Внеурочное занятие во 2 классе на тему «Милосердное отношение к слабым и больным»
Пояснительная записка к презентации
Внеурочное занятие
по образовательному курсу
«Уроки милосердия»
«Милосердное отношение к слабым и больным»
Федоткина Г.Ю.,
учитель начальных классов
филиала МБОУ Токарёвской СОШ №1
в с.Полетаево
2017 г.
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодом поколении. В настоящее время, к великому сожалению, утратили свою силу нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно обвинять в бездушности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания милосердия и сострадания у младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в настоящее время наш маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника, доброты и милосердия в детях. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Пояснительная записка к конспекту занятия
Класс: 2
Образовательный курс «Уроки милосердия»
Тема занятия: «Милосердное отношение к слабым, больным».
Количество часов: 1.
Цель занятия:
воспитание качеств, традиционно отличающих русский характер: доброты, сострадания, милосердия, благородства.
Задачи:
-расширить и углубить представление детей о добре, милосердии, сострадании;
-формировать нравственное отношение к действительности, способность духовно-нравственного осмысления окружающего мира;
-учить оценивать поведение человека с духовно-нравственных позиций;
-содействовать развитию волевой сферы ребёнка - осознанности поведения;
-развивать интерес к чтению православной и художественной литературы;
-способствовать развитию речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений, творческих способностей учащихся.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Используемые технологии обучения: технология проблемного диалога, технология развития критического мышления, обучение в сотрудничестве (групповая работа).
Формы организации познавательной деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в парах, обучение в сотрудничестве (работа в группах), работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации.
Формы обучения: фронтальная работа; групповая; парная; индивидуальная
Технические средства и наглядность: ноутбук, проектор; презентация «Милосердное отношение к слабым и больным»; раздаточный материал: конверты со словами для работы в группах; памятка для каждого ученика «Как нужно жить»; Уроки милосердия: Учебное пособие для учащихся 2-х классов/Автор-сост.: Г.Д. Зубова. – Тамбов: ОАО «Издательский дом «Мичуринск», 2014г.
Ожидаемые учебные результаты:
Личностные:
- понимание роли норм религиозной морали в обществе;
-способность анализировать и оценивать поведение и поступки людей с нравственных позиций на основе обращения к духовно-нравственным нормам и ценностям православной культуры.
Метапредметные:
РегулятивныеУУД:
-определение, формулирование учебной задачи в диалоге с учителем;
-выполнение учебных действий с учителем по установлению связи операций;
-освоение способа решения проблем творческого и поискового характера.
Познавательные УУД:
-ориентирование в учебном пособии;
-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
-понимание информации, представленной в виде текста, рисунков.
Коммуникативные УУД:
-соблюдение правил нравственных взаимоотношений в коллективе;
-построение речевого высказывания;
-умение слушать других.
Ход занятия
I. Оргмомент. Эмоциональный настрой.
-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Мне очень нравится с вами беседовать на различные темы. Вы у меня очень понятливые и это меня радует.
II. Актуализация знаний.
-И для начала я вам предлагаю послушать рассказ В. Осеевой «Плохо»
«Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
– Как вам не стыдно!
– А что – стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.
-Скажите, почему женщина поругала мальчиков? Что ребята сделали не так?
(Они наблюдали за происходящим и не бросились спасать слабого котёнка.)
-Можно ли сказать, что эти мальчики могут проявить милосердие к животным, слабым, больным? (Нет, они равнодушные, жестокие.)
III. Сообщение темы занятия детьми.
-Вы можете сказать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии? (Мы сегодня поговорим о милосердном отношении к слабым и больным.) (Слайд № 1)
IV. Работа над новым материалом.
-А что такое милосердие? (Ответы детей)
-Какого человека мы можем назвать милосердным? (Доброго, внимательного, отзывчивого)
-Да, ребята, Доброта и Милосердие всегда идут рядом. Послушайте внимательно стихотворение (Читаю)
Слова эти серьёзные,
Главное – важные.
То, что значат они,
Очень нужно для каждого.
В них забота и ласка,
Тепло и любовь.
В них стремление
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Эти качества в сердце
У многих живут
И от боли других
Позабыть не дают.
И они поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Милосердие и доброта.
(Слайд №2)
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (По словарю Ожегова)
Милосердие - сострадание, сердечное участие, различного рода помощь, благотворительность по отношению к больным и нуждающимся. (По историческому словарю)
Работа с учебником.
