Конспект занятия для детей 4-5 лет (средняя группа) Тема: «Приключения на лесной прогулке»
Конспект занятия для детей 4-5 лет (средняя группа)
Тема: «Приключения на лесной прогулке»
Автор: Некрасова Юлия Николаевна
Должность: Воспитатель
Организация: МКДОУ детский сад "Журавлик", ст. Евсино Искитмский район, Новосибирская область
Образовательная область: Познавательное развитие
Цель: воспитание любви и бережному отношению к природе, лесу.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представление детей о разнообразии растительного мира;
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
- расширять и активизировать словарь.
Воспитывающие:
- формировать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра.
Материалы и оборудование:
Искусственные ёлки, берёзки, пеньки (3-4 шт.);
Опорные таблички с заданиями;
Опорная табличка с правилами поведения в лесу;
Силуэты - картинки с изображением птиц (дятел, сова);
Фигурки диких животных и их детёнышей;
Колонка, флешка с записями звуков леса; Пакеты для мусора, муляжи для имитации мусора; Медали: « Ребята – ЭКОЛЯТА!» - 9 шт.; Цветные картонные карточки с изображением кругов; Рецепт грибного супчика распечатанный на бумаге. Стеклянная кастрюлька, муляжи грибов, горошины чёрного перца, лавровый лист, соль, ложка.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какая замечательная сегодня погода! Светит солнце, поют птицы, так и хочется прогуляться! Предлагаю вам, отправится на прогулку в лес: подышать свежим воздухом, полюбоваться лесными красотами. Согласны?... . Ребята, а что такое лес? (Дети читают стихотворение про лес Владимира Степанова «Что такое лес?»)
Что такое лес?
Сосны до небес,
Берёзы и дубы,
Ягоды, грибы...
Звериные тропинки,
Пригорки и низинки,
Мягкая трава,
На суку сова.
Ландыш серебристый,
Воздух чистый-чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
- Ребята, а что растёт в лесу?..... (Деревья, кустарники, грибы, ягоды, цветы, травы, мох). - А кто живёт в лесу?..... (Звери, птицы, насекомые). - Правильно, молодцы! А теперь дружно встаём со стульчиков, поворачиваемся друг за другом и отправляемся в лес!
Погулять пойдем мы в лес
Полон сказочных чудес.
Через кочки мы шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Воспитатель: - Ах, какой свежий воздух! Какая красота кругом! Сколько деревьев! - Ребята, а это какое дерево?... (Берёза). - А это, что за дерево с зелёными иголочками?... (Ёлка). – Молодцы! - А какие ещё деревья вы знаете?!... - Ой, а что это за птицы сидят на деревьях?... (Дятел, сова).
Остановка №1: «Письмо с загадками»
- Ой, ребята! На тропинке лежит какой-то конверт… Интересно, что в нём?! Письмо. Что же здесь написано?... Давайте прочитаем! (Воспитатель читает письмо, загадывает загадки про животных. Дети отгадывают и показывают животных).
«Вы сможете продолжить прогулку, если отгадаете все мои загадки! И найдёте животных!
В лесу зимой холодной
Ходит злой, голодный.
Он зубами щелк!
Это серый … (Волк)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
Зверь лохматый, косолапый.
Он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
Колючий клубочек
Под елкой лежит.
Захочешь потрогать –
Вмиг убежит. (Ёжик)
Серый маленький зверюшка,
Косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай
и морковку ему дай! (Заяц)
Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее … (Лиса)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан –
Очень грозен был …» (Кабан)
Воспитатель: - Задание мы выполнили правильно. Отправляемся дальше:
Погулять пойдем мы в лес
Полон сказочных чудес.
Через кочки мы шагаем,
Выше ножки поднимаем.
Остановка №2: «Табличка с заданием»
- Стоп! Здесь какая-то табличка с надписью (читает):
«Внимание! Вы сможете гулять дальше, если поможете детёнышам найти своих мам!».
– Ребята, бедные детёныши потерялись и не могут найти своих мамочек. Поможем им?... – Как зовут детёныша белки? … Медведицы?... Зайчихи? Волчицы?... Лисы?... (Дети называют, находят детёныша и возвращают мамам). - Молодцы! И на это раз мы справились! Вот только интересно: «Кто нам всё время даёт задания?». Продолжим прогулку. