Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесное лукошко» (общекультурное направление, 1 класс)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «По дороге безопасности» для 1 класса составлена на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации (ст. 43).
Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (Федеральный закон от 29.12.1012 №273-ФЗ, ред. от 21.07.2014).
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. № 2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года (в ред. от 24.11.2015).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. № 17785).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373», зарегистрировано в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года № 19707.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря 2011 г., регистрационный N 22540).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Методические рекомендации Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования «О преподавании в начальных классах общеобразовательных учреждений Кемеровской области в 2015-2016 учебном году».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Курск-Смоленская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию (серия А № 0002724, регистрационный номер: 12948 от 15.08.2012 года) на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам в области начального общего, основного общего образования бессрочно.
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- познакомить учащихся с различными видами рукоделия;
- прививать практические умения и навыки в процессе освоения техники работы различными материалами;
- способствовать формированию интереса к декоративно-прикладному творчеству;
- способствовать формированию эстетического вкуса, умения вносить в работу элементы фантазии и творческой индивидуальности;
- развивать образное мышление, воображение, память, художественный вкус, фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук;
- способствовать воспитанию трудолюбия, самостоятельности, усидчивости, аккуратности, терпению, готовности оказать помощь товарищам.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия формируют:
уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
умение называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства;
умение в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
отработку навыков самостоятельной и групповой работы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
устойчивый познавательный интерес к творческой деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебныхдействий.
Регулятивные универсальные учебные действия:
проговаривать последовательность действий на занятии;
объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
корректировать выполнение своей работы в соответствии с образцом;
выполнять начатую работу до конца;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
приобретать навыки работы с разнообразными материалами и навыки создания образов посредством различных технологий;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках, занятиях;
различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
сравнивать и группировать произведения народного творчества по видам и жанрам;
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
учиться согласованно работать в группе;
уметь донести свою позицию до других; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
За время прохождения курса у обучающихся формируются предметные действия.
Они узнают:
название и назначение различных материалов;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений;
правила безопасности труда при работе указанными инструментами;
правила планирования и организации труда;
свойства различных материалов (пряжи, ниток, ткани, бумаги и др.)
основные приемы работы с различными материалами;
технологию изготовления изделий из различных материалов;
основы композиции;
виды декоративно-прикладного искусства;
научатся:
организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
вместе с руководителем проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с руководителем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;
работать с различными материалами и в разных техниках;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
подбирать детали для работы;
подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах;
подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом;
составлять несложные композиции, соблюдая последовательность;
изготавливать изделия, пользуясь наглядным пособием, технологической картой;
эстетично оформлять изделия;
проявлять элементы творчества на всех этапах;
применять полученные знания на практике.
3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п |
Тема занятий |
Формы организации |
Виды деятельности |
1. |
Флористика «Фантазии из осенних листьев» (6 час.). В стране Листопадии. Узорный осенний платок. Букет в вазе. |
Групповые и индивидуальные |
Беседы, мастер – классы, практические занятия, выставка . |
2. |
Работа с бумагой «Бумажный бум» (26 час). Аппликация из бумаги. Аппликация фантиками. Аппликация комочками из бумажных салфеток. Вырезание. Вытыканка. Поделки из бумаги. |
Групповые и индивидуальные |
Беседы, практические занятия, выставка . |
3. |
Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит» (22 час.). Открытки. Новогодние поделки. Весенние сувениры. Пасхальные подарки. |
Групповые и индивидуальные |
Беседы, практические занятия, праздник, выставка . |
4. |
Дизайн-проект по методу сотворчества «Творим вместе» (10 час.) Аппликация. Поделка. |
Групповые и индивидуальные |
Беседы, практические занятия, выставка |
4.Тематическое планирование.
№ п/п |
Дата |
Тема занятия |
|||
План. |
Факт. |
||||
1. |
Вводное занятие. Правила поведения на занятиях. |
||||
Флористика «Фантазии из осенних листьев» (6 час.). |
|||||
2-3 |
В стране Листопадии. (закладка «Веселая кадриль»). |
||||
4-5 |
Узорный осенний платок. (аппликация «Осенний платок»). |
||||
6-7 |
Букет в вазе. (Панно «Букет в вазе»). |
||||
Работа с бумагой «Бумажный бум» (26 час). |
|||||
8-12 |
Аппликация из бумаги (закладка «Узоры из полосок», аппликация кругами и овалами «Цветы», обрывная аппликация «Огород») |
||||
13-17 |
Аппликация фантиками (аппликации «Клоун», «Цветок в вазе»). |
||||
18-23 |
Аппликация комочками из бумажных салфеток (аппликации «Разноцветные коврики», «Рыбки». «Матрешки»). |
||||
24-28 |
Вырезание. Вытыканка. (основные приемы вырезания, вырезание снежинок и звездочек). |
||||
29-33 |
Поделки из бумаги. ( поделки «Птички-невелички», «Цветы и бабочки», «Забавные зверюшки», «Одуванчик полевой»). |
||||
Изготовление сувениров и открыток к календарным праздникам «Праздник в дом приходит» (22 час.). |
|||||
34-38 |
Открытки (открытка ко Дню матери, открытка с сюрпризом к 8 марта). |
||||
39-45 |
Новогодние поделки. ( шарик на елку из бумаги, новогодние гирлянды, поделка «Снеговик»). |
||||
46-50 |
Весенние сувениры. ( сувенир «Птичка», поделка «Цветы для мамы», аппликация «С праздником весны!»). |
||||
51-55 |
Пасхальные подарки. ( поделка «Цыпленок в скорлупе», подставка для пасхального яйца). |
||||
Дизайн-проект по методу сотворчества «Творим вместе» (10 час.) |
|||||
56-57 |
Аппликация «Заюшкин огород». |
||||
58-60 |
Аппликация «Зимняя сказка». |
||||
61-62 |
Аппликация «Весеннее настроение». |
||||
63-65 |
Поделка «Цветы луговые». |
||||
66 |
Итоговое занятие. Выставка готовых работ. |
6