Урок географии в 5 классе «Движение земной коры. Вулканы. Гейзеры»

0
0
Материал опубликован 16 August 2019

Пояснительная записка к презентации


Движение земной коры. Вулканы. гейзеры
PPTX / 10.41 Мб

Контроль по теме
DOCX / 12.46 Кб

Тема: «Вулканы»

Цель урока:

создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;

обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава, гейзер.

Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

умение находить в разных источниках и анализировать информацию

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и картой учебника «Землетрясения и вулканы» (рис.50, стр. 76)

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная

Тип урока: комбинированный

Структура и ход урока


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.


 


 


 


 


 

 

Подготовка класса к уроку.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы.

Работайте внимательно, дружно и старательно

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- О чём вы узнали на предыдущих уроках(землетрясениях, литосферных плитах, горных породах, полезных ископаемых)

Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом(рабочей картой).

Учитель просит выполнить тест:

- У вас на партах лежат рабочие карты. Откройте первую страницу, вы увидите тест с бланком ответов, подпишите и переносите правильные ответы в бланк. Тест «Литосфера»

Обучающиеся готовят своё рабочее место.


 


 


 


 


 


 


 

(Ученики отвечают на вопросы учителя.)

 

Учебно- познавательный интерес к географии

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом


 


 


 


 


 


 


 

 

2.

Мотивация к учебной деятельности

- Земные недра человечеству практически недоступны.

И поэтому они таят в себе

очень много загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на Земле места,

где можно заглянуть

в земное “нутро”

и даже потрогать вещество,

только что поднятое из глубин Земли.

Учитель предлагает обучающимся

совершить

путешествие в глубины литосферы

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:

Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.

- Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно ,

Тема нашего урока «Вулканы»

- Скажите, а что вы знаете о вулканах?

Обучающиеся, слушают отрывок из произведения Ж.Верна и формулируют тему урока


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Понимание роли и значения географических знаний

 

Умение сформулировать тему урока


 


 


 


 


 


 

 

3.

Определение цель и задач урока.

-Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются?

Какую же цель мы с вами поставим на урок?

 

- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель?


 

 

Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности.

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

2 задачу: Узнать типы вулканов.

3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма )

Понимание важности изучения данной темы урока

Ставить цель урока и задачи.

Умение ставить цель урока под руководством учителя

4

Актуализация знаний

- для начала мы с вами узнаем откуда произошло название «вулкан»?

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

 

Учебно- познавательный интерес природному явлению

Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан»

Умение мыслить ассоциативно

5.

Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

-Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….)

- Давайте сами попробуем дать определение слову «вулкан».


 

- Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике

на стр.77

и в вашем Глоссарии.

Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да)

- Далее что нам предстоит выяснить?

(строение вулкана)

Вулкан, ребята, имеет особое строение.

- А сейчас откройте конверт,

который находится

в вашей рабочей карте. Достаньте схему

вулкана. С обратной стороны

находится двусторонний скотч,

аккуратно отделите белую полосочку

и приклейте схему себе в тетрадь.

Подпишите части вулкана и с помощью

Глоссария дайте определение

каждой части вулкана.

Для выполнения этого задания я предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

Смотрим внимательно.

В помощь учебник на стр.77, рис51

https://learningapps.org/4760778


 

 

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23 Стр. 77, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.

 

Понимание значимости изучения природного явления

Знать признаки вулкана и его отличительные черты

Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника

 


 

- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да)

- Определили строение вулкана? (да)

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23, Стр. 77, рис.51 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание (подписать части строения вулкана)

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана

Умение работать с тестом и рисунком в учебнике

 

- Переходим к решению второй задачи.

Работа выполняется по группам, то есть в парах.

- Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.

После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание.

1 группе/паре: заполнить схему формы вулканов.

2группе/паре: заполнить схему типы вулканов по активности.

- И найти и отметить примеры вулканов в атласе или в учебнике на стр.76, рис.50.

- При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? (как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы)

- А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои таблички. (Ключевская Сопка, Эльбрус, Этна, Килиманджаро, Везувий и др.)

Физкультминутка

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом.

И работать вновь начнем

Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов.

