Конспект занятия «Дифференциация звуков Р-Л, Путешествие в сказку "Золушка"»
Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная логопедическая группа)
Тема: « Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку - Золушка».
Цели: 1. Учить дифференцировать звуки «Р-Л»
2. Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.
3. Упражнять в составлении предложений - деформированная фраза.
4. Развитие связной речи.
5. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
Игровой материал: картина «Золушка», карточки со слогами, словами, предложениями; фишки; разрезная азбука; предметные картинки, схемы предложений; модуль «пословица».
Ход занятия:1 Организационный момент. Игра «Вежливость и грубость».
Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие - грубые. Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два – недовольных. Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.
Оля - Оленька - Олька, Галя - Галечка – Галька, Валя - Валечка – Валька, Толя - Толечка – Толька, Коля – Коленька – Колька, Уля – Улечка – Улька, Юля – Юленька – Юлька, Эля – Элечка - Элька, Поля – Полечка – Полька.
Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся - вы попробуете отгадать сами. Педагог показывает детям карточку с буквами: К З И А С К. Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5.Дети отгадывают слово : сказка. В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт: Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла. (Золушка).
Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?
2. Игра « Расскажем, какая была Золушка? (образование сложных слов).
У Золушки были голубые глаза - она голубоглазая; светлые волосы - она светловолосая; Чёрные брови - она чернобровая; у неё белое лицо - она белолицая; добрая душа - она добродушная; доброе сердце - она добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась - она миролюбивая; всегда трудилась - она трудолюбивая.
Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка полы (Мыла, подметала, протирала, скоблила), печь (топила), обед (варила, готовила), бельё (стирала, полоскала, гладила), грядки (полола), посуду (мыла, чистила). Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).
С кем жила Золушка? ( с мачехой и двумя сёстрами). Чем занимались сёстры Золушки?
3. Речедвигательный тренинг.
В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)
Золушкины сестрицы. (Небольшой поворот головы влево-вправо)
Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди)
Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус»)
Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л).
Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л». Произношение и характеристика звуков.
4. Речевая разминка. Ри-ли-ри - загорелись фонари.
Ло-ро-ло - в тёмной комнате светло.
Лы-ры-лы - моет Золушка полы.
5. Физминутка. До вечерней поры (поднять руки, медленно опустить вниз)
Мыла Золушка полы. (Наклониться вперёд, раскачивающиеся движения обеими руками вперёд- назад)
А когда убралась (вытереть пот со лба).
Села, чаю напилась. (Присесть на корточки и имитировать чаепитие).
6. Дидактическая игра «Что около?»
На столах у детей разложены предметные картинки: ложка - вилка - тарелка – бокал - салатница. Дети говорят: «Около ложки-вилка, около вилки-ложка и тарелка, около тарелки – вилка и бокал, около бокала - тарелка и салатница, около салатницы – бокал.
7. Дидактическая игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л».
Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов.
Педагог даёт детям карточки со словами на звук «Р». Дети заменяют звук «Р» на звук «Л». Затем выкладывают слово и определяют звуки с помощью фишек.
Слова: мир - мил, дар - дал, игра – игла, стар - стал, жарко - жалко, рак – лак, рад – лад, рожки – ложки, пир - пил, рожь – ложь.
8. Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов. На карточках написаны волшебные слова. Отгадайте слова, поменяв местами слоги. ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ - волшебница, КА - ПА – ЛОЧ - палочка, РЕ – Та – Ка – карета, КЕЙ – ЛА - лакей, ВА - РО – ЛЕ – КО - королева.
9 .Составление предложений - деформированная фраза. На карточках написаны слова, из слов дети составляют предложения: Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.
10 Отгадывание пословицы по первым звукам: «Терпение и труд всё перетрут.»(Модуль с предметными картинками).
11.Итог занятия: Откуда берётся добро и зло? Из человеческого сердца. Что сильнее: добро или зло? Добро всегда сильнее.
Запомните волшебные слова: Доброта и красота – твоя лучшая черта.