12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шило Ольга Валентиновна130

МБОУ Раково- Таврическая средняя общеобразовательная школа №6

Русский язык в 5 классе

Урок-путешествие

Тема: «Употребление знаков препинания в простом

предложении ».

Учитель: Шило О.В.

2017 учебный год.

Урок – путешествие по стране «Пунктуация».

Тема урока: «Употребление знаков препинания в простом предложении»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о знаках препинания в конце и внутри простого предложения.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать правило постановки знаков препинания в конце и внутри простого предложения;

уметь находить в простых предложениях однородные члены, обращения, вводные слова;

уметь выделять на письме сравнительный оборот;

уметь объяснять употребление знаков препинания в конце и внутри простого предложения;

уметь строить простые осложненные предложения по опорным схемам.

Метапредметные:

формировать умение учащихся самостоятельно формулировать тему и цели урока;

ставить и находит пути решения проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;

умело пользоваться учебником, выбирая необходимый материал для решения проблемы;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные:

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

способствовать формированию интереса к изучению языка.

Ведущие виды деятельности: творческая, конструирование простых осложненных предложений.

Пунктограммы – знаки завершения, выделения, разделения.

Опознавательный признак – смысловой отрезок предложения.

Формы организации работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, работа в паре, устная, письменная.

Методы и приемы: проблемный, творческий, репродуктивный, рефлексивный.

Технологии: игровые, коллективные, информационные, здоровье сберегающие.

Оборудование: карточки для слабо успевающих, сигнальные карточки, карточка- рефлексия, схемы предложений, древо целей урока, рабочий лист ученика, компьютер, буква для составления слова, экран, призы для поощрения деятельности учащихся.

Ход урока

1. Мобилизующий этап.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, но для этого нужно проверить, все ли готовы, ведь оно будет нелегким.

Давайте проверим. Тетради есть? Учебники есть? Ручки есть? Дневники есть? Молодцы! Теперь я вижу, что все хорошо подготовились преодолевать все трудности нашего с вами путешествия.

2. Целеполагание.

Учитель: А куда же мы с вами отправимся, в какую страну? Это вам предстоит узнать, 1-я подсказка – это схемы на доске, а вторую подсказку послушайте:

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей- тире, в остальных многоточья,

Черточки, точки, кавычки и прочее…

(В.Хотомская)

-Что изучает пунктуация? (подсказка с.176- учебник)

-На какие группы делятся все пунктуационные правила? Вы можете воспользоваться подсказкой, которую найдете на странице 179 в учебнике.

Ира «Кто вперед?»

-Сформулируйте тему и цели урока.

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.

Цели: повторить и обобщить знания об употреблении знаков препинания в конце и внутри простого предложения. СЛАЙД 1

Учащиеся делают записи в рабочих листах. Оформляется «Древо целей урока».

3.Актуализация опорных знаний.

Блиц- опрос. Приобретение билетов на паровозик знаний. СЛАЙД 2

- Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, восклицательными. (НЕТ) СЛАЙД 3

- Обращения, вводные слова, сравнительные обороты на письме выделяются запятыми.(да) СЛАЙД 4

- Если два однородных члена предложения соединены одиночным союзом и, то запятая ставится.(Нет) СЛАЙД 5

- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. (Да) СЛАЙД 6

- Обращение-это слово (или словосочетание),называющее того, к кому обращаются с речью. (Да) СЛАЙД 7

- Вводные слова – это слова (или сочетание слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. (Да) СЛАЙД 8

- Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется со строчной буквы. (Нет)

СЛАЙД9

- Сравнительный оборот используют для сравнения предмета или признака с другим предметом, признаком. (Да) СЛАЙД 10.

Учитель:

-Ребята, поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? А кто справился с половиной заданий блиц- опроса? Молодцы! Вы все получаете билетики, можете на них подписать свою фамилию. Билетики сохраняем до конечной остановки!

4.Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока.

Остановка 1.Станция «Разделяйка»

А) Знаки препинания в конце предложения. Игра «Помоги Пете Ошибкину» выполнить задание.

Задание 1. Спишите, разделяя текст на предложения и расставляя знаки препинания.

Какие знаки вы использовали в конце предложений и почему?

Вы любите слушать весенний дождь медом пахнут луговые цветы и травы как чудесно весной СЛАЙД 11

Б)Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Кто вперед?»

