Конспект занятия подготовительной к школе группы детей с ОНР
Конспект занятия подготовительной к школе группы
детей с ОНР
Закрепление навыков звукового анализа.
Закрепление навыков синтеза слогов в слово.
Закрепление навыка деления слова на слоги.
Закрепление навыка составления схем предложений.
Закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Упражнять в образовании прил. от сущ.
Упражнять образование относительных имен прил.
Упражнять в подборе антонимов к прил. ( кач., в сравнит. Ст. сравн.), к предлогам (простр., времен., к глаголам, в том числе с использованием приставочного способа словообразования.
Согласование слов в предложении в роде, числе, падеже.
Согласование количественных числительных и сущ.
Упражнение в подборе признаков к предметам.
Упражнение в образовании прил. с уменьшительно - ласк. Суфф
Чтение предложений
Печатание слов.
выделение в словах ударного гласного.
Спряжение глаголов наст времени.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Ребята, сегодня утором я получила письмо с просьбой о помощи. Я думаю, что вместе с вами мы быстро сможем разобраться во всем. Сейчас я расскажу историю, которую узнала из этого письма.
1.Подбор антонимов
«В одном обыкновенном городе, на обыкновенной улице, в обычном доме с родителями живет мальчик. Ему около 5 лет и зовет его Миша.
И все бы хорошо, если бы не такая беда - мальчик все делает наоборот, например, мама говорит ему:
- Она говорит ему - сядь, а он встает.
- Иди быстрее, - а он идет ... (медленнее).
- Иди к дому, а он - идет от дома.
- Завяжи шнурки, а он - развязывает.
- Холодно, а он отвечает - жарко
- Нож острый, а он отвечает…(тупой)
- Магазин близко, а он отвечает…(далеко)
- Матрац мягкий, а он отвечает…(жесткий)
- Высокое дерево, а он отвечает…(низкое)
- Уже темно, а он отвечает…(еще светло)
- Уже поздно, а он отвечает - еще рано
- Поставь банку на стол, а он ставит под стол.
- Положи все в ящик, а он все -…(достает из ящика)
- У тебя руки грязные, встань из-за стола, а он отвечает, - нет, …. (чистые) и садится за стол.
2. Согласование слов в предложении в роде, числе и падеже. Употребление глаголов соответствующих времен.
И это еще не все. Этот мальчик очень не внимательный и когда говорит, делает много ошибок. Например:
- Мой любимые цвета - голубой.
- Как сказать правильно?
- Зубы чистят …зубная паста
- Эти книги толстый.
- Я прошлым летом нахожу много грибов.
- Мы с мамой сейчас пошли на улицу.
- На вазе стоят цветы.
3. Описание картины.
- Как вы думаете, мама разрешает ему говорить неправильно?
- Конечно, но ничего не запоминает. Но есть у него любимое занятие: рисование. Недавно он нарисовал картину. Вот что у него получилась. Красивая, правда?
- Что на ней изображено?
- Как вы догадались, что это город?
4. Раскрытие миссии.
А теперь приступим к нашему основному заданию. Письмо, которое я получила сегодня, прислали человечки, которые должны поселиться в этом в этом городе. У них даже адреса есть. Но найти свои дома они не могут. Наша задача - исправить все ошибки и расселить жителей города по домам.
5.Словообразование
.- Давайте внимательнее рассмотрим улицы. Миша видимо не смог написать названия, и вместо них, на табличках - картинки.
- На этой нарисованы цветы, значит улица - цветочная.
- На этой нарисованы вишни, значит улица - вишневая.
6. Порядковый счет
- Как на улице найти нужный дом? (Нужно знать его номер)
- Есть номера на домах нашего города? (Нет)
- Сейчас мы их сами расставим.
- Считать начинаем от начала улицы:
- первый
- второй
- третий
- четвертый
- пятый
- шестой
7. Подбор признаков. Описание домов.
- Мы с вами помним, что у каждого предмета есть свои признаки. Давайте расскажем про дома - какие они?
- Дома одного цвета?
- Если они разных цветов, значит они …
- Если дом сделан из камня, значит он какой? -
деревянный, кирпичный, блочный, стеклянный, бетонный)
- Если в нем 1 этаж, значит он -….
(Каждый ребенок описывает по одному дому)
- …., найди дом № … на ..улице . Расскажи, какой он?
- Дом № … какого цвета?
- Сколько в нем этажей?
- Значит он какой?
- Он сделан из бетона, значит он …
Степени сравнения.
Этот дом широкий, а этот еще шире.
Этот дом узкий, а этот еще уже.
Этот дом большой, а этот еще больше.
Этот дом высокий, а этот еще выше.
Этот дом яркий, а этот еще …
Этот дом прекрасный, а этот еще …
9. Подбор синонимов.
- Все дома одинаковые?
- Какой дом самый большой?
- Да, прямо не дом, а …(домище)
- Как по-другому сказать, что дом большой? (громадный…….)
- Как по-другому можно назвать маленький дом? (домик)
- Как по-другому сказать, что дом маленький? (малюсенький …)
10. Образование уменьшит. -ласкат. Суфф-в.
- В большом доме кухни, а в маленьком кухонки.
- В большом доме окна , а в маленьком…
- В большом доме комнаты, а в маленьком…
- В большом доме спальни , а в маленьком…
- Вот такая замечательная получилась картина.
11. Фонематический анализ.
Мы исправили много ошибок, но это еще не все. Из-за того, что Миша заниматься не любит, книги не читает и писать толком не умеет вывески на зданиях написал с ошибками.
- На этой вывеске буквы заблудились, но вы наверняка сможете расставить их на свои места.
О С К И (К С А С А, Н К И О)
- И это еще не все, что в отличие от Миши вы умеете делать. Расскажите, из скольки слогов состоит это слово?
- Назовите гласный звук первого слога.
- Назовите его соседей..
- Скажите, какой он?(фон. анализ)
12. Синтез слогов в слово. Фомем. анализ.
А ША ФИ
Е МО ЖЕ НО РО
РУШ ИГ КИ
13. Динамическая пауза.
- Как хорошо живется грамотным, самостоятельным деткам, которые и писать умеют читать! Да вы и сами это знаете, и нам рассказать можете.
считалка:
Дети рассказывают стихи.
14. Графический диктант.
- Названия улиц есть, номера домов проставлены, но скажите, без чего никак нельзя попасть в квартиру?
- Правильно, без ключа.
- Положите перед собой листочки…
15. Чтение предложений.
Теперь все в полном порядке можно приступать к расселению жителей города по домам.
Дети получают конвертики с адресами.
Улица цве-точ-на-я, дом №1
Улица цве-точ-на-я, дом № 2
Улица цве-точ-на-я, дом № 3
Улица цве-точ-на-я, дом № 4
Улица го-ро-хо-ва-я ,дом № 5
Улица го-ро-хо-ва-я ,дом № 6
16. Спряжение глаг. В наст врем. Диалог.
- А свои адреса вы знаете?
- …ты знаешь свой адрес?
(ребенок задает вопрос)
- …вы….?
-…они…?
17. Составляют схему предложение
Мы знаем свои адреса.
Называют свои адреса.
18. Итог.