Конспект занятия «Будущие космонавты»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек»
Конспект занятия «Будущие космонавты»
дети старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи
учитель-логопед: Гудкова Т.Н.
Цель: Создание условий для автоматизации звука –р–.
Задачи:
-Воспитательные:
-Воспитывать интерес к собственной речи, интерес к организационной деятельности.
-Образовательные:
-Закреплять изолированный звук –р–.
-Упражнять в автоматизации звука –р– в словах и предложениях.
-Развивать дыхание и голос.
-Расширять и уточнять словарь по лексической теме «Космос».
-Развивать речь.
-Совершенствовать грамматический строй речи.
-Упражнять в согласовании существительных с числительными в единственном и множественном числах.
-Развивающие:
-Развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, развивать дикцию.
-Развивать речевой этикет.
Оборудование: проектор, предметные слайды, мяч, мнемотаблица, аудиозапись «Звёздная страна» М. Таривердиева, предметные картинки.
Ход занятия:
1.Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку
М. Таривердиева «Звёздная страна».
Мой сосед очень хороший –
С радостью пожму ему ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх мы поднимаем
Здравствуйте, гостей встречаем!
2.Основная часть
Педагог: Ребята, какой праздник отмечает наша страна в апреле?
12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. (Слайд)
Сверкающие звёзды, блуждающие среди них планеты, хвостатые кометы – являются удивительной загадкой для нас.
-Ребята, а вы любите смотреть на ночное небо?
Многие годы людей интересовало, что же там находится в этом тёмном ночном небе. Учёные взялись за работу и изобрели космические ракеты. (Слайд)
-Как называют людей, летающих в космос? (космонавты, астронавты) (Слайд)
Первым человеком, побывавшим в космосе, был наш соотечественник Юрий Гагарин.
-Как вы думаете, каким должен быть космонавт?
(сильным, смелым, быстрым, здоровым, выносливым, знающим)
Педагог: Для этого космонавты проходят специальную подготовку. А вы хотите пройти такую подготовку? Предлагаю приступить к подготовке в школе будущих космонавтов.
Педагог: Перед началом подготовки предлагаю подкрепиться.
Давайте сделаем гимнастику и заодно перекусим космической едой.
Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».
С применением биоэнергопластики
(сопровождение движений органов артикуляции дублирующими движениями рук).
Описание: улыбнуться («Улыбка», «Забор»), открыть рот («Окошко»), широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, занести язык-чашечку в рот.
Педагог:
Внимание! Мы проходим подготовку в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. (Слайд)
Игра с мячом «Какое варенье»
Педагог: Ребята. Сейчас мы узнаем, кто каким вареньем лакомился. Я буду бросать вам метеорит, а вы образовывать слово и бросать мне его обратно.
Варенье из винограда (какое?) – виноградное
Варенье из персика (какое?) – персиковое
Варенье из черники (какое?) – черничное
Варенье из граната (какое?) – гранатовое
Варенье из крыжовника (какое?) – крыжовенное
Педагог: Какой звук присутствует во всех этих словах. Кто заметил? Звук –р–.
А теперь, давайте проверим, а правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р.
Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит – это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка – спинка – опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.
Звук «Р» – согласный, твердый, звонкий.
Соотношение звука с буквой.
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить,
И друг другу «Р» представить!
Педагог: Ребята, у нас на космодроме находятся ракеты. (Слайд)
Давайте поможем им завести мотор. У маленькой ракеты мотор работает тихо –рррр. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят тихо звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Маленькая ракета взлетает)
У ракеты посередине мотор работает громче –рррррр. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят громче звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Ракета побольше взлетает)
У самой большой ракеты мотор работает громко –РРРРРР. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят громко звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Большая ракета взлетает)
Педагог: Посмотрите, к нам прилетела из космоса комета. Ваша задача внимательно следить за ней, не упустить из вида.
(Работа с офтальмотренажером. Комета движется по линиям офтальмотренажера в заданном направлении).
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
Тот объект зовут комета.
Вы выполнили задачу, не упустили комету из вида. Комета возвращается в космос.
Педагог: Нужно очень много знать –
Чтобы космонавтом стать.
Возьмите картинку и скажите, что на ней изображено.
Игра «Сосчитай-ка»
Один Юпитер.
Два астронавта.
Шесть ракет.
Два Сатурна.
Пять скафандров.
Три астронома.
Пять кратеров.
А теперь назовите предметы изображенные на ваших карточках в единственном числе и определите, где в слове находится звук –р–, в начале, середине, или в конце слова.
Педагог: Займите места на линии подготовки.
Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать это стихотворение. Давайте хором его расскажем!
Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»
В темном небе звезды светят,
Астронавт летит в ракете…
День летит, и ночь летит
И на землю вниз глядит…
Видит сверху он поля,
Горы, реки и моря.
Видит он весь шар земной.
Шар земной – наш дом родной!
(В.Степанов)
Педагог: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля.
Ребята, а сейчас мы вспомним, какие кроме нашей Земли есть планеты?
Пальчиковая игра «Планеты»
Наши дети любят счет (Локти в стороны, кулаки перед грудью)
Проведем планет подсчет. (Пальчики «идут» по кулаку другой руки)
Меркурий-раз, Венера – два, (Загибают по очереди пальцы)
Три – Земля ,4 – Марс,
5 – Юпитер, 6 – Сатурн,
7 – Уран, 8 – Нептун.
Дальше всех у нас Плутон,
Вопрос с подсчетами решен! (встряхивают кистями рук)
Педагог: Сейчас мы с вами проведем тренировочный полет в космос.
Давайте пофантазируем, куда бы мы могли отправить свои ракеты. Берите ракеты, выбирайте планету, соответствующую цвету вашей ракеты и цепляйте ее. Произносите фразу: «Я отправлю ракету на …. загадочную планету (Красивую, необычную, розовую, далекую, странную и т.п)».
Итог занятия.
Педагог: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты.
Педагог: А пока вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?
Дети: Проходили подготовку в школе будущих космонавтов, говорили о космосе.
Педагог: Что вам понравилось больше всего?
Педагог: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. (Слайд)
Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно, обязательно сбудется! (Педагог раздает детям звезды-леденцы)
Главное, чтобы ваше желание было добрым, заветным, важным.
Всем спасибо!
Ссылки:
Загадка про комету: https://146.tvoysadik.ru/site/pub?id=350
Стихотворение о букве р: https://vk.com/wall248939373_59592
Звездное небо: https://www.istockphoto.com/tr/vektör/meteorlar-kuyruklu-yıldız-arka-plan-gm1201152495-344342523
Юрий Гагарин: https://m.ok.ru/group/59713838972951/topic/159283150769431