Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л» (2 класс)
Класс: 2 «А» Марина
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней (умеренной) степени тяжести при УО.
Логопед: Широкова Л.В.
Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».
Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Основная дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала.
Образовательные цели: учить различать звуки [Р] - [Л], выделять звуки [Р] - [Л] в ряду других звуков, слогов, слов, уточнить акустико-артикуляционную характеристику данных звуков.
Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные цели: воспитывать уверенность в себе, интерес к логопедическим занятиям.
Форма организации: индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Коррекционные приемы: речевой образец, повторение, объяснение.
Оборудование: зеркало, куклы Лада и Рома, мяч, предметные карточки «Овощи», карточки с артикуляционными упражнениями, карточки-схемы звуков.
Структура занятия:
Организация начала занятия.
Подготовка к основному этапу.
Усвоение новых знаний и способов действий.
Первичная проверка понимания.
Обобщение и систематизация знаний по теме.
Подведение итогов. Оценка деятельности.
Ход занятия:
Структурные элементы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организация начала занятия |
Здравствуй, сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости. Что нужно делать, когда приходят гости? |
Поздороваться (здоровается с гостями) |
Подготовка к основному этапу |
К нам на занятии пришла кукла Лада, но она пришла не одна, а со своим другом, которого зовут Рома. Послушай – Лада и Рома, какой первый звук ты слышишь в имени девочки, а какой первый звук в имени мальчика? Назови эти звуки. И сегодня мы будем учиться различать звуки [Р] и [Л] Сейчас мы вместе с Ладой и Ромой сделаем веселую гимнастику. Бери карточку, переворачивай и делай упражнения для язычка: - Заборчик - Лопатка - Парус - Лошадка - Грибок - Барабан |
Звук Л, звук Р Берет карточки и выполняет упражнение для язычка. |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Рома и Лада очень трудолюбивые ребята, они любят ухаживать за огородом, сажать и убирать овощи. И вот однажды, во время очередной уборки урожая, налетел сильный ветер и у наших друзей поменял первые звуки в их имени. Теперь их зовут Рада и Лома. Какие звуки поменялись? Чтобы нам эти звуки не путать, мы сейчас расскажем, какие это звуки и как они образуются. Как произносятся звуки в имени Лада и Рома – твердо или мягко? Но у этих звуков есть мягкая пара. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. |
Звук Л, звук Р. Рассказывает по схеме артикуляции звуков (Л и Р – губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки, Л -воздушная струя долгая и слабая, Р – долгая и сильная, встречает преграду. Значит эти звуки согласные. Голос дрожит, работает. Значит эти звуки звонкие). Произносятся твердо, значит эти звуки твердые. |
Первичная проверка понимания |
- У меня есть буквы Р и Л, как ты думаешь, кому какая буква подходит. Я их путала, путала и запутала. - Лада и Рома принесли рисунки овощей и предлагают обвести по контуру овощ пальчиком и длительно произнести звук Р и Л (лук, помидор). - У меня на подносе много овощей, давай угостим Ладу и Рому. Я буду называть овощ, а ты внимательно слушай и ищи, овощи со звуком Л – Ладе, овощи со звуком Р – Роме. - А сейчас давай поиграем в игру «Непослушные звуки». Я буду говорить слоги, а ты должна заменить Р на Л, или наоборот. - Поиграем в игру «Эхо» Начинается игра – ра – ра – ра Снег растаял от тепла – ла – ла – ла Побежали по ковру – ру – ру – ру В темной комнате светло – ло – ло – ло Обронил павлин перо – ро – ро – ро Алла купила пилу – лу – лу – лу Иру кусают комары – ры – ры – ры Наступил конец игры – ры – ры – ры Лада и Рома приготовили загадки. Посмотри внимательно – тут на карточках четыре овоща, но какой-то лишний. Объясни, почему он лишний? Кукуруза, лук, горох, помидор. Баклажан, салат, морковь, свекла. |
Лада – Л, Рома – Р. Длительно произносит звук Р и Л, обводя по контуру овоща пальчиком. Выполняет задание. Лук – потому что звук Л, а на других карточках овощи со звуком Р. Морковь – звук Р, а в остальных звук Л. |
Обобщение и систематизация знаний по теме |
«Отгадай, что купили?» А сейчас послушай рассказ Лада ходила на рынок за овощами. Когда она пришла домой, Рома спросил у Лады, что она купила. А ты отгадай, - ответила она. – Я купила такие овощи, в названиях которых есть звук Р. Что же я купила? Рома обиделся. «А я знаю, но не скажу». Рома не хочет отвечать. Назови, пожалуйста, ты овощи, в которых есть звук Р. |
Перечисляет овощи со звуком Р. |
Подведение итогов |
Над какими звуками мы сегодня работали? Что общего между этими звуками? Чем различаются? Ты сегодня молодец! И Рома и Лада дарят тебе раскраску с их любимыми буквами. |
Перечисляет, что делали на занятии. При произношении язычок поднят вверх. При произношении Р – язычок дрожит. |