Работают в контурных картах.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать типы вулканов, их обозначения на карте

Умение работать со схемой и атласом

 

- Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Самым известным извержением в Европе остаётся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия), погибло 2000 человек, сожжённые лавой. Ничто не предвещало эту беду:

 

Ночью или утром рано спали горожане,

Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы

Так под лавою и пеплом, погиб город славный.

 

Извержение вулкана Везувий произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни.

Это громадное полотно длинной 6 м. и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине? ( Ужас, страх, неизбежность гибели).

- Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам).

Послушайте, как взволнованно отозвался о картине Брюллова А.С.Пушкин в стихотворении 1834года.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём,

Под воспалённым страхом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

 

Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф Земли.

Это отрицательное воздействие вулканов.

- Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.

- Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;

образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.

Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да)

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения.


 

Ужас, страх, желание спастись


 

Высказывают предположение.

СООБЩЕНИЕ уч-ся о вулкане Везувий.


 


 


 

 

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов

Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи

 

Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находится вулканов на планете Земля?

Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?»

-А почему как вы думаете именно здесь?

Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов»


 

-Решили мы с вами третью задачу? (да)

Используя рис.50 на стр. 76 §22 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.

Понимание роли и значения географических знаний

Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана

Выявлять причинно- следственные связи

 

Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры.

(Демонстрация видео о гейзерах)

Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°С. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

В России этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол- ве Камчатка.

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения

Понимание роли гейзеров в жизни людей

Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера

Выявлять причину образования

гейзера

6

Контроль за сформированностью знаний.

Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары»

Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров

Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого

7

Рефлексия

Прием «Закончи фразу»

Подумайте в парах, как вы работали на уроке, довольны ли собой

На уроке я работал (активно \не активно).

Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

Урок мне показался (коротким/длинным)

Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен)

Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось)

 

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение выражать отношение к уроку

8

Домашнее задание дифференцированное

Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания:

1. Прочитать § 23 , выполнить задание № 8,9 на стр.79

2. Прочитать § 23, приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере

3. Прочитать § 23. Сделать макет вулкана.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение планировать выполнение домашнего задания


Глоссарий
DOCX / 50.06 Кб

Подписать строение вулкана
DOCX / 61.94 Кб

Предварительный просмотр презентации

Имя   Фамилия   № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оценка А                       Б                       В                       Г                       Проверка домашнего задания

Взаимопроверка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответ б б а б вба а а б г б

Тема урока: «Вулканы»

Цели урока: Цели урока: Задачи урока:

ВУЛКАН Какие ассоциации возникают со словом «вулкан»

Подписать части https://learningapps.org/4760778

«Типы вулканов» по форме щитовой ВУЛКАНЫ

«Типы вулканов»

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Составные части вулкана Правильный ответ Варианты ответов 1. Кратер   А) Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана   2. Жерло   Б) Углубление в верхней части вулкана   3. Очаг магмы   В) Вулкан с густой лавой и крутыми склонами   4.Лава     Г) Самый высокий действующий вулкан России   5.Конический вулкан     Д) Вулкан, извержения которого прекратились   6. Щитовой вулкан     Е) Канал, по которому поднимается магма   7. Вулканические бомбы   Ж) Магма, излившаяся на поверхность   8.Действующий вулкан   З) Вулкан, извержения которого повторяются   9.Потухший вулкан     И) Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами   10.Ключевская Сопка     К) Расплавленная мантия в глубинах Земли  

Прием «Закончи фразу» На уроке я работал (активно \не активно). Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен) Урок мне показался (коротким/длинным) Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен) 5. Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось)

Домашнее задание (дифференцированное): 1. Прочитать §23 , выполнить задание № 8,9 на стр.79 2. Прочитать §23. Приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Сделать макет вулкана.

Используемые ресурсы: https://strannik.pw/images/banners/2017-04-28_183339.jpg; http://fb.ru/article/220386/pompei-istoriya-gibeli-goroda-s-foto-istoriya-raskopok-pompei-pompei-alternativnaya-istoriya; http://mtdata.ru/u17/photoB1C2/20569592306-0/original.jpg; https://learningapps.org/4760778;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.