Интегрированный урок в РВГ «Вулканы. Горячие источники» (5–6 классы)
Интегрированный урок в РВГ «Вулканы. Горячие источники»
(5 класс – природоведение, 6 класс – география)
образовательные общие:
- изучение причин и последствий вулканизма;
5 класс:
формирование представления о происхождении горячих источников и вулканов, их строении;
ознакомление с понятием «сейсмически активные районы»;
6 класс:
углубление и расширение знаний о происхождении и строении вулканов и горячих источников;
выявление отличий действующих и потухших вулканов.
развивающие:
развитие мыслительного процесса и творческих способностей обучающихся;
развитие навыков самообразования;
развитие умения работать в разновозрастных группах;
развитие внимания, памяти, речи.
воспитательные:
формирование естественнонаучного мировоззрения;
формирование коммуникативных качеств учащихся, культуры общения, ответственности за учебные знания, умения и навыки каждого члена группы.
Оборудование: учебная таблица «Типы вулканов», карта полушарий, рабочие тетради, учебники, карточки с терминами: «мантия», «магма», «лава», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи».
Место проведения: учебный кабинет биологии. Занятие проводится учителями биологии (Б) и географии (Г).
Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.
План занятия:
организационный момент
определение темы и цели занятия
сообщения учащихся
закрепление и повторение изученного
самостоятельная работа
подведение итогов занятия
домашнее задание
План занятия:
Этапы занятия | Время этапа | Деятельность учителей | Деятельность учащихся | ||||
5 класс | 6 класс | 5 класс | 6 класс | ||||
1. Организационный момент | 3 мин | Приветствуют ребят, гостей. Создают эмоциональный настрой. Мотивиру-ют учебную деятель-ность в двух классах. | Рассказывают два мифа о происхождении вулканов (приложение 1). | Слушают. | |||
2. Определение темы и цели занятия | 3 мин | Б. Задаёт вопросы для определения темы, цели и задач занятия. Г. Записывает задачи занятия на доске. | Отвечают на вопросы, определяя тему, цель и задачи занятия. | ||||
3. Изучение нового материала | Обобщение и актуали-зация знаний | 7 мин | Г. Организует выступления шестиклассников, помогает им выпол-нить схему на доске. Б. Помогает пятиклассникам правильно сделать записи в тетрадь. | Слушают объяснения шестиклас-сников, делают записи в рабочую тетрадь. | Выступают с сообщениями о строении вулкана и зарисовывают схему на доску. Рассказывают о продуктах извержения вулканов (приложение 2). | ||
4. Первичное осмысление изученного материала | Обобщение и система-тизация знаний | 13 мин | Г. Рассказывает о сейсмически активных зонах, видах вулканов, горячих источниках. Организует фронтальную беседу по изучаемому материалу (приложение 3). Б. Размещает на доске карточки с поня-тиями, демонстрирует минеральную воду. | Отвечают на вопросы учителя, работают с картой. | Помогают отвечать на вопросы в случае затруднения, работают с картой. | ||
5. Закрепление знаний. | 7 мин | Б. Организует анализ сообщения и стихотворения (приложение 6). Г. Создаёт проблем-ную ситуацию (приложение 7). | Читают стихотворение А. С. Пушкина «Везувий зев открыл…» (приложение 5). | Сообщение об извержении Везувия и гибели Помпеи (приложение 4). | |||
6. Подведение итогов занятия. | 4 мин | Б. Организует коллективный анализ работы на занятии. Г. Размещает на доске вопросы для рефлексии. | Анализируют выполнение задач занятия, оценивают свою работу и каждого; своё состояние на занятии (приложение 8). | ||||
7. Домашнее задание. | 3 мин | Организуют выбор учащимися домашнего задания. | По выбору или вопросы на стр. 66. | По выбору или обозначить на контурных картах потухшие и действующие вулканы. |
Приложение 1:
1 миф.
В одном древнегреческом мифе описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, который олицетворял огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух. Рухнул Тифон на землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул его в мрачный подземный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.
2 миф.
По преданию у древних римлян бог огня и кузнечного дела Вулкан ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкане в море, у берегов Италии. Из горы непрестанно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
Приложение 2:
Вулкан – это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.
Кратер – (от греч. krater – большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой куполообразные.
Лава имеет температуру 1000˚C и течет по склонам со скоростью 50 км/ч. Как только лава встречает на своем пути реку, озеро или море, оно быстро застывает и образует вулканическое стекло.
Вулканические бомбы и глыбы. Глыбы имеют угловатую форму и бывают очень большой величины, иногда с дачный дом. Округлые бомбы приобретают форму в полете, у некоторых даже образуется хвост, как у кометы.
Вулканический пепел похож на обыкновенный, но если посмотреть под микроскопом, то станет видно, что это осколки вулканического стекла, их форма – маленькие треугольники.
Вулканические газы – это горячие газы, температура их достигает 800-1000˚C. Раскаленные тяжелые газы несутся вниз по склону со скоростью 300км/ч, уничтожая деревья, дома, людей.
Приложение 3:
- По каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не просто гора?
- Как называется второе жерло и кратер?
- Какие бывают типы конусов вулканов?
- Каково состояние мантии?
- Почему мантия вязка, ведь она нагрета до температуры 2000-2500˚C?
- Где, по-вашему, мантия станет жидкой?
- Когда магма выльется наружу, чем она станет?
- В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?
- Где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке?
- Чем отличаются действующие, потухшие и заснувшие вулканы?
- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?
Приложение 4:
24 августа около часа пополудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело. Между тем из Везувия стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь…
Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Стабию сожгли потоки лавы, Геркуланум затопили грязекаменные потоки, а Помпеи завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей.
Приложение 5:
Везувий зев открыл –
Дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось,
Как боевое знамя.
Земля волнуется –
С шатнувшихся колонн
Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем,
Под воспаленным прахом.
Толпами, стар и млад,
Бежит из града вон.
(А.С. Пушкин.)
Приложение 6:
- Что вы почувствовали, прослушав описание гибели Помпеи?
- Какую угрозу несут извержения вулканов?
- Перекликается ли стихотворение Пушкина с описанием Плиния?
- Какие продукты извержения описываются в стихотворении А. С. Пушкина?
Приложение 7:
- Возможно ли извержение вулкана на территории Москвы?
Приложение 8:
Мне понравилось на уроке (что?).......................................................................................
Мне было (скучно, интересно, весело, познавательно)...................................................
Я на уроке чувствовал себя (неловко, уверенно)..............................................................
Я бы изменил........................................................................................................................