/uploads/posts/2013-08/1376852615_radionyanya.jpg

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации