Технологическая карта индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков Р-Л» (2 класс)

5
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе
КОГКУСО «Мурыгинский детский дом-интернат «Родник»

Класс: 2 «А» Марина

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи средней (умеренной) степени тяжести при УО.

Логопед: Широкова Л.В.

Тема занятия: «Дифференциация звуков [Р] и [Л]».

Тип занятия: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основная дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала.

Образовательные цели:  учить различать звуки [Р] - [Л], выделять звуки [Р] - [Л] в ряду других звуков, слогов, слов, уточнить акустико-артикуляционную характеристику данных звуков.

Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического слуха, слухового и зрительного восприятия.

Воспитательные цели: воспитывать уверенность в себе, интерес к логопедическим занятиям.

Форма организации: индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Коррекционные приемы: речевой образец, повторение, объяснение.

Оборудование: зеркало, куклы Лада и Рома, мяч, предметные карточки «Овощи», карточки с артикуляционными упражнениями, карточки-схемы звуков.

Структура занятия:

Организация начала занятия.

Подготовка к основному этапу.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичная проверка понимания.

Обобщение и систематизация знаний по теме.

Подведение итогов. Оценка деятельности.

Ход занятия:

Структурные

элементы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация начала занятия

Здравствуй, сегодня у нас необычное занятие, потому что к нам пришли гости. Что нужно делать, когда приходят гости?

Поздороваться (здоровается с гостями)

Подготовка к основному этапу

К нам на занятии пришла кукла Лада, но она пришла не одна, а со своим другом, которого зовут Рома. Послушай – Лада и Рома, какой первый звук ты слышишь в имени девочки, а какой первый звук в имени мальчика?

Назови эти звуки.

И сегодня мы будем учиться различать звуки [Р] и [Л]

Сейчас мы вместе с Ладой и Ромой сделаем веселую гимнастику. Бери карточку, переворачивай и делай упражнения для язычка:

- Заборчик

- Лопатка

- Парус

- Лошадка

- Грибок

- Барабан

Звук Л, звук Р

Берет карточки и выполняет упражнение для язычка.

Усвоение новых знаний и способов действий

Рома и Лада очень трудолюбивые ребята, они любят ухаживать за огородом, сажать и убирать овощи. И вот однажды, во время очередной уборки урожая, налетел сильный ветер и у наших друзей поменял первые звуки в их имени. Теперь их зовут Рада и Лома. Какие звуки поменялись?

Чтобы нам эти звуки не путать, мы сейчас расскажем, какие это звуки и как они образуются.

Как произносятся звуки в имени Лада и Рома – твердо или мягко?

Но у этих звуков есть мягкая пара. Об этом мы поговорим на следующих занятиях.

Звук Л, звук Р.

Рассказывает по схеме артикуляции звуков (Л и Р – губы растянуты в улыбку, зубы открыты, язык широкий за верхними зубами, упирается в бугорки, Л -воздушная струя долгая и слабая, Р – долгая и сильная, встречает преграду. Значит эти звуки согласные. Голос дрожит, работает. Значит эти звуки звонкие).

Произносятся твердо, значит эти звуки твердые.

Первичная проверка понимания

- У меня есть буквы Р и Л, как ты думаешь, кому какая буква подходит. Я их путала, путала и запутала.

- Лада и Рома принесли рисунки овощей и предлагают обвести по контуру овощ пальчиком и длительно произнести звук Р и Л (лук, помидор).

- У меня на подносе много овощей, давай угостим Ладу и Рому. Я буду называть овощ, а ты внимательно слушай и ищи, овощи со звуком Л – Ладе, овощи со звуком Р – Роме.

- А сейчас давай поиграем в игру «Непослушные звуки». Я буду говорить слоги, а ты должна заменить Р на Л, или наоборот.

- Поиграем в игру «Эхо»

Начинается игра – ра – ра – ра

Снег растаял от тепла – ла – ла – ла

Побежали по ковру – ру – ру – ру

В темной комнате светло – ло – ло – ло

Обронил павлин перо – ро – ро – ро

Алла купила пилу – лу – лу – лу

Иру кусают комары – ры – ры – ры

Наступил конец игры – ры – ры – ры

Лада и Рома приготовили загадки. Посмотри внимательно – тут на карточках четыре овоща, но какой-то лишний. Объясни, почему он лишний?

Кукуруза, лук, горох, помидор.

Баклажан, салат, морковь, свекла.

Лада – Л, Рома – Р.

Длительно произносит звук Р и Л, обводя по контуру овоща пальчиком.

Выполняет задание.

Лук – потому что звук Л, а на других карточках овощи со звуком Р.

Морковь – звук Р, а в остальных звук Л.

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Отгадай, что купили?»

А сейчас послушай рассказ

Лада ходила на рынок за овощами. Когда она пришла домой, Рома спросил у Лады, что она купила. А ты отгадай, - ответила она. – Я купила такие овощи, в названиях которых есть звук Р. Что же я купила? Рома обиделся. «А я знаю, но не скажу».

Рома не хочет отвечать. Назови, пожалуйста, ты овощи, в которых есть звук Р.

Перечисляет овощи со звуком Р.

Подведение итогов

Над какими звуками мы сегодня работали? Что общего между этими звуками? Чем различаются?

Ты сегодня молодец! И Рома и Лада дарят тебе раскраску с их любимыми буквами.

Перечисляет, что делали на занятии.

При произношении язычок поднят вверх.

При произношении Р – язычок дрожит.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации