Конспект внеурочного занятия по теме: «Забота и помощь по отношению к окружающим»
Воспитательное мероприятие на тему: «Забота и помощь по отношению к окружающим»
Ход мероприятия:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята, я рада видеть и приветствовать вас на нашем воспитательном мероприятии. Посмотрите на солнышко на слайде, как оно нам улыбается, как радо нам. Улыбнитесь также вашему соседу, подарите ему своё тепло.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Для того чтобы определить тему нашего мероприятия предлагаю вам прослушать две ситуации.
Девочка Вика поломала ногу и её положили в больницу. Подружка Вики Маша каждый день навещала подругу, приносила ей цветы, вкусности, рассказывала интересные истории.
2) Слепой дедушка шёл по дороге и услышал, как рядом играли ребята. Он подошёл к ним и попросил помочь ребят добраться ему к дому. Ребята тут же согласились оказать мощь дедушке.
Что в первой ситуации проявила Вика по отношению к своей подруге Маше? (заботу).
Что во второй ситуации ребята оказали дедушке? (помощь).
По отношению к кому проявили дети заботу и помощь? (по отношению к близким)
Как вы думаете, какую тему мы будем с вами обсуждать? (тему заботы и помощи).
Предположите, как будет звучать формулировка темы нашего мероприятия? («Забота и помощь по отношению к окружающим»)
Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что такое забота и помощь и почему их нужно оказывать людям».)
Обратите внимание, что у вас на столе находится «Карточка самоанализа», который вы должны заполнить в концу нашего мероприятия, оценив себя, свою работу на мероприятии, подчеркнуть фразы, характеризующие работу на мероприятии по трем направлениям.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Опора на жизненный опыт.
Сталкивались ли вы в жизни с проявлением заботы со стороны окружающих или же вы сами её проявляли. Приходилось ли вам проявлять заботу, направленную на благополучие окружающих?
Если да – приведите пример.
Вам было приятнее, когда вы заботились, или, когда о вас заботились?
Сталкивались ли вы в жизни с проявлением помощи со стороны окружающих? Или сами оказывали её? Приведите примеры из жизни.
2. Работа над понятием
Что по вашему мнению означает забота?
Сделав вывод из ваших ответов, можно сказать, что забота-это что-то, направленное на улучшение благополучия человека.
Ваши ответы верны, а теперь предлагаю обратиться к словарю Сергея Ивановича Ожегова и посмотреть какое же он даёт определение понятию «забота».
Забота – это мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь или чего-нибудь.
Что, по вашему мнению, означает помощь?
Исходя из ваших ответов, можно сказать, что помощь это действия, направленные по отношению к человеку, для того, чтобы упростить ему его работу, сделать доброе дело.
А теперь обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова и посмотрим, какое определение он даёт этому слову.
Помощь – это содействие кому-нибудь в чём-нибудь, участие в чём-нибудь, приносящее облегчение.
Как вы думаете, в чём различие между заботой и помощью? (помощь оказывается по просьбе или по согласию другого человека, т.е. либо он нам скажет, что ему нужна помощь, либо мы сами об этом догадаемся и предложим ему это, а заботимся мы по собственному желанию, об этом нас никто не просит. Забота - это ответственность за другого, потому что он не может без нас. Пока не может, потому что слишком мал, слаб, болен.).
Как вы думаете, зачем нужно заботиться о людях? Что мы им показываем своей заботой?
Когда мы проявляем заботу о ком-то, мы непременно приносим радость не только человеку, который в этом нуждался, но, прежде всего, приносим радость самому себе. Человек, о котором мы заботимся, сразу понимает, что он не одинок и нужен кому-то.
Существует в природе закономерность: если мы заботимся, друг о друге, бережно относимся к своим родным и близким, то радость возрастает многократно.
Заботливый человек старается понять и принять мысли, слова, чувства и действия других. Я полагаю, что вы – такого же мнения.
Заботливый человек – это, прежде всего, хороший, чуткий, уважительный, умный человек.
Чаще всего к кому мы проявляем заботу? (к родным, близким, друзьям).
Кому оказываем помощь? (а помощь мы можем оказывать и незнакомым людям, например, перевести бабушку через дорогу).
Для чего человек должен помогать окружающим? (Человек должен помогать людям, чтобы делать мир лучше, творить добро. И кто знает, может ты единственный, кто может помочь нуждающемуся в какой-либо ситуации.)
3. Дерево заботы и помощи.
Ребята, перед вами дерево заботы и помощи, но дело в том, что кто-то стряс все листья с этого дерева. Я вам предлагаю провести самооценку своих действий, вспомнить ситуации, когда вы проявили заботу по отношению к кому-нибудь или оказали помощь записать это на листочках и прикрепить к дереву.
Какой мы вывод можем сделать? (есть определённый ряд ситуаций, при которых вы проявляете заботу и оказываете помощь каждый день, такие поступки похожи на повседневные, т.е. каждый день заботитесь о цветах или каждый день помогаете маме, но есть ситуации, при которых у нас стоит выбор «помочь незнакомой старушке, или поспешить домой, позаботиться о бездомном котёнке, приютить его или пройти мимо?).
