Конспект занятия «Будущие космонавты»

1
0
Материал опубликован 15 September в группе

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №23 «Ручеек»

Конспект занятия «Будущие космонавты»

дети старшего дошкольного возраста с фонетическим нарушением речи

учитель-логопед: Гудкова Т.Н.

Цель: Создание условий для автоматизации звука –р–.

Задачи:

-Воспитательные:

-Воспитывать интерес к собственной речи, интерес к организационной деятельности.

-Образовательные:

-Закреплять изолированный звук –р–.

-Упражнять в автоматизации звука –р– в словах и предложениях.

-Развивать дыхание и голос.

-Расширять и уточнять словарь по лексической теме «Космос».

-Развивать речь.

-Совершенствовать грамматический строй речи.

-Упражнять в согласовании существительных с числительными в единственном и множественном числах.

-Развивающие:

-Развивать общую и мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание, развивать дикцию.

-Развивать речевой этикет.

Оборудование: проектор, предметные слайды, мяч, мнемотаблица, аудиозапись «Звёздная страна» М. Таривердиева, предметные картинки.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Дети входят в кабинет под музыку

М. Таривердиева «Звёздная страна».

Мой сосед очень хороший –
С радостью пожму ему ладоши.
И другой сосед хороший –
И ему пожму ладоши.
Руки вверх мы поднимаем

Здравствуйте, гостей встречаем!

2.Основная часть

Педагог: Ребята, какой праздник отмечает наша страна в апреле?

12 апреля наша страна отмечает День Космонавтики. (Слайд)

Сверкающие звёзды, блуждающие среди них планеты, хвостатые кометы – являются удивительной загадкой для нас.

-Ребята, а вы любите смотреть на ночное небо?

Многие годы людей интересовало, что же там находится в этом тёмном ночном небе. Учёные взялись за работу и изобрели космические ракеты. (Слайд)

t1757962575aa.jpg

-Как называют людей, летающих в космос? (космонавты, астронавты) (Слайд)

Первым человеком, побывавшим в космосе, был наш соотечественник Юрий Гагарин.

t1757962575ab.jpg

-Как вы думаете, каким должен быть космонавт?

(сильным, смелым, быстрым, здоровым, выносливым, знающим)

Педагог: Для этого космонавты проходят специальную подготовку. А вы хотите пройти такую подготовку? Предлагаю приступить к подготовке в школе будущих космонавтов.

Педагог: Перед началом подготовки предлагаю подкрепиться.

Давайте сделаем гимнастику и заодно перекусим космической едой.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».

С применением биоэнергопластики

(сопровождение движений органов артикуляции дублирующими движениями рук).

Описание: улыбнуться («Улыбка», «Забор»), открыть рот («Окошко»), широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, занести язык-чашечку в рот.

Педагог:

Внимание! Мы проходим подготовку в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. (Слайд)

Игра с мячом «Какое варенье»

Педагог: Ребята. Сейчас мы узнаем, кто каким вареньем лакомился. Я буду бросать вам метеорит, а вы образовывать слово и бросать мне его обратно.

Варенье из винограда (какое?) виноградное

Варенье из персика (какое?) персиковое

Варенье из черники (какое?) черничное

Варенье из граната (какое?) гранатовое

Варенье из крыжовника (какое?) крыжовенное

Педагог: Какой звук присутствует во всех этих словах. Кто заметил? Звук –р–.

А теперь, давайте проверим, а правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук Р.

Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит это сильная воздушная струя заставляет вибрировать его. Средняя часть языка спинка опускается. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Послушай свое горлышко! Оно вибрирует, звенит.

Звук «Р» согласный, твердый, звонкий.

Соотношение звука с буквой.

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить,

И друг другу «Р» представить!

Педагог: Ребята, у нас на космодроме находятся ракеты. (Слайд)

t1757962575ac.jpg

Давайте поможем им завести мотор. У маленькой ракеты мотор работает тихо –рррр. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят тихо звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Маленькая ракета взлетает)

У ракеты посередине мотор работает громче рррррр. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят громче звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Ракета побольше взлетает)

У самой большой ракеты мотор работает громко РРРРРР. (Дети совершают вдох носом, руки располагаются вдоль туловища, на плавном длительном выдохе произносят громко звук –рррр, руки в процессе поднимают, кладут на плечи. Большая ракета взлетает)

Педагог: Посмотрите, к нам прилетела из космоса комета. Ваша задача внимательно следить за ней, не упустить из вида.

(Работа с офтальмотренажером. Комета движется по линиям офтальмотренажера в заданном направлении).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
Тот объект зовут комета.

t1757962575ad.jpg

Вы выполнили задачу, не упустили комету из вида. Комета возвращается в космос.

Педагог:                        Нужно очень много знать –

Чтобы космонавтом стать.

Возьмите картинку и скажите, что на ней изображено.

Игра «Сосчитай-ка»

                                                       Один Юпитер.

Два астронавта.

Шесть ракет.

Два Сатурна.

Пять скафандров.

Три астронома.

Пять кратеров.

А теперь назовите предметы изображенные на ваших карточках в единственном числе и определите, где в слове находится звук –р–, в начале, середине, или в конце слова.

Педагог: Займите места на линии подготовки.

Следующее задание – нам нужно вспомнить и расшифровать это стихотворение. Давайте хором его расскажем!

Чтение стихотворения по мнемотаблице «Космонавт»

В темном небе звезды светят,

Астронавт летит в ракете…

День летит, и ночь летит

И на землю вниз глядит…

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной.

Шар земной – наш дом родной!

(В.Степанов)

Педагог: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля.

Ребята, а сейчас мы вспомним, какие кроме нашей Земли есть планеты?

Пальчиковая игра «Планеты»

Наши дети любят счет (Локти в стороны, кулаки перед грудью)

Проведем планет подсчет. (Пальчики «идут» по кулаку другой руки)

Меркурий-раз, Венера два, (Загибают по очереди пальцы)

Три Земля ,4 Марс,

5 Юпитер, 6 Сатурн,

7 Уран, 8 Нептун.

Дальше всех у нас Плутон,

Вопрос с подсчетами решен! (встряхивают кистями рук)

Педагог: Сейчас мы с вами проведем тренировочный полет в космос.

Давайте пофантазируем, куда бы мы могли отправить свои ракеты. Берите ракеты, выбирайте планету, соответствующую цвету вашей ракеты и цепляйте ее. Произносите фразу: «Я отправлю ракету на …. загадочную планету (Красивую, необычную, розовую, далекую, странную и т.п)».

t1757962575ae.jpg

Итог занятия.

Педагог: Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты.

Педагог: А пока вспомним, чем мы сегодня с вами занимались?

Дети: Проходили подготовку в школе будущих космонавтов, говорили о космосе.

Педагог: Что вам понравилось больше всего?

Педагог: Есть такая примета – если увидишь падающую с неба звезду и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. (Слайд)

t1757962575af.png

Однажды я попала под такой звездопад и собрала для вас много таких звездочек и хочу с вами поделиться ими. Загадайте желание, и оно, обязательно сбудется! (Педагог раздает детям звезды-леденцы)

Главное, чтобы ваше желание было добрым, заветным, важным.

Всем спасибо!


Ссылки:

Загадка про комету: https://146.tvoysadik.ru/site/pub?id=350

Стихотворение о букве р: https://vk.com/wall248939373_59592

Звездное небо: https://www.istockphoto.com/tr/vektör/meteorlar-kuyruklu-yıldız-arka-plan-gm1201152495-344342523

Юрий Гагарин: https://m.ok.ru/group/59713838972951/topic/159283150769431

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.