Конспект урока-лабораторной работы по физике «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

4
0
Материал опубликован 29 November 2021 в группе


кроссворд
PPT / 1.51 Мб









Конспект

урока-лабораторной работы по физике

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»




























Цели урока:

1) определить количество теплоты, отданное горячей водой при теплообмене;

2) определить количество теплоты, полученное холодной водой при теплообмене;

3) объяснить полученный результат.


Задачи урока:

Образовательные: обобщить и повторить знания учащихся о таких понятиях как температура, внутренняя энергия, количество теплоты; о способах изменения внутренней энергии; о видах теплообмена; о законе сохранения энергии. Повысить результативность учебного процесса.


Развивающие: сформировать умения наблюдать, анализировать, сравнивать результаты лабораторной работы, делать выводы, формулировать закон сохранения энергии, определение количества теплоты; проводить измерения физическими приборами и анализировать результаты.


Воспитательные: показать применение знаний в быту и технике; воспитать трудолюбие, терпение, упорство, которые пригодятся для выполнения всякой серьезной работы, повысить трудовую и творческую активность учащихся.


Оборудование: калориметр, измерительный цилиндр, термометр, стакан.



ХОД УРОКА


ЭТАП №1: Вступление.


Все мы по утрам наслаждаемся горячим чаем, слегка остужая его. В наше время не каждый может позволить себе такую «роскошь», так как все мы спешим, осо­бенно по утрам, и, чтобы остудить горячий чай, выбираем другой способ добавляем в чашку холодной воды или наливаем в нее холодное молоко, сливки.

Как вы думаете, почему чай быстрее остынет, если в чашку добавить холод­ное молоко?

Что можно сказать о температуре, которая установится после смешивания?

(Вы­слушать ответы учащихся.)


В разных жизненных ситуациях возникает необходимость изменения температуры жидко­сти путем смешивания ее с жидкостью другой температуры, например, при купании детей в ванне горячую воду разбавляют холодной (го­рячая вода отдает тепло, а холодная  прини­мает).


Цель сегодняшнего урока научиться рассчитывать количество теплоты, отдаваемое и получаемое в процессе смешивания воды раз­личной температуры.


Если чай смешивают с молоком, то какое вещество отдает тепло, а какое принимает?

Можно ли рассчитать количество теплоты Q1, отданное чаем? А количество теплоты Q2, по­лученное молоком?

Какой формулой можно вос­пользоваться в обоих случаях? (Qm(t2-t1))

Каково соотношение между Q1 и Q2?


Итак, путем рассуждения мы пришли к вы­воду, что при минимальных потерях теплоты при теплопередаче Q1Q2, но М. В. Ломоносов говорил: «Опыт ценнее тысячи мнений, рож­денных воображением». Давайте обратимся к опыту. Заменим чай с молоком на горячую и холодную воду и проверим наше предположе­ние.





ЭТАП №2: Техника безопасности. Определение цены деления измерительного прибора.


Но прежде необходимо повторить прави­ла безопасности. Предлагаю ознакомиться с соответствующей инструкцией.


Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы

Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

При работе с приборами из стекла соблю­дайте особую осторожность.

Проверьте целостность стеклянной посу­ды, не ставьте ее на край стола.

Если все же разбили стекло, осколки стекла нельзя стряхивать со стола руками, сметайте их щеткой. Об­ратитесь за помощью к учителю или лаборанту.

Соблюдайте осторожность при работе с горячей водой.


Теперь давайте вспомним правило опреде­ления цены деления измерительного прибора (проиллюстрировать его на примере демонстрацион­ного термометра).


Можно ли вынимать из воды термометр, если вы измеряете ее температуру?

Как следует располагать термометр при снятии показаний?


Кроме известных вам приборов на столах у вас калориметр. Этот прибор предназначен для проведения опытов, в которых необходимо уменьшить теплообмен с окружающей средой. Он состоит из двух стаканов: внутреннего и внешнего, разделенных слоем воздуха. Благо­даря этому потери теплоты в процессе экспе­римента уменьшаются.



ЭТАП №3: Выполнение лабораторной работы.


Учащиеся получают раздаточный материал «ЛР-этапы выполнения работы».



ЭТАП №4: Выводы из лабораторной работы.


Сравните вычисленные значения Q1 и Q2. Почему не у всех из вас эти величины равны?

Можно ли полностью исключить теп­лообмен с окружающей средой?

Какой резуль­тат вы получили бы в идеальных условиях?

Достигнута ли вами поставленная цель (прове­рено ли предположение опытом)?


ЗСЭ: М.В.Ломоносов «Энергия ниоткуда не возникает и никуда не исчезает, она лишь передается от одного тела к другому в равных количествах»



ЭТАП №5: Закрепление.


Игра «Верю не верю».

Ученик получает поощрительные бал­лы в случае своего согласия с правильным ут­верждением из числа приведенных ниже или несогласия с неправильным.


Тепло всегда передается от горячего тела холодному.

Количество теплоты измеряется в джоу­лях.

Чтобы рассчитать массу т тела, необхо­димо его объем разделить на плотность ρ.

Если в холодный чай налить горячее мо­локо, то чай станет еще холоднее.





Задачи

На нагревание 1 кг свинца на 100°С расходуется 13000 Дж теплоты. Определите удельную теплоемкость свинца.

Сколько теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300 г от 20°С до 270°С? (с чугуна = 540 Дж/кг•°С).

Какое количество теплоты отдает стакан горячего чая (90°С), остывая до комнатной температуры (20°С)? Масса чая 200 г (своды = 4200 Дж/кг•°С).

Латунная деталь массой 200 г имеет температуру 365°С. Какое количество теплоты она может передать окружающим телам, охлаждаясь до 15°С? (с латуни = 400 Дж/кг•°С).

Презентация – Кроссворд по тепловым явлениям.

t1638179822aa.png


По горизонтали:

2. Бытовой прибор, позволяющий хранить продукты при постоянной температуре, за счет уменьшения теплообмена с окружающей средой.

3. Ловушка для солнечной энергии, чаще всего применяют на огородах, (для создания необходимых условиях при выращивании растений).

4. Переход или перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым участкам. Вид теплообмена.

5. Интенсивное образование пара при постоянной температуре.

6. Физическая величина, характеризующая тепловое состояние тел.

7. Парообразование, происходящие со свободной поверхности жидкости.

9. Переход вещества из газообразного состояния в жидкое.

11. Переход вещества из твердого состояния в жидкое.

13. Имя шведского ученого, который предложил использовать 100 градусную шкалу температур.

14. Естественный приток воздуха при горении.

15. Конденсат водяного пара на почве, траве (чаще утром).

19. Атмосферные осадки в виде частичек льда неправильной формы.

22. Агрегатное состояние воды.





По вертикали:

1. Процесс перехода из жидкого состояния в твердое.

4. Бензин, керосин, уголь, жидкий водород – как назвать общим словом?

8. Деталь двигателя внутреннего сгорания, регулирующая поток подачи горючей смеси и выпуска выхлопных газов.

10. Внутренняя…– это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.

12. Газообразное состояние жидкости.

16. Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся на почве (траве) ночью при охлаждении земной поверхности ниже 0°с.

17. Процесс увеличения температуры тела.

18. Прибор, представляющий собой плоскую круглую коробку, одна сторона которой отполирована как зеркало, а другая покрыта чёрной матовой краской. С помощью этого прибора мы в свое время познакомились с тепловым излучением.

20. Небесное тело, главный «виновник» конвекционных явлений на Земле.

21. Французский физик, в 1631 году изобрел первый жидкостный термометр.

5. Теплообмен в жидких и газообразных средах, осуществляемый неодинаково нагретыми струями (или потоками) вещества.

3. Явление превращения жидкости в пар.

19. 2-й такт одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания.



ЭТАП №6: Домашнее задание.


Задачи.

Какое количество теплоты выделилось при охлаждении масла, объем которой 20 л, если температура изменилась от 60 до 20 °С?

Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания 10 кг воды на 50 °С.

Какое количество теплоты потребуется, чтобы в алюминиевом котелке массой 200 г нагреть 2 л воды от 20 °С до кипения?



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.