-Откройте учебник на стр. 48.Рассмотрите первую иллюстрацию.
-Почему мальчик загрустил? Как вы думаете? (Предположения)
-Давайте прочитаем стихотворение Т. Дашкевича «Снеговик»
Я наблюдала из окна Однажды в декабре: Весь день лепил снеговика Мальчонка во дворе. Он весь вспотел, он так устал Работа нелегка, Но всё же дела не бросал — Лепил снеговика. Морковный нос, весёлый рот, Глаза из угольков. Ну, вот уж вечер настаёт, И снеговик готов. |
Ушёл мальчонка отдыхать, В тепле попить чайку. Придется одному стоять Теперь снеговику. Но чья-то злобная рука Забавы, скуки ради Разрушила снеговика, На красоту не глядя. О, сколько горя испытал Тот мальчик поутру! — Поймите, дети, и всегда Чужой цените труд. |
-Скажите теперь, почему же мальчик загрустил? (Чья - то злобная рука разрушила снеговик.)
-Ребята, к сожалению, в жизни мы часто встречаемся со злом. Зло-это антоним слов добро и милосердие. Но я считаю, что доброты всё-таки больше. А со злом мы будем бороться всегда. Ведь человек рождается и должен жить на земле для того, чтобы делать людям добро.
-Каким качеством обладает герой стихотворения? (Мальчик, трудолюбивый, терпеливый, не бросил начатое дело, хотя его работа была трудной.)
Творческая работа. (Работа в парах)
-Посмотрите на рисунок и придумайте счастливый конец этой истории.
-Что можно сказать о ребятах, которые восстановят сломанного снеговика? (Они милосердные, сострадательные)
-Верно. Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим. Сострадательный человек приходит на помощь, не требуя взамен ничего.
-А теперь раскрасьте этот рисунок. А потом посмотрите друг у друга что получится.
Физкультминутка «Встреча друзей»
Здравствуй друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришёл? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (обнимаются)
До свидания, милый друг! (за руку)
Очень рад я, встрече! (машут)
Может, встретимся ещё? (хлопают по плечу)
Давай же, как-то вечером! (обнимаются)
-Садитесь. Продолжаем работу. Переходим на стр.49 нашего учебника. Работаем со стихотворением М. Лермонтова «Каменное сердце»
-Как вы понимаете выражение «каменное сердце»? (Предположения детей)
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку;
И кто-то камень положил
В его протянутую руку…
-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
-Какое место при чтении особенно взволновало? (Ответы детей)
-Ребята, готовясь к нашему занятию, я прочитала это стихотворение и долго плакала. Мне очень жаль стало того бедняка, который просил хлеба. Я пожалела о том, что не ко мне была протянута рука просящего. Я бы ему дала много хлеба, чтобы на всех хватило. Как я возненавидела того, который положил в руку камень! Как он мог сыграть такую злую шутку над человеком? Вот как раз и у него-то в груди - каменное сердце. Он никогда не проявит милосердия. Его за это Бог накажет. Он не будет счастливым на земле. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Дискуссия
-Сопоставьте детей, разрушивших снеговика из стихотворения «Снеговик» и человека, положившего камень в руку просящему подаяние. (Они жестокие, немилосердные, не сострадательные)
Сейчас прочитаем ещё одно стихотворение.
Я. Полонский «Нищий»
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяния просил;
Но всё, что в день ни собирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
-В чем главный смысл стихотворения?
-В каких строчках стихотворения выражена главная мысль?
Продолжение дискуссии
-Теперь попробуйте сопоставить детей, восстановивших снеговика из стихотворения «Снеговик», и нищего, делившегося своими подаяниями. (Они милосердные, идут на помощь нуждающимся.)
-Посмотрите на следующий слайд. (Слайд № 3)
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)
-Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
-Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе).
(Слайд № 4)
-Сестры милосердия принимали участие во всех войнах второй половины XIX столетия. Они самоотверженно трудились в госпиталях, на перевязочных пунктах, на передовой. У них было огромное сердце, которого хватало на всех больных. Своей заботой о больных и раненых они вселяли веру и надежду в исцеление тяжелобольных бойцов. И выздоровление происходило! Бойцы вновь уходили на фронт.
Дети, всегда проявляйте заботу о больных дедушках и бабушках. Они так нуждаются в вашем внимании: подать воды, принести молока из магазина, вытереть пыль или просто посидеть и почитать им книгу. Им будет так приятно. Смотришь, и болезнь отступит или будет протекать менее заметно. Не оставляйте их наедине с болезнью. Одиночество-это страшная вещь для пожилого человека.