Как вы думаете проявление заботы и оказание помощи - это какие поступки? (добрые)
4. РАБОТА В ГРУППАХ. Составление портрета заботливого человека и невнимательного человека с использованием «Кластер»:
А сейчас предлагаю вам поработать в группах.
Вспомним правила работы в группе.
Используя представленный вам словарь-помощник, составьте кластер «Портрет заботливого и невнимательного человека.
Словарь-помощник: внимательный, безразличный, безучастный, чуткий,
Хлопотливый, отстраненный, безучастный, отзывчивый, сердечный, добродушный, невнимательный, бессердечный, чуткий, жестокий, бесчувственный, участливый.
Если вы не знаете, что обозначает, то или иное качество, вы можете обратиться к словарику, который находится у вас на столе.
Портрет заботливого человека, оказывающего помощь | Портрет невнимательного человека |
внимательный чуткий хлопотливый о тзывчивый сердечный добродушный участливый чуткий | б езразличный безучастный отстраненный невнимательный бесчувственный бессердечный жестокий |
Обменяйтесь в группах портретами. Проверьте правильность выполнения задания.
По одному представителю с группы представьте полученные портреты (расположение под документ-камеру). У вас на столе находятся правила работы с документ-камерой.
Проанализируйте выполненное задание.
Сделайте вывод. Какому человеку на душе будет хорошо заботливому, тому кто всем помогает, или равнодушному? И почему?
5. Игра «Помоги или позаботься»
Предлагаю немного поиграть. Вам сейчас будут предложены ситуации, а вы должны сказать, чем бы вы смогли помочь ближнему в этой ситуации или как бы позаботились о нём.
1. У вас новая одноклассница. Она очень робкая, даже стесняется спросить, как зовут учителя.
Возвращаясь из школы домой, по дороге я увидел (а) маленького котенка, который жалобно мяукал.
2. В одном доме с вами живет одинокая старушка. Вы видите, что она уже несколько дней никуда не выходит из дома. Скорее всего, она заболела.
Мама вернулась с работы усталая
3. Вы идете по улице, видите, как идет бабушка с тяжелыми сумками. Чем бымогли ей помочь?
В чем еще может выражаться ваша помощь ближним?
6. Работа по картинам.
Посмотрите на экран. Вы видите представлены разные картины.
На какой из картин отражена забота, а на какой помощь? Почему вы так решили?
7. Работа с пословицей.
Посмотрите на экран. Вам необходимо собрать пословицу. Как вы ее понимаете?
Добра желаешь – добро и делай.
ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА
О каких важных ценностях в жизни каждого человека мы сегодня рассуждали?
Какого человека можно назвать заботливым человеком?
Давайте вернем к цели, которую мы сформулировали в начале нашего мероприятия.
Достигли ли мы поставленной цели в начале мероприятия?
Пожалуйста, посмотрите, заполнили ли вы «Карточку самоанализа»
«Для меня сегодняшнее мероприятие…»
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
РЕФЛЕКСИЯ:
А сейчас я вам предлагаю «Рефлексивный экран»
Выберите и продолжите одно из предложений.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я почувствовал, что…
меня удивило…
мне захотелось…
Я желаю, чтобы вы всегда проявляли заботу по отношению к окружающим и оказывали помощь нуждающимся в ней.
Я благодарю вас за работу. Всего вам доброго.
Погорелова Снежана Сергеевна
Воспитательное мероприятие на тему: «Забота и помощь по отношению к окружающим».
Направление воспитания: духовно-нравственное
Ценность: забота и помощь.
Цель: формирование у младших школьников готовности прийти на помощь к окружающим.
Задачи:
закрепить знание о понятиях «забота» и «помощь»;
воспитывать заботливое отношение к окружающим людям, близким; формировать нравственные качества личности младшего школьника;
развивать умение высказывать свою точку зрения при анализе ситуации, давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни, делать выводы.
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
______________________________________________________________________
КАРТОЧКА САМООЦЕНКИ
Имя________________________
Мероприятие | Я на мероприятии | Итог |
Интересное | Работал | Понял(-а) материал |
Скучное | Отдыхал | Узнал(-а) больше, чем знал |
Безразлично мне | Помогал другим | Не понял(-а) |
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
_______________________________________________________________________
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
_______________________________________________________________________
Инструкция при работе с интерактивной доской
Не смотрите прямо в объектив проектора, когда он включен.
На доске работайте стилусом или чистыми, сухими руками.
Перед тем, как повернуться к проектору лицом, выйдите из области проекционного луча.
Инструкция при работе с документ-камерой
Будьте внимательны, осторожны.
Не включайте камеру без разрешения учителя.
Не трогайте провода.
Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе камеры.
Словарь-помощник: внимательный, безразличный, безучастный, чуткий, хлопотливый, отстраненный, безучастный, отзывчивый, сердечный, добродушный, невнимательный, бессердечный, чуткий, жестокий, бесчувственный, участливый.
«ПОРТРЕТ» заботливого человека | «ПОРТРЕТ» невнимательного человека |