Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР на тему «Фрукты»
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе детей с ОНР. Тема: Фрукты.
Составила: учитель-логопед Лапина Е.С.
Цель: Создать условия для активизации, расширения и закрепления знаний воспитанников о фруктах, о труде взрослых, сезонных работах в саду.
Задачи:
Познавательные:
активизация и расширение словаря путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов;
закрепление приобретенных произносительных навыков;
развитие темпо-ритмической характеристики речи;
установление хронологии событий, связанныхс сезонными изменениями в саду;
совершенствовать навыки:
• употребления относительных и сложных прилагательных и согласования их с существительными в роде и числе, падеже;
• согласования количественных числительных с прилагательными и существительными.
Коррекционно-развивающие:
• совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти;
• развитие речевого дыхания;
• совершенствование координации речи с движением;
• развитие артикуляционной и мелкой моторики;
• развитие речемыслительной деятельности (операции анализа, синтеза, сравнения, пространственно-временные представления;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание уважительного отношения к труду сельских жителей, потребность в здоровом образе жизни;
• совершенствование умения работать в коллективе;
• повышения активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям.
Материалы и оборудование
Демонстрационные: проектор, экран, презентация «Фрукты», предметные картинки, муляжи фруктов, карточки
Технологии:
• здоровьесберегающая технология;
• диалог с детьми;
• рефлексия.
Форма проведения: фронтальная
Предварительная работа:
• беседа о фруктах, о сезонных работах в саду, о здоровом образе жизни;
• физминутки «Садовник»;
• пальчиковой гимнастики «Будем мы варить компот»;
• использование графических моделей «Семейка слов» и алгоритмов описания предмета в рамках всех лексических тем;
• отгадывание загадок, чтение художественной литературы по теме «Фрукты»;
Этапы:
I. Организационный момент.
Логопед Давайте ребята приготовим наш артикуляционный аппарат к работе.
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики
• Лопата копала, копала, копала,
Потом улеглась, видно очень устала.
• Сгребаем граблями землю («причесать» язык зубами)
• Коси, коса, пока не высохла роса («часики»)
• Песенка водички из лейки.
• Глубокое ведро («чашечка»)
• Молоток стучал, стучал («т-т-т» по альвеолам)
Стук в дверь: «Вам письмо».
Логопед читает письмо: «У меня в саду вырос богатый урожай фруктов. Пожалуйста, помогите побыстрее его убрать».
Подписи нет. Как вы думаете, кто прислал это письмо?
Дети: Это письмо прислал человек, который выращивает фрукты в саду.
- Правильно, это письмо от садовода. А как ещё по-другому можно назвать садовода?
Дети: Садовник.
- Как вы думаете, почему нужно поскорее убрать урожай?
Дети: Потому что если вовремя не собрать фрукты, то они начнут опадать и портиться. Семье садовода нечего будет кушать зимой.
Логопед: Правильно, молодцы! Садовод долго и много трудился, вырастил столько вкусных, полезных продуктов, которые нужны всем людям. Нельзя допустить, чтобы его труд был напрасным. Поможем ему? Отправляемся в сад.
II. Основная часть.
1. Активизация и обогащение словаря (Игры «Подбери признаки, действия к предмету», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому»)
Логопед: Вот мы и в саду (картинка сада)
- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)
- Вы узнали садовода? (Да) (кукла садовода)
- Что он делает в огороде весной, а что осенью?
Разложи картинки «Что в начале, что в конце»
Дети: Садовод копает, сажает, поливает, срезает старые ветки у фруктовых деревьев.
- А летом?
Дети: Поливает, удобряет, выращивает, пропалывает, работает.
- Чем занимается садовод осенью?
Дети: Собирает урожай, делает заготовки на зиму.
Логопед: Почти весь год садовод работает. Как сказать по-другому? (Трудится)
- Следит за садом, а по-другому? (Наблюдает)
- Он все время работает, ему даже некогда (отдохнуть)
- Что нужно садоводу для работы?
Дети: Садоводу нужна лопата, грабли, лейка, ведро, тачка, садовые ножницы.
- Назовите эти предметы одним словом?
Дети: Это садовые инструменты. (картинка)
Садовод ухаживал за растениями, и они дали щедрый урожай, а по-другому (богатый).
