12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Кочнева171
Сайт https://kochneva.ucoz.net/
Россия, Крым респ., Севастополь
0

Урок в 5 классе «Движение земной коры. Вулканы. Гейзеры»




Движение земной коры. Вулканы. гейзеры
PPTX / 10.41 Мб

Контроль по теме
DOCX / 12.46 Кб

Тема: «Вулканы»

Цель урока:

создать условия для формирования знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;

обеспечить усвоение учащимися новых понятий и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан, магма, лава, гейзер.

Планируемые результаты:

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные

умение находить в разных источниках и анализировать информацию

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта полушарий, картина К. Брюллова «Последний день Помпеи»

Работа с учебником: работа с текстом, рисунками и картой учебника «Землетрясения и вулканы» (рис.50, стр. 76)

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, фронтальная, самостоятельная

Тип урока: комбинированный

Структура и ход урока


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.


 


 


 


 


 

 

Подготовка класса к уроку.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок.

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы.

Работайте внимательно, дружно и старательно

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

- О чём вы узнали на предыдущих уроках(землетрясениях, литосферных плитах, горных породах, полезных ископаемых)

Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает обучающимся подготовить своё рабочее место и познакомиться с раздаточным материалом(рабочей картой).

Учитель просит выполнить тест:

- У вас на партах лежат рабочие карты. Откройте первую страницу, вы увидите тест с бланком ответов, подпишите и переносите правильные ответы в бланк. Тест «Литосфера»

Обучающиеся готовят своё рабочее место.


 


 


 


 


 


 


 

(Ученики отвечают на вопросы учителя.)

 

Учебно- познавательный интерес к географии

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом


 


 


 


 


 


 


 

 

2.

Мотивация к учебной деятельности

- Земные недра человечеству практически недоступны.

И поэтому они таят в себе

очень много загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на Земле места,

где можно заглянуть

в земное “нутро”

и даже потрогать вещество,

только что поднятое из глубин Земли.

Учитель предлагает обучающимся

совершить

путешествие в глубины литосферы

Прежде чем мы перейдём к изучению нового материала, я зачитаю вам небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:

Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал… Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину”.

- Итак, о каком же природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Следовательно ,

Тема нашего урока «Вулканы»

- Скажите, а что вы знаете о вулканах?

Обучающиеся, слушают отрывок из произведения Ж.Верна и формулируют тему урока


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Понимание роли и значения географических знаний

 

Умение сформулировать тему урока


 


 


 


 


 


 

 

3.

Определение цель и задач урока.

-Достаточно ли тех знаний о вулканах, которые у вас имеются?

Какую же цель мы с вами поставим на урок?

 

- А какими путями мы с вами пойдём, которые позволят нам достигнуть поставленную цель?


 

 

Цель: получить знания о вулканах и вулканической деятельности.

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

2 задачу: Узнать типы вулканов.

3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма )

Понимание важности изучения данной темы урока

Ставить цель урока и задачи.

Умение ставить цель урока под руководством учителя

4

Актуализация знаний

- для начала мы с вами узнаем откуда произошло название «вулкан»?

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят, с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

 

Учебно- познавательный интерес природному явлению

Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан»

Умение мыслить ассоциативно

5.

Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

-Что вы представляете когда слышите слово вулкан?(записывает на доске слова: огонь, гора, дым, ….)

- Давайте сами попробуем дать определение слову «вулкан».


 

- Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике

на стр.77

и в вашем Глоссарии.

Итак, узнали мы, что такое вулкан? (да)

- Далее что нам предстоит выяснить?

(строение вулкана)

Вулкан, ребята, имеет особое строение.

- А сейчас откройте конверт,

который находится

в вашей рабочей карте. Достаньте схему

вулкана. С обратной стороны

находится двусторонний скотч,

аккуратно отделите белую полосочку

и приклейте схему себе в тетрадь.

Подпишите части вулкана и с помощью

Глоссария дайте определение

каждой части вулкана.

Для выполнения этого задания я предлагаю вам посмотреть видеосюжет.

Смотрим внимательно.

В помощь учебник на стр.77, рис51

https://learningapps.org/4760778


 

 

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23 Стр. 77, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.

 

Понимание значимости изучения природного явления

Знать признаки вулкана и его отличительные черты

Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника

 


 

- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да)

- Определили строение вулкана? (да)

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.23, Стр. 77, рис.51 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание (подписать части строения вулкана)

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана

Умение работать с тестом и рисунком в учебнике

 

- Переходим к решению второй задачи.

Работа выполняется по группам, то есть в парах.

- Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.

После просмотра видеоролика «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание.

1 группе/паре: заполнить схему формы вулканов.

2группе/паре: заполнить схему типы вулканов по активности.

- И найти и отметить примеры вулканов в атласе или в учебнике на стр.76, рис.50.

- При работе с атласом с какой проблемкой, трудностью вы столкнулись? (как в атласе отмечены действующие и потухшие вулканы)

- А кто сможет показать на карте полушарий, те примеры вулканов, которых вы занесли в свои таблички. (Ключевская Сопка, Эльбрус, Этна, Килиманджаро, Везувий и др.)

Физкультминутка

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом.

И работать вновь начнем

Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов.

Работают в контурных картах.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать типы вулканов, их обозначения на карте

Умение работать со схемой и атласом

 

- Иногда, ребята, потухшие вулканы начинают извергаться. Пример, такого извержения можно изучить по картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Самым известным извержением в Европе остаётся извержение вулкана Везувий, в результате которого был уничтожен город Помпеи и еще 2 других города в течение 2 суток (Геркуланум, Стабия), погибло 2000 человек, сожжённые лавой. Ничто не предвещало эту беду:

 

Ночью или утром рано спали горожане,

Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы

Так под лавою и пеплом, погиб город славный.

 

Извержение вулкана Везувий произошло 24 октября 79 г. н.э. для многочисленного населения городов на побережье Неаполитанского залива оказался последним днем жизни.

Это громадное полотно длинной 6 м. и высотой 4 м. и сейчас производит сильное впечатление. Посмотрите внимательно на картину и скажите:

- О чём говорит выражение лиц людей, изображённых на картине? ( Ужас, страх, неизбежность гибели).

- Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам).

Послушайте, как взволнованно отозвался о картине Брюллова А.С.Пушкин в стихотворении 1834года.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Народ, гонимый страхом, под каменным дождём,

Под воспалённым страхом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

 

Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф Земли.

Это отрицательное воздействие вулканов.

- Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор.

- Как вы думаете почему? Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;

образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.

Итак, решили мы с вами вторую задачу? (да)

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения.


 

Ужас, страх, желание спастись


 

Высказывают предположение.

СООБЩЕНИЕ уч-ся о вулкане Везувий.


 


 


 

 

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов

Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи

 

Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находится вулканов на планете Земля?

Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?»

-А почему как вы думаете именно здесь?

Давайте посмотрим ёщё один видеоролик «размещение вулканов»


 

-Решили мы с вами третью задачу? (да)

Используя рис.50 на стр. 76 §22 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.

Понимание роли и значения географических знаний

Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана

Выявлять причинно- следственные связи

 

Вулкан – это, ребята, только одно из проявлений вулканизма, связанное с перемещением магмы в земной коре. К проявлениям вулканизма относят ещё одно интересное проявление – это гейзеры.

(Демонстрация видео о гейзерах)

Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°С. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

В России этот процесс вулканизма можно наблюдать на пол- ве Камчатка.

 

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос, обосновывая свою точку зрения

Понимание роли гейзеров в жизни людей

Знать содержание термина «гейзер», объяснять причину образования гейзера

Выявлять причину образования

гейзера

6

Контроль за сформированностью знаний.

Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары»

Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров

Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого

7

Рефлексия

Прием «Закончи фразу»

Подумайте в парах, как вы работали на уроке, довольны ли собой

На уроке я работал (активно \не активно).

Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

Урок мне показался (коротким/длинным)

Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен)

Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось)

 

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение выражать отношение к уроку

8

Домашнее задание дифференцированное

Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания:

1. Прочитать § 23 , выполнить задание № 8,9 на стр.79

2. Прочитать § 23, приготовить презентацию об известном вулкане или гейзере

3. Прочитать § 23. Сделать макет вулкана.

Обучающиеся записывают домашнее задание

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные на уроке

Умение планировать выполнение домашнего задания


Глоссарий
DOCX / 50.06 Кб

Подписать строение вулкана
DOCX / 61.94 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.