Мы должны быть милосердными своим близким, тем, кто живёт с нами рядом. Главное, чтобы помощь шла от чистого сердца. Все живое нуждается в милосердном отношении. Нельзя проявить его ни умом, ни словом. Оно проявляется только сердцем!
(Слайд № 5)
-Святой Иоанн Златоуст говорил: «Человек всего более, должен учиться милосердию. Кто не имеет милосердия, тот перестаёт быть человеком».
-Ребята, вдумайтесь в эти слова. Это слова, которые нас учат правильно жить. Мы должны быть, в первую очередь, милосердными.
(Слайд № 6)
-Давайте познакомимся с первыми шагами к милосердию:
а) Никогда не бойся улыбнуться человеку и протянуть ему руку помощи.
б) Никогда не бойся понять и простить.
в) Никогда не бойся просить прощения.
V. Обобщение. Систематизация знаний.
-Итак, ребята, милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения. Милосердие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). Сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
Игра «Найди нужные слова». Самостоятельная работа в группах.
-Ребята, у вас на столах лежат конверты. Там напечатано много разных слов. Вы сейчас из этих слов должны отобрать только те, которые относятся к понятию «милосердие». (в конвертах слова эгоизм, любовь, жестокость, милость, равнодушие, сопереживание, память, сочувствие, доброта, терпимость, жалость, уважение, чуткость, необдуманно произнесённое слово, ласка, отвращение).
-Проверяем слова, которые вы выбрали. Сравниваем правильность выполнения задания. (Слайд № 7)
Работа с пословицами о милосердии
-Читаем пословицы и объясняем их смысл. (Слайд № 8)
Милостивому человеку и Бог подает.
На свете не без добрых людей.
Добро творить — себя веселить.
С добрым жить хорошо.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
Каково аукнешь, таково и откликнется.
В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится.
Доброму добрая память.
В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
-В конце нашего занятия я хочу вам подарить памятку «Как нужно жить». Я надеюсь, что разговор наш прошёл не впустую. Вы ведь у меня такие добрые и умные. Вы знаете, что жить надо по христиански. Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота о ком-то и другие хорошие качества.
Памятка «Как нужно жить».
1.Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
2.Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3.Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4.Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5.Не стесняйтесь проявить своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6.Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
7.Милосердно относитесь к слабым и больным.
Отгадывание кроссворда
Ребята, если правильно отгадаете кроссворд, то прочитаете то главное в человеке, что необходимо при отношении к слабым и больным.
1. Самый дорогой человек на земле (Мама)
2. То, что подают нищему (Милостыня)
3. Отношение, полное заботы, теплоты и самоотдачи (Любовь)
4. Проявление искренних чувств по отношению к кому или чему-либо (Доброта)
5.Чувство духовного, эмоционального, почти физического родства и близости (Сердечность)
6.У некоторых людей оно бывает «каменное» (Сердце)
7. Одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья (Радость)
8. Убежденность в чьей-нибудь честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность (Доверие)
9. Чуткость и внимательность к окружающим, неподдельное уважение к их интересам и их переживаниям (Сострадание)
10. Ласковость и мягкость по отношению к кому-либо (Нежность)
(Слайд №10)
1м |
а |
м |
а |
||||||||||||||||
2м |
и |
л |
о |
с |
т |
ы |
н |
я |
|||||||||||
3л |
ю |
б |
о |
в |
ь |
||||||||||||||
4д |
о |
б |
р |
о |
т |
а |
|||||||||||||
5с |
е |
р |
д |
е |
ч |
н |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||
6с |
е |
р |
д |
ц |
е |
||||||||||||||
7р |
а |
д |
о |
с |
т |
ь |
|||||||||||||
8д |
о |
в |
е |
р |
и |
е |
|||||||||||||
9с |
о |
с |
т |
р |
а |
д |
а |
н |
и |
е |
|||||||||
10н |
е |
ж |
н |
о |
с |
т |
ь |
- Над чем заставило задуматься это занятие?
- Что стало самым важным на занятии?
-Продолжите предложение:
-Сегодня я узнал…
-Сегодня я понял…
-Самым важным сегодня мне…
-Молодцы, ребята! Спасибо вам за общение. Как я и думала, вы поработали на славу. С нетерпением вас жду на следующее занятие, которое состоится через неделю. Расскажете, как жилось, как работала ваша памятка. Будьте милосердны!