- Какие замечательные фрукты выросли! Похвалите их. (Фрукты большие)
- Как сказать по-другому? (крупные, огромные)
- Все фрукты крупные и даже совсем нет каких? (маленьких, мелких,
- Какие еще фрукты? (красивые, аппетитные, сочные, сладкие, твердые, мягкие, полезные)
- Все фрукты полезные, и совсем нет, каких? (вредных)
- Фрукты поспели, значит, они (спелые, зрелые).
- Фрукты приятно пахнут, значит, они какие? (ароматные)
- Как сказать по-другому? (душистые)
2. Работа по карточкам по выбору.
Логопед: Ребята выберите любую карточку и выполните задание
-найди пару
-обведи грушу
-найди тень и обведи только фрукты
3. Динамическая пауза.
Речь с движением «Садовник»
Логопед: Ребята, нам надо спешить с уборкой урожая! Возьмем корзины, они пока еще (пустые) и поэтому какие? (легкие) (имитация ходьбы с легкой корзиной)
Мы вчера в саду гуляли, Идут по кругу, взявшись за руки.
Мы смородину сажали. «Выкапывают» яму и «сажают» в нее куст.
Яблони белили мы Движения правой рукой вверх, вниз.
Известью, белилами.
Починили мы забор, «Ударяют» молотком.
Завели мы разговор: Стоят лицом в круг. В центр выходит один
– Ты скажи, садовник наш, ребенок. Ведут диалог
Что ты нам в награду дашь?
– Дам в награду слив лиловых, На каждое название фруктов загибают
Груш медовых, самых крупных, по одному пальцу на обеих руках
Спелых яблок, вишен целый килограмм. начиная с больших.
Вот что вам в награду дам!
(Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения).
Логопед: Теперь наши корзины доверху нагружены фруктами, поэтому они какие? (Корзины полные и тяжелые). Покажите, как вы их понесете.
4. Игра с мячом «Скажи одним словом про фрукты»
Логопед: Яблоко жёлтое и розовое – жёлто-розовое яблоко,
- апельсин яркий и оранжевый, значит, он…. (ярко-оранжевый)
- слива темная и синяя,
- виноград светлый и зеленый,
- гранат кислый и сладкий
5. Игра «Веселый счет» (картинки с корзинами)
Логопед: Мы собрали целую корзину фруктов. Назовите, чего сколько лежит в корзине?
Дети: В корзине лежит три больших зелёных яблока, один жёлтый лимон и т. д.
6. Игра «Что где стоит?» (Слайд )
Логопед: Садовод продолжает загадки. Какой фрукт стоит перед лимоном? (Гранат) Как еще можно сказать, где стоит гранат? Используйте слова «после», «за», «между», «слева», «справа».
Дети: Гранат стоит после сливы; между сливой и лимоном.
7. Игра «Четвёртый лишний»
Логопед: Уберите лишнее:
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, груша, кабачок ,тыква.
Апельсин, мандарин, огурец, слива.
Яблоко, груша, баклажан, слива.
8. Игра «Фруктовые блюда».
Логопед: Садовод благодарен за помощь и приготовил нам в подарок целую корзину фруктов. Садовница спрашивает: «Нужно ли есть фрукты? В каком виде они полезнее: в сыром или вареном?» Почему? Любите ли вы фруктовые блюда? Что готовят ваши мамы из фруктов?
Дети: Фрукты нужно кушать, в них много витаминов. Полезнее сырые фрукты. Моя мама варит фруктовый компот, делает сливовое варенье, выжимает яблочный сок, готовить лимонный пирог и т. д.
Логопед: Хозяйка говорит, что в ее семье круглый год кушают фрукты и очень любят, когда она готовит:
- варенье из яблок, какое варенье?; (яблочное варенье)
- джем из груши;
- кисель из сливы;
- пирог из лимона;
- сок из апельсина.
Дыхательная гимнастика
-Давайте понюхаем лимон (наращивание фразы): Вдох – Ах! (на выдохе). Вдох – Ах, как! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет! (на выдохе). Вдох – Ах, как приятно пахнет лимоном! (на выдохе).
IV. Итоги. Окончание занятия.
Логопед: Ребята, вы – молодцы! Все хорошо потрудились и помогли сельским жителям. Что нового и полезного вы сегодня узнали?