Конспект занятия «Откуда хлеб пришел»

0
0
Материал опубликован 15 April 2021

Конспект занятия «Откуда хлеб пришел».

Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб- это итог работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Материалы к занятию: Презентация с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину; хлеб, мучные изделия, колосья зерна.

Мука, соль, вода.

Ход занятия:

1. На кануне занятия прочитайте детям сказку «Колосок».

- Дети, давайте вспомним с чего начинается сказка? (петушок нашел колосок.)

- А где же вырос колосок?

- А вы знаете кто посадил колосок? (об этом в сказке не сказывается.)

А дело было так. В те далекие времена на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.

- А как вы думайте зачем? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? (большие, мощные деревья шли на строительство, остальные на дрова.)

- А что оставалось на месте срубленного дерева? (пни.)

И начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте уже не лес, а …(поле). Теперь его надо вспахать. Земля после этого становилось мягкой, рыхлой. Раньше всю работу делали лошади, а сейчас …? (трактор).

- Сейчас я вам загадаю загадку.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем таких, как я,

Будет целая семья. (Семя.)

- о чем эта загадка? (О семени.)

Когда было готово поле, можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе что мы сеятели. (Дети изображают описанные действия.)

- Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (Безветренная.)

- Почему? (ответы детей.)

- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)

Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели.

Дождик, дождик, поливай-

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

- А в наше время используют для посева машины, трактора с сеялками.

Физкультурная минутка.

Представьте, что вы –зернышки (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик пошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).

- отдохнули мы с вами, теперь продолжим разговор о хлебе.

- И вот выросли, на конец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы.

Вот тут- то и мог потеряться колосок, который на шел Петушок.

- Помните, что он сделал с колоском дальше? (Обмолотил.)

Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зерна из него высыпались. Зерно Петушок сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нем частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев).

- А в наше время всю работу выполняет …? (Комбайн). Правильно, он и жнет зерно и обмолачивает. И чистое зерно увозят машины на заводы, зерносклады.

- Вспомните куда отнес Петушок очищенное зерно? (На мельницу.)

- Посмотрите, какая мельница была раньше, она работала за счет ветра, а в наше время люди создали целые заводы.

Там из него смололи муку.

- Что было потом?

Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил его в печь.

2. - Сегодня мы тоже испечем баранки, бублики, блины, пирожки.

Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек и лепит колобок, крендель и т. п. высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.

- Помните, чем закончилась сказка? Петушок не пустил мышат за стол.

- Как вы думаете почему? Потому, что «кто не работает, тот не ест». А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой пирог замечательный на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться- хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».

Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!

Хлеб ржаной,

Батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Я. Аким

3. Во второй половине дня можно устроить чаепитие с пирогами, блинами и другой выпечкой.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.