Урок географии в 5 классе «Движение земной коры. Вулканы. Гейзеры»
Пояснительная записка к презентации
Движение земной коры. Вулканы. гейзеры
PPTX / 10.41 Мб
Контроль по теме
DOCX / 12.46 Кб
Тема: «Вулканы»
Цель урока:
создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;
обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава, гейзер.
Планируемые результаты:
предметные
знать строение вулкана, их виды;
уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;
объяснять причины возникновения вулканов;
приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;
определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.
личностные
осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;
создание упрощенной схемы вулкана.
метапредметные
умение находить в разных источниках и анализировать информацию
умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы
Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»
Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и картой учебника «Землетрясения и вулканы» (рис.50, стр. 76)
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная
Тип урока: комбинированный
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
1.
|
Подготовка класса к уроку. Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Сели правильно, красиво. Чтоб на урок хватило силы. Работайте внимательно, дружно и старательно Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! - О чём вы узнали на предыдущих уроках(землетрясениях, литосферных плитах, горных породах, полезных ископаемых) Проверка домашнего задания. Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом(рабочей картой). Учитель просит выполнить тест: - У вас на партах лежат рабочие карты. Откройте первую страницу, вы увидите тест с бланком ответов, подпишите и переносите правильные ответы в бланк. Тест «Литосфера» |
Обучающиеся готовят своё рабочее место.
(Ученики отвечают на вопросы учителя.)
|
Учебно- познавательный интерес к географии |
Знать основные правила работы в кабинете географии |
Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом
|
2. |
Мотивация к учебной деятельности - Земные недра человечеству практически недоступны. И поэтому они таят в себе очень много загадок, которые люди стремятся разгадать. Но есть на Земле места, где можно заглянуть в земное “нутро” и даже потрогать вещество, только что поднятое из глубин Земли. Учитель предлагает обучающимся совершить путешествие в глубины литосферы Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна: “Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”. - Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно , Тема нашего урока «Вулканы» - Скажите, а что вы знаете о вулканах? |
Обучающиеся, слушают отрывок из произведения Ж.Верна и формулируют тему урока
|
Понимание роли и значения географических знаний |
|
Умение сформулировать тему урока
|
3. |
Определение цель и задач урока. -Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются? Какую же цель мы с вами поставим на урок?
- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель?
|
Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности. Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана 2 задачу: Узнать типы вулканов. 3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма ) |
Понимание важности изучения данной темы урока |
Ставить цель урока и задачи. |
Умение ставить цель урока под руководством учителя |
4 |
Актуализация знаний - для начала мы с вами узнаем откуда произошло название «вулкан»? Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами. |
|
Учебно- познавательный интерес природному явлению |
Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан» |
Умение мыслить ассоциативно |
5. |
Изучение нового материала Учитель задаёт вопросы: - Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»? -Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….) - Давайте сами попробуем дать определение слову «вулкан».
- Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике на стр.77 и в вашем Глоссарии. Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да) - Далее что нам предстоит выяснить? (строение вулкана) Вулкан, ребята, имеет особое строение. - А сейчас откройте конверт, который находится в вашей рабочей карте. Достаньте схему вулкана. С обратной стороны находится двусторонний скотч, аккуратно отделите белую полосочку и приклейте схему себе в тетрадь. Подпишите части вулкана и с помощью Глоссария дайте определение каждой части вулкана. Для выполнения этого задания я предлагаю вам посмотреть видеосюжет. Смотрим внимательно. В помощь учебник на стр.77, рис51 https://learningapps.org/4760778
|
Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23 Стр. 77, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.
|
Понимание значимости изучения природного явления |
Знать признаки вулкана и его отличительные черты |
Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника |
|
- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да) - Определили строение вулкана? (да) |
Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23, Стр. 77, рис.51 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание (подписать части строения вулкана) |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана |
Умение работать с тестом и рисунком в учебнике |
|
- Переходим к решению второй задачи. Работа выполняется по группам, то есть в парах. - Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности. После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание. 1 группе/паре: заполнить схему формы вулканов. 2группе/паре: заполнить схему типы вулканов по активности. - И найти и отметить примеры вулканов в атласе или в учебнике на стр.76, рис.50. - При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? (как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы) - А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои таблички. (Ключевская Сопка, Эльбрус, Этна, Килиманджаро, Везувий и др.) Физкультминутка Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен Покружили головой Не пора ли нам домой Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка Развернулись все кругом. И работать вновь начнем |
Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов. Работают в контурных картах. |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать типы вулканов, их обозначения на карте |
Умение работать со схемой и атласом |
|
- Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Самым известным извержением в Европе остаётся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия), погибло 2000 человек, сожжённые лавой. Ничто не предвещало эту беду:
Ночью или утром рано спали горожане, Вдруг из кратера вулкана показалось пламя. Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы Так под лавою и пеплом, погиб город славный.
Извержение вулкана Везувий произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни. Это громадное полотно длинной 6 м. и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление. Посмотрите внимательно на картину и скажите: - О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине? ( Ужас, страх, неизбежность гибели). - Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам). Послушайте, как взволнованно отозвался о картине Брюллова А.С.Пушкин в стихотворении 1834года. Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя Широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется - с шатнувшихся колонн Кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождём, Под воспалённым страхом, Толпами, стар и млад, бежит из града вон.
Да ребята при извержении вулканов гибнут люди, растения и животные; разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб; изменяется рельеф Земли. Это отрицательное воздействие вулканов. - Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор. - Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу? Положительное: вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие; образуются месторождения полезных ископаемых; продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами. Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да)
|
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения.
Ужас, страх, желание спастись
Высказывают предположение. СООБЩЕНИЕ уч-ся о вулкане Везувий.
|
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов |
Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи |
|
Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находится вулканов на планете Земля? Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?» -А почему как вы думаете именно здесь? Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов»
-Решили мы с вами третью задачу? (да) |
Используя рис.50 на стр. 76 §22 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения. |
Понимание роли и значения географических знаний |
Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана |
Выявлять причинно- следственные связи |
|
Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры. (Демонстрация видео о гейзерах) Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°С. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду. В России этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол- ве Камчатка.
|
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения |
Понимание роли гейзеров в жизни людей |
Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера |
Выявлять причину образования гейзера |
6 |
Контроль за сформированностью знаний. Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары» |
Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу. |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров |
Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого |
7 |
Рефлексия Подумайте в парах, как вы работали на уроке, довольны ли собой На уроке я работал (активно \не активно). Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен) Урок мне показался (коротким/длинным) Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен) Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось) |
|
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать основные понятия, изученные на уроке |
Умение выражать отношение к уроку |
8 |
Домашнее задание дифференцированное Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания: 1. Прочитать § 23 , выполнить задание № 8,9 на стр.79 2. Прочитать § 23, приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере 3. Прочитать § 23. Сделать макет вулкана. |
Обучающиеся записывают домашнее задание |
Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме |
Знать основные понятия, изученные на уроке |
Умение планировать выполнение домашнего задания |
Глоссарий
DOCX / 50.06 Кб
Подписать строение вулкана
DOCX / 61.94 Кб