12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгения26

1


Конспект вводного урока по числительному (6 класс)

Оргмомент (тетрадь по теории!)

Проверка д/з по контрольной карте (взаимопроверка)

Упр. 276, Рабочая тетрадь Л.И. Журавлёвой, О.Б. Адаевой (6 кл.) Игра «Третий лишний». Раскройте скобки, подчеркните лишнее слово.

(Черно) глазый, (чёрно) синий, (чёрно) смородинный.

(Северо) морский, (северо) восточный, (средне) европейский.

(Вечно) зелёный, (тёмно) зелёный, (темно) кожий.

(Кисло) сладкий, (кисло) молочный, (мясо) молочный.

(Бело) снежный, (снежно) белый, (чёрно) белый.

(Горно) спасательный, (горно) лыжный, (поисково) спасательный.

(Зимне) весенний, (зимо) стойкий, (поздне) спелый.

III. Фронтальный опрос

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Каким разделом языка мы занимаемся?

Что изучает морфология?

Какие части речи вы знаете? Что они обозначают?

Почему существительные и прилагательные называют именами? (потому что они именуют, т.е. называют предметы и их признаки)

IV. Актуализация темы

1. Сегодня мы начнем изучать с вами новую часть речи. А помогут прийти к ней ребусы.

t1687263041aa.gif



t1687263041ab.gif




t1687263041ac.gif



t1687263041ad.gif

Кро-ко-дил

Дво-рник

почта-льон

сло-в-о

2. Что объединяет все эти ребусы (в них есть цифры).

3. 40 и 100 – это цифры или числа? (числа)

4. В чем разница между цифрами и числами? (Цифры - это составляющее чисел. Цифр всего 10. Чисел - бесконечное множество).

5. Возвращаемся от математики к РЯ, к частям речи. На доске:

Предмет называет имя …

Признак – имя …

Число – имя … .

6. Что будет темой нашего урока?

V. Запись числа, темы

Двадцать седьмое февраля

Классная работа

Имя числительное

VI. Определение задач урока

1. По какому плану мы изучаем каждую часть речи?

Общее грамм. значение

Вопросы

Начальная форма

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Синтаксическая роль

Употребление в речи

2. Сформулируйте задачи нашего урока.

3. Что нам нужно для того, чтобы выполнить эти задачи? (материал для наблюдения и теоретическая тетрадь для записи выводов).

VII. Объяснение нового материала (раздать тексты и таблицы)

1. Чтение текста

Я полагаю, что золотоволосый малыш прибыл с безызвестной планеты под номером шестьсот двенадцать. В тысяча девятьсот девятом году её приметил турецкий астроном. Но ему не поверили. А как только астроном оделся по последней моде и привёл для доказательства цифры, с ним согласились.

Почему взрослые любят цифры? О твоём лучшем друге они не спросят главного, зато поинтересуются: «Ему уже двенадцать лет? Он весит пятьдесят килограммов? А сколько зарабатывает его отец?» И после ответа «Его зарплата – две тысячи франков» они воображают, что узнали человека.

2. Знакомый сюжет? (это пересказ фрагмента повести франц. писателя А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

3. Найдите в этом тексте числительные.

4. На какие вопросы они отвечают? (сколько? который?)

5. Что они обозначают? (число, порядок предметов при счете, количество предметов)

6. Заполнение первых 3 столбцов таблицы

Часть речи

Грамматическое значение

Вопросы

Нач. форма

Постоянные признаки

Непостоянные

признаки

Синт. роль

Имя числи-тельное

Число, количество предметов,

порядок при счете

Сколько?

Который?





Сравните числительные двенадцать и тысяча девятьсот девятом:

1) на какие вопросы они отвечают?

2) что обозначают? (В зависимости от того, что обозначают числительные, они делятся на 2 разряда, причем названия разрядов образованы от их значений). 3) Образуйте прилагательное от слова «количество». От слова «порядок». Запишем в колонку «Постоянные признаки» 1. По значению количественные и порядковые);

4) из скольких частей состоят? Запишем в колонку «Постоянныее признаки» 2. По составу простые и составные;

5) попробуйте изменить числительное «двенадцать». Сделайте вывод об изменении количественных числительных. В какую колонку будем его записывать? – Непостоянные признаки. 1. Количественные числительные изменяются по падежам;

6) измените порядковое числительное тысяча девятьсот девятом. Сделайте вывод об изменении порядковых числительных Запишем вывод в таблицу. 2. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. Они изменяются как какая часть речи?

7) Вернемся к колонке «Начальная форма». Раз количественные числительные изменяются по падежам, какой будет их начальная форма? – И.п. Записываем: У количественных И.п.

8) Порядковые числительные изменяются по родам, числам, падежам. Какой будет их нач. форма? – м.р., ед.ч., И.п. – Запись в таблицу.

9) У нас осталась последняя колонка. Вернемся к тексту. Определим синтаксическую роль числительных. Читаем предложения с числительными, подчеркиваем в них грамм. основы. Определяем синт. роль числительных.

10) Какие выводы мы можем сделать? Числ-е может быть любым членом пр-я. Сочетание сущ-го и числ-го является одним членом пр-ния. Запись в таблицу: Любой член пр-ния. Сущ-е + числ-е = 1 член пр-ния.

11) Подведем итог нашего исследования новой части речи. Расскажите о числительном по таблице (Дома будете готовить такой рассказ о числ-ном наизусть).

VIII. Закрепление

1. Мы получили представление о том, что такое имя числительное и каковы его признаки. Потренируемся в нахождении числительных. Будем читать по 1 слову в 1 упр-и, определять его часть речи, доказывать это и подписывать.

1. Определите часть речи указанных слов.

Пять, пятёрка, пятак, пятый, пятьдесят пять, впятером, пятёрочка.

Чему мы учились? Как доказывали, что слово является числительным?

2. Продолжим находить числительные, но уже в тексте. Поучимся определять их синтаксическую функцию. Во 2 части РТ Журавлёвой и Адаевой откроем 4 стр., 3 упр.

2. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните числительные как члены предложения. Будьте внимательны: в этом тексте есть слова с числовым значением, но не числительные. Укажите, какой частью речи они являются.

1 сентября тысяча шестьсот пятьдесят первого года я на девятнадцатом году жизни сел на двухмачтовый к…рабль который отпр…влялся в Лондон. Однажды на рас…вете на нас напали п…раты. Наше вооружение – двенадцать пушек, враг же распол…галл восемнадцатью пушками. Мы отчаянно сопрот…влялись но разбойники взяли нас на абордаж. Человек шестьдесят в…рвались на к…рабль и бросились рубить мачты и снасти. Дважды мы оч…щали от них палубу но всё же принуждены были (з, с)дат…ся. Так я попал в плен в котором т…мился два года (По «Робинзону Крузо» в пересказе К.И. Чуковского).

Что обозначает фразеологизм «взять на абордаж»? Почему в художественном тексте, где речь идёт о вымышленных событиях, так много числительных?

Чему мы учились в этом упражнении?

3. Посмотрим, в каких ситуациях еще используются числительные.

3. Для многих народов семь – магическое число: семь дней недели, семь чудес света, семь нот, семь цветов радуги. Часто это числительное встречается и в русских фразеологизмах. Напишите, что они обозначают.

1. Семи пядей во лбу -

2. (Быть) на седьмом небе -

3. До седьмого пота -

4. Седьмая вода на киселе -

5. Семь пятниц на неделе -

6. За (под) семью замками –

7. Семь чудес света –

Что узнали в этом упражнении?

4. Учимся использовать фразеологизмы с числительными в своей речи.

4. Составьте и запишите предложения со словами из 3 задания.

5. В каких еще фразеологизмах используются числительные?

Абсолютный нуль - человек ничтожный, совершенно бесполезный в каком-либо деле.

Один как перст – одинокий.

Одного поля ягода – совершенно похожи по духу, по своему поведению или положению

В один голос – 1. все вместе, одновременно (отвечать, спрашивать и т.п.).

Раз-два да и готово – о чем-то, что можно быстро сделать, приготовить и т.п.

Раз-два да и обчелся – так мало, что можно посчитать (или считать не нужно).

В два счета - очень быстро, моментально; без промедления.

В двух шагах от... – очень близко.

Два сапога – пара – один другого не лучше.

Убить двух зайцев (значение фразеологизма Убить двух зайцев подробнее здесь) - сразу выполнить два нужных, важных дела; добиться осуществления двух целей.

Похожи как две капли воды (как две капли воды - значение и употребление фразеологизма ) - совершенно, очень сильно похож.

С три короба (наврать, наговорить) – очень много наговорить неправды.

В три погибели (гнуться) – гнуться очень низко.

В три ручья (плакать) – плакать, безудержно, горько, обильно проливая слезы.

Как собаке пятая нога. Как телеге пятое колесо. Пятое колесо в телеге – об абсолютно ненужном.

Девятый вал – грозная, несокрушимая сила

Опять двадцать пять - то же самое, одно и то же; о чем-либо надоевшем, постоянно, систематически, неизменно повторяющемся.

Дать сто очков вперед - значительно превосходить кого-либо в чем-либо.

Сто к одному – о чем-то, что может произойти с большой степенью вероятности.

Тридевятое царство. Тридесятое царство - о каком-либо очень отдаленном месте, в русских сказках - очень далекая страна, земля.

Чем мы занимались в этом упражнении?

IX. Подведение итога урока

Чем мы занимались сегодня? Что нового узнали? Что было трудным? Что было интересным?

X. Задавание д/з

1. рассказ о числ-ном (по таблице);

2. напишите о 7 чудесах света античности или наших дней / Какие 7 объектов вы бы назвали 7 чудесами света?



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.