[ ]? –первый ряд [ ]!- второй ряд [ ].- третий ряд (выполняют устно)

Остановка 3. Станция «Наблюдайка»- СЛАЙД 12

Задание 2. На какую тему даны эти предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. Работа в паре.

Ум одежда, которая никогда не износится.

Знание родник, который никогда не исчерпаешь.

Чтение вот лучшее учение.

Найди схему на доске, которая относится к этому правилу.

[ СУЩ.- СУЩ. ].

Физкультминутка.

1.Гимнастика для глаз. (Смотрим  вправо, смотрим влево, смотрим прямо, смотрим вверх, смотрим вниз)       Презентация- разминка  

2.Игра на внимание «Самый внимательный».

Подпрыгнем, если в конце предложения ставим восклицательный знак.

Присядем, если в конце предложения ставим точку.

Встанем, если в конце предложения ставим вопросительный знак.

(Как хорошо весной! На речке начался ледоход. Весь снег растаял? На улице прекрасная погода! В лесу распустились цветы. Ласточка  перелётная  птица?)

Остановка 4. Станция «Творческая» СЛАЙД 13

Задание 3. Составьте небольшой связный текст по картинке на тему : «Зима в лесу», используя простые предложения с однородными членами. Игра «Самый талантливый художник»

Что нужно помнить при составлении текста? Как будем его строить?

По типу- это текст описание. Какие члены предложения называются однородными?

-Какие схемы предложений, помещенные на доске, вы использовали в своем тексте?

-Придумайте и запишите предложение к схеме: [ О:О,О,О ]. Игра «Кто вперед?»

Остановка 5.Станция «Думайка» СЛАЙД 14

Задание 4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение, сравнительный оборот (знаки препинания не расставлены). Работа в парах.

1.Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?

2.Отговорила роща золотая…

 3. Расцветай наш край родной.

4.Золотые лучи словно стрелы сквозь клокастые тучи прошли...

-Номер какого предложения вы не выписали? Почему? Игра «Четвертый лишний».

Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Кто вперед?» -устно

[ О, ]. [ ,о ].

Остановка 6. Станция «Прочитайка» СЛАЙД 15

Задание 5. Учебник с.182 , 494- Найдите и выпишите вводные слова, которые обозначают отношение говорящего к высказываемой мысли. Осуществи взаимопроверку.

Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Самый, самый…»

[ Вв, ]. [ ,вв, ].- 1-й вариант письменно по 1-ой схеме, 2-й - по второй схеме.

Остановка 7. Станция «Конечная». СЛАЙД 16-17

Вот мы с вами и оказались на конечной станции. Многое повторили, вспомнили. Проверим свои силы: смогли ли вы достичь всех поставленных целей в начале урока или нет. Приступаем к выполнению задания.

Задание 7. Заполни данными примерами таблицу в своих рабочих листах.

У всех все получилось? Проверяем.

Пунктуационное правило

Примеры

Тире между подлежащим и сказуемым

Чтение- вот лучшее учение.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах.

Знаки препинания в предложениях с обращением

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами

Мы, конечно, верим в чудеса.

Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом

Мерцают, как живые, росинки на луне.

Домашнее задание: заполнить примерами, используя предложения из художественных произведений. –упр.486. с.-180 Подготовить устное высказывание на тему: «Знаки препинания внутри простого предложения».

5. Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 18.

Итак, все ли смогли достичь целей урока? Переверните ваш билетик с обратной стороны. Здесь дана таблица, где отображены все наши темы, которые вы должны были повторить и закрепить. Если вы все поняли, да еще можете помочь своему товарищу оказать помощь- значит вы достигли цели и ставите напротив знак +, а если вам еще не все понятно и надо еще поработать над данной темой- поставьте знак-. Что же у вас получилось? (дети зачитывают свои карточки и снимают листочки с «Древа целее урока».Учитель предлагает оценить свои и работу одноклассников самостоятельно, контролируя объективность оценки.

Что обобщал и повторял я на уроке

Я понял тему. Я молодец.

(ставлю +)

Я не все понял, мне нужно еще раз повторить тему.(ставлю -)

Знаки препинания в конце предложения

   

Предложения с однородными членами.

   

Тире между подлежащим и сказуемым в предложении

   

Предложения с обращением

   

Предложения с вводными словами

   

Предложения со сравнительным оборотом

   

Предложения с прямой речью

   


 

Учитель: Всем спасибо говорю,

Вас, ребята, я люблю.

Потрудились мы на славу,

Вот теперь я вас побалую…

(учить раздает памятные сувениры ученикам).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.