Конспект урока-мероприятия по развитию речи на тему «Традиции и обряды славян. Проводы зимы и встреча весны» (6 класс)
Конспект урока-мероприятия по развитию речи в 6 классе
«Традиции и обряды славян. Проводы зимы и встреча весны»
(обучение публичному выступлению)
Умение просто и красиво говорить – целая наука.
К.С. Станиславский.
Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие в период празднования масленичной недели (февраль-март). В эти дни обычно в учебных заведениях проводят уличные празднования, классные чаепития и прочие мероприятия. Учащиеся в основном мало знакомы с традициями и обычаями славян встречать весну, зная лишь о днях масленичной недели. Предлагаемое мероприятие с одной стороны позволит учащимся 6 классов расширить своё представление о традициях наших предков, с другой стороны - является этапом отработки умения публично выступать. Таким образом, на уроке продолжается работа по формированию умения публично выступать. Мероприятие носит интегрированный характер, так как одним из этапов урока становится мастер-класс от педагогов технологии.
Цели урока:
углубление знаний о структуре, языковых особенностях публичных выступлений;
освоение навыков успешной самопрезентации;
развитие умения находить особенности публичного выступления в подготовленной речи;
развитие умения говорения публично
развитие уверенности в себе
мотивация учащихся на изучение фольклора, традиций, обрядов наших предков;
воспитание бережного отношения к традициям славян, а также традициям Урала
Тип занятия:
урок комплексного применения знаний и умений
урок развития устной связной речи
интегрированный урок (с предметом «технология»)
Содержание учебно-познавательной деятельности: отработка и осознание понятий «публичное выступление», «ораторская речь», «успешная коммуникация», «взаимодействие с аудиторией», «риторика», «успешность выступления» на историко-культурном материале «Традиции и обряды славян. Проводы зимы и встреча весны»;
Содержание учебно-практической деятельности: отработка навыков учебного сотрудничества, поиска информации, выхода из проблемной ситуации, оценивания деятельности, коммуникативных навыков создания текстов по определенным установкам, аргументированного выражения мнения, формирование представления о традициях славян, культурной памяти народов России, умения работать со словарной статьей, формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Подготовительная работа.
Учащиеся:
За 2 недели до мероприятия учащиеся разделены на 2 группы (в данном случае были приглашены по 9 учеников 6б и 6в классов). Каждая группа предварительно получила информационные листы на тему «Проводы зимы и встреча весны в традициях славян». Таким образом, каждые три ученика получили свой информационный лист. Учащимся было дано задание: подготовить устное сообщение на основе полученного материала.
1. Заклички весны;
2. Игрища, развлечения в первые весенние дни;
3. Выпечка жаворонков - символов весны;
4. Комоедица и почитание медведя;
5. Образ масленицы в разных регионах страны на масленичной неделе.
6. Проводы зимы и встреча весны на Южном Урале.
При подготовке к выступлениям в каждой тройке учеников ребята решали, как они будут презентовать свой текст: индивидуальное выступление или групповое. Все учащиеся пришли к выводу, что каждую тройку будет представлять капитан, так определились 6 выступающих учеников.
Учитель:
На предварительном этапе учитель занимается оформлением кабинета (символика, декорации, стол с угощениями, доска для памятки, подготовка раздаточных материалов, видео-файлы, презентация, фрагменты песен и пр.). В кабинете подготовлены столы для 2 команд по 9 человек, стол для гостей мероприятия (учителя-предметники, библиотекарь школы), стол – инсталляция. Подготовлен стол для мастер-класса учителей технологии, стол с учебной и художественной литературой по теме урока. У учащихся на столах имеются бланки для работы на уроке, бланк рефлексии – «Дерево успеха» (см. фотографии в приложении).
Ход мероприятия
Организационный момент. Учитель приветствует учащихся. Звучит народная музыка. Вступительное слово учителя о том, что в это время славяне готовились к встрече Весны и провожали Зиму, а также о роли Слова в нашей жизни.
Хоть за окном на деревьях совсем ещё не видны почки, а порой вьюга злится и не хочет покидать свои владения, мы уже в предчувствии перемен. И каждый лучик солнца говорит нам: идет весна. Традиции провожать зиму и встречать весну издревле знакомы славянам. Многие считают, что напечь румяных блинов и сжечь чучело Масленицы – встретить весну по всем традициям. Но это не так. Как же наши предки встречали весну? Почему для них было так важен День Весеннего равноденствия — время, когда Боги, суть природных сил, меняются местами? Сегодня на уроке мы с вами перенесемся на несколько веков назад и узнаем много интересного и важного в истории наших предков. Поможет наш урок сделать интересным наш язык. Ведь роль Слова в нашей жизни велика, и здесь, я думаю, каждый согласится со мной. Вы, наверное, слышали, что дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком, а жизнь людей немыслима без языка, без речи. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Эта способность является составной частью общей культуры человека, его образованности. Сегодня вам, ребята, предстоит публично выступить, а в своих выступлениях вы расскажет, как интересно и как важно было для славян проводить зиму и встретить весну. Какова тема нашего занятия? (Учащиеся формулируют тему и записывают в бланки ответов: Успешное публичное выступление на тему «Традиции и обряды славян»).
Звучит музыка, учитель делает переход от вступительного слова к небольшой мини-лекции:
В день весеннего равноденствия - 20 марта-славяне отмечают великий праздник проводов зимы, который празднуют, когда день становится длиннее ночи. Морена-зима уходит, приходят светлые Боги Весны и Любви — яркий Ярило да нежная Лёля. Вот и начинаются тут гуляния, игры и молодецкие забавы. Будучи сугубо языческим праздником, Масленица была принята и христианством, но не по солнечному (языческому), а по лунному календарю, потому в православном христианстве у Масленицы плавающая дата. "С церковной точки зрения, Масленица - это не просто народные гуляния, а прежде всего приготовление к Великому посту. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления". При этом наши предки считали, что игнорировать праздник и отсиживаться дома, когда гуляют все, равносильно тому, чтобы самому накликать беду в свой дом. Ведь именно Масленицу связывали с приходом весны и отчетом нового урожайного года - стало быть, как встретишь, так и проведешь. Хочешь скучать и жить в бедности – тогда, пожалуйста, сиди на печи, а хочешь есть всласть и весь год не знать хлопот – выходи на улицу.
Приглашенный библиотекарь демонстрирует ребятам выставку плакатов и иллюстраций, на которых мы видим обряды славян: стояние на курганах с вознесенными к небу руками, катание на тройке в санях, кулачные бои, сжигание чучела масленицы, кулачные бои.
Учитель ещё раз сообщает ученикам, что сегодня им предстоит публично выступить (осуществляется переход к этапу актуализации полученных ранее знаний по предмету)
Актуализация полученных ранее знаний. Учитель спрашивает у учащихся о том, что они знают о публичном выступлении, каковы правила удачного выступления из их опыта работы, когда они публично выступали на уроке развития речи «Народные промыслы».
У многих людей сложилось убеждение, что искусство говорить публично – дар свыше, талант, которым обладают избранные. Но риторика – учебная дисциплина. Говорить уверенно и правильно можно и нужно учиться! Сегодня возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих излагать свои мысли самостоятельно, воздействуя на окружающих не только языковой правильностью, но и построением Изменения в обществе предъявляют высокие требования к устной речи специалиста. А готовить к публичным выступлениям будущих профессионалов в той или иной области деятельности необходимо со школьной скамьи.
Ребята, скажите, а есть учебный предмет, на котором вам не предстояло бы выступить публично? (ответы. Испытывали ли вы трудности при устном выступлении?
Практически нет ни одного учебного предмета, на котором ученикам не приходится выступать публично. Редкий ученик может осознанно, эмоционально представить сообщение, доклад, реферат. В лучшем случае это будет вызубренное, лишенное эмоциональности выступление, в худшем – прочитанная с бумажки речь.
Настрой на совместную работу, выявление ожиданий от занятия.
Выступая публично, каждый человек может испытывать гамму самых разных чувств. Каких? У многих людей мысли о предстоящем публичном выступлении вызывают бурю негативных эмоций и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят: страх, скованность, растерянность, смущение – парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией.
На столах у вас лежат бланки для работы на уроке, подпишите их, отметьте дату. Рассмотрите три вопроса, которые призван решать для себя любой оратор:
- Зачем говорю? (цель)
- Для кого говорю? (особенности аудитории)
- Что говорю? (содержание)
Постарайтесь сегодня при выступлении учесть цель своего выступления, особенности аудитории и то о чём, вы будете говорить.
Промежуточная рефлексия (1): на каждом столе у участников мероприятия лежит «Дерево успеха». Ребятам предлагается приклеить лист нужного цвета: зеленый, желтый, красный. Так учителю будет ясно, какова степень усвоения материала на данном этапе в группах. Если зелёных листиков мало, то можно ещё раз проговорить, повторить.
Этап открытия «новых» знаний
Учитель предлагает ответить на вопрос «Как вы считаете, в чем заключается успешность публичного выступления?», посмотрев видеофайл «Успешное публичное выступление».
Далее обсудить в группе возникшие версии (время обсуждения - 1 мин.) и коллективно составить «Памятку оратора». Учитель заранее подготовил набор распечатанных «полезных» и «вредных» советов оратору. (См. приложение). Учащиеся по очереди на специальной доске приклеивают нужные пункты, отбросив лишнее. Так в кабинете для дальнейшего применения в учёбе создается доска- памятка оратору.
Примерная памятка:
1.Тщательно подготовься: продумай содержание выступления.
2.Определи цель выступления.
3.Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны.
4.Не говори быстро, не бойся пауз.
5.Не маши без надобности руками.
6.Помни, что главное - внимание слушателей, поэтому можешь привлечь их внимание
7.Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком
Промежуточная рефлексия (2): на каждом столе у участников мероприятия лежит «Дерево успеха». Ребятам предлагается приклеить лист нужного цвета: зеленый, желтый, красный.
Включение нового знания в систему знаний. Учитель предлагает каждой группе учащихся помимо следования памятке выбрать из предложенного то, что поможет сделать их публичное выступление успешным. Каждому выступающему от группы применить как минимум одно из средств (на столах лежат в конверте подсказки, в каждой группе разные). Учащимся даётся 5 минут на доработку своих выступлений, им нужно решить, в какой этап выступления они вставят, например, презентацию или продемонстрируют жаворонков из текста (ученику, который будет работать с презентацией учитель показывает слайды).
Карточки для учащихся
1. Риторические вопросы и восклицания (начать выступление с риторических вопросов и восклицаний.
2. Демонстрация (взять в руки мини-чучело масленицы, блюдо с блинами, жаворонка и т.д. и продемонстрировать всем).
3. Украсить речь средствами выразительности (добавить в текст эпитеты, олицетворения, метафоры).
4. Обратиться к справочной литературе (открыть словарь мифологии и найти определение нужного термина)
5. Использовать пословицы, поговорки (УНТ)
6. Использовать презентацию (2-3 слайда)
Пока учащиеся готовятся к выступлениям, для гостей урока учитель технологии провела мастер-класс по изготовлению жаворонков из теста. Были показаны этапы раскатывания теста, учитель рассказала о том, что славяне добавляли в муку при замешивании теста, а также показаны способы изготовления жаворонка из теста (см. фототчет). На уроке были продемонстрированы готовые заранее выпеченные учащимися изделия. Во время мастер- класса гостей праздника угостили блинами с медом, вареньем, хворостом и булочками.
Этап публичных выступлений. Учащиеся по очереди (6 выступлений по 3-5 минут) публично выступают.
Итоговая рефлексия: на каждом столе у участников мероприятия лежит «Дерево успеха». Ребятам предлагается приклеить лист нужного цвета: зеленый, желтый, красный.
Подведение итогов урока Коллективное обсуждение успешных выступлений, рекомендации по проблемным местам урока. Постановка целей на дальнейшую работу по улучшению связной речи.
Угощение блинами, жаворонками из теста, чаепитие.