Конспект занятия «Откуда хлеб пришел»
Конспект занятия «Откуда хлеб пришел».
Цель: познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб- это итог работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Материалы к занятию: Презентация с изображением пахаря, сеятеля, процесса жатвы и молотьбы в старину; хлеб, мучные изделия, колосья зерна.
Мука, соль, вода.
Ход занятия:
1. На кануне занятия прочитайте детям сказку «Колосок».
- Дети, давайте вспомним с чего начинается сказка? (петушок нашел колосок.)
- А где же вырос колосок?
- А вы знаете кто посадил колосок? (об этом в сказке не сказывается.)
А дело было так. В те далекие времена на русской земле лесов было больше, чем теперь. Но в лесу хлеб не вырастишь! И вот по весне начинали стучать топоры.
- А как вы думайте зачем? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, что делали со срубленными деревьями? (большие, мощные деревья шли на строительство, остальные на дрова.)
- А что оставалось на месте срубленного дерева? (пни.)
И начиналась очень трудная работа – выкорчевка пней. И вот на этом месте уже не лес, а …(поле). Теперь его надо вспахать. Земля после этого становилось мягкой, рыхлой. Раньше всю работу делали лошади, а сейчас …? (трактор).
- Сейчас я вам загадаю загадку.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем таких, как я,
Будет целая семья. (Семя.)
- о чем эта загадка? (О семени.)
Когда было готово поле, можно сеять. К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идет сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо. Давайте представим себе что мы сеятели. (Дети изображают описанные действия.)
- Как вы думаете, какая должна быть погода в день сева? (Безветренная.)
- Почему? (ответы детей.)
- Что необходимо для жизни и роста растений? (Солнце, дождей в меру.)
Вот и надеялись люди на хорошую погоду и песенки пели.
Дождик, дождик, поливай-
Будет хлеба каравай,
Будут булки, будут сушки,
Будут вкусные ватрушки.
- А в наше время используют для посева машины, трактора с сеялками.
Физкультурная минутка.
Представьте, что вы –зернышки (дети сворачиваются в клубочек на полу). Солнце пригрело, дождик пошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
- отдохнули мы с вами, теперь продолжим разговор о хлебе.
- И вот выросли, на конец, хлебные колосья, в конце лета поспели. Пора убирать хлеб. Раньше это делали так. Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы.
Вот тут- то и мог потеряться колосок, который на шел Петушок.
- Помните, что он сделал с колоском дальше? (Обмолотил.)
Взял цепу (это деревянная палка, подвешенная к деревянной ручке). Ею Петушок бил по колоску, и зерна из него высыпались. Зерно Петушок сгребал в кучу и просеивал. Ведь в нем частички колоска и другой мусор. Делал он это так: подбрасывал зерно кверху, ветер весь мусор сдувал (можно показать это детям, используя зерно и частички колосьев).
- А в наше время всю работу выполняет …? (Комбайн). Правильно, он и жнет зерно и обмолачивает. И чистое зерно увозят машины на заводы, зерносклады.
- Вспомните куда отнес Петушок очищенное зерно? (На мельницу.)
- Посмотрите, какая мельница была раньше, она работала за счет ветра, а в наше время люди создали целые заводы.
Там из него смололи муку.
- Что было потом?
Петушок замесил тесто, сделал пирог, поставил его в печь.
2. - Сегодня мы тоже испечем баранки, бублики, блины, пирожки.
Воспитатель насыпает в миску муку, соль. Наливает воду и на глазах детей замешивает тесто. Каждый получает кусочек и лепит колобок, крендель и т. п. высушенные изделия можно использовать для игры в магазин.
- Помните, чем закончилась сказка? Петушок не пустил мышат за стол.
- Как вы думаете почему? Потому, что «кто не работает, тот не ест». А Петушок хорошо потрудился, нелегко ему пришлось, зато какой пирог замечательный на столе! Не зря в народе говорят: «Не трудиться- хлеба не добиться». И еще говорят: «Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Вы видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное. Не бери больше хлеба, чем можешь съесть. Не кроши его за столом. Никогда не выбрасывай хлеб!
Хлеб ржаной,
Батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
3. Во второй половине дня можно устроить чаепитие с пирогами, блинами и другой выпечкой.