Конспект урока в классе «Пунктуация в простом предложении»
МБОУ Раково- Таврическая средняя общеобразовательная школа №6 Русский язык в 5 классе Урок-путешествие Тема: «Употребление знаков препинания в простом предложении ». Учитель: Шило О.В. 2017 учебный год. |
Урок – путешествие по стране «Пунктуация».
Тема урока: «Употребление знаков препинания в простом предложении»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся о знаках препинания в конце и внутри простого предложения.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать правило постановки знаков препинания в конце и внутри простого предложения;
уметь находить в простых предложениях однородные члены, обращения, вводные слова;
уметь выделять на письме сравнительный оборот;
уметь объяснять употребление знаков препинания в конце и внутри простого предложения;
уметь строить простые осложненные предложения по опорным схемам.
Метапредметные:
формировать умение учащихся самостоятельно формулировать тему и цели урока;
ставить и находит пути решения проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности;
умело пользоваться учебником, выбирая необходимый материал для решения проблемы;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
способствовать формированию интереса к изучению языка.
Ведущие виды деятельности: творческая, конструирование простых осложненных предложений.
Пунктограммы – знаки завершения, выделения, разделения.
Опознавательный признак – смысловой отрезок предложения.
Формы организации работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, работа в паре, устная, письменная.
Методы и приемы: проблемный, творческий, репродуктивный, рефлексивный.
Технологии: игровые, коллективные, информационные, здоровье сберегающие.
Оборудование: карточки для слабо успевающих, сигнальные карточки, карточка- рефлексия, схемы предложений, древо целей урока, рабочий лист ученика, компьютер, буква для составления слова, экран, призы для поощрения деятельности учащихся.
Ход урока
1. Мобилизующий этап.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие, но для этого нужно проверить, все ли готовы, ведь оно будет нелегким.
Давайте проверим. Тетради есть? Учебники есть? Ручки есть? Дневники есть? Молодцы! Теперь я вижу, что все хорошо подготовились преодолевать все трудности нашего с вами путешествия.
2. Целеполагание.
Учитель: А куда же мы с вами отправимся, в какую страну? Это вам предстоит узнать, 1-я подсказка – это схемы на доске, а вторую подсказку послушайте:
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей- тире, в остальных многоточья,
Черточки, точки, кавычки и прочее…
(В.Хотомская)
-Что изучает пунктуация? (подсказка с.176- учебник)
-На какие группы делятся все пунктуационные правила? Вы можете воспользоваться подсказкой, которую найдете на странице 179 в учебнике.
Ира «Кто вперед?»
-Сформулируйте тему и цели урока.
Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.
Цели: повторить и обобщить знания об употреблении знаков препинания в конце и внутри простого предложения. СЛАЙД 1
Учащиеся делают записи в рабочих листах. Оформляется «Древо целей урока».
3.Актуализация опорных знаний.
Блиц- опрос. Приобретение билетов на паровозик знаний. СЛАЙД 2
- Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными, восклицательными. (НЕТ) СЛАЙД 3
- Обращения, вводные слова, сравнительные обороты на письме выделяются запятыми.(да) СЛАЙД 4
- Если два однородных члена предложения соединены одиночным союзом и, то запятая ставится.(Нет) СЛАЙД 5
- Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. (Да) СЛАЙД 6
- Обращение-это слово (или словосочетание),называющее того, к кому обращаются с речью. (Да) СЛАЙД 7
- Вводные слова – это слова (или сочетание слов), при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказываемому. (Да) СЛАЙД 8
- Прямая речь всегда заключается в кавычки и пишется со строчной буквы. (Нет)
СЛАЙД9
- Сравнительный оборот используют для сравнения предмета или признака с другим предметом, признаком. (Да) СЛАЙД 10.
Учитель:
-Ребята, поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки? А кто справился с половиной заданий блиц- опроса? Молодцы! Вы все получаете билетики, можете на них подписать свою фамилию. Билетики сохраняем до конечной остановки!
4.Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме урока.
Остановка 1.Станция «Разделяйка»
А) Знаки препинания в конце предложения. Игра «Помоги Пете Ошибкину» выполнить задание.
Задание 1. Спишите, разделяя текст на предложения и расставляя знаки препинания.
Какие знаки вы использовали в конце предложений и почему?
Вы любите слушать весенний дождь медом пахнут луговые цветы и травы как чудесно весной СЛАЙД 11
Б)Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Кто вперед?»
[ ]? –первый ряд [ ]!- второй ряд [ ].- третий ряд (выполняют устно)
Остановка 3. Станция «Наблюдайка»- СЛАЙД 12
Задание 2. На какую тему даны эти предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните их постановку. Работа в паре.
Ум одежда, которая никогда не износится.
Знание родник, который никогда не исчерпаешь.
Чтение вот лучшее учение.
Найди схему на доске, которая относится к этому правилу.
[ СУЩ.- СУЩ. ].
Физкультминутка.
1.Гимнастика для глаз. (Смотрим вправо, смотрим влево, смотрим прямо, смотрим вверх, смотрим вниз) Презентация- разминка
2.Игра на внимание «Самый внимательный».
Подпрыгнем, если в конце предложения ставим восклицательный знак.
Присядем, если в конце предложения ставим точку.
Встанем, если в конце предложения ставим вопросительный знак.
(Как хорошо весной! На речке начался ледоход. Весь снег растаял? На улице прекрасная погода! В лесу распустились цветы. Ласточка перелётная птица?)
Остановка 4. Станция «Творческая» СЛАЙД 13
Задание 3. Составьте небольшой связный текст по картинке на тему : «Зима в лесу», используя простые предложения с однородными членами. Игра «Самый талантливый художник»
Что нужно помнить при составлении текста? Как будем его строить?
По типу- это текст описание. Какие члены предложения называются однородными?
-Какие схемы предложений, помещенные на доске, вы использовали в своем тексте?
-Придумайте и запишите предложение к схеме: [ О:О,О,О ]. Игра «Кто вперед?»
Остановка 5.Станция «Думайка» СЛАЙД 14
Задание 4. Выпишите номера предложений, в которых есть обращение, сравнительный оборот (знаки препинания не расставлены). Работа в парах.
1.Чем вы гости торг ведёте и куда теперь плывёте?
2.Отговорила роща золотая…
3. Расцветай наш край родной.
4.Золотые лучи словно стрелы сквозь клокастые тучи прошли...
-Номер какого предложения вы не выписали? Почему? Игра «Четвертый лишний».
Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Кто вперед?» -устно
[ О, ]. [ ,о ].
Остановка 6. Станция «Прочитайка» СЛАЙД 15
Задание 5. Учебник с.182 , 494- Найдите и выпишите вводные слова, которые обозначают отношение говорящего к высказываемой мысли. Осуществи взаимопроверку.
Работа со схемами. Конструирование предложения по схеме. Игра «Самый, самый…»
[ Вв, ]. [ ,вв, ].- 1-й вариант письменно по 1-ой схеме, 2-й - по второй схеме.
Остановка 7. Станция «Конечная». СЛАЙД 16-17
Вот мы с вами и оказались на конечной станции. Многое повторили, вспомнили. Проверим свои силы: смогли ли вы достичь всех поставленных целей в начале урока или нет. Приступаем к выполнению задания.
Задание 7. Заполни данными примерами таблицу в своих рабочих листах.
У всех все получилось? Проверяем.
Пунктуационное правило |
Примеры |
Тире между подлежащим и сказуемым |
Чтение- вот лучшее учение. |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
Пляшут искорки рассвета на деревьях и кустах. |
Знаки препинания в предложениях с обращением |
Пожелай нам, ветер, доброго пути. |
Знаки препинания в предложениях с вводными словами |
Мы, конечно, верим в чудеса. |
Знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом |
Мерцают, как живые, росинки на луне. |
Домашнее задание: заполнить примерами, используя предложения из художественных произведений. –упр.486. с.-180 Подготовить устное высказывание на тему: «Знаки препинания внутри простого предложения».
5. Итог урока. Рефлексия. СЛАЙД 18.
Итак, все ли смогли достичь целей урока? Переверните ваш билетик с обратной стороны. Здесь дана таблица, где отображены все наши темы, которые вы должны были повторить и закрепить. Если вы все поняли, да еще можете помочь своему товарищу оказать помощь- значит вы достигли цели и ставите напротив знак +, а если вам еще не все понятно и надо еще поработать над данной темой- поставьте знак-. Что же у вас получилось? (дети зачитывают свои карточки и снимают листочки с «Древа целее урока».Учитель предлагает оценить свои и работу одноклассников самостоятельно, контролируя объективность оценки.
Что обобщал и повторял я на уроке |
Я понял тему. Я молодец. (ставлю +) |
Я не все понял, мне нужно еще раз повторить тему.(ставлю -) |
Знаки препинания в конце предложения |
||
Предложения с однородными членами. |
||
Тире между подлежащим и сказуемым в предложении |
||
Предложения с обращением |
||
Предложения с вводными словами |
||
Предложения со сравнительным оборотом |
||
Предложения с прямой речью |
Учитель: Всем спасибо говорю,
Вас, ребята, я люблю.
Потрудились мы на славу,
Вот теперь я вас побалую…
(учить раздает памятные сувениры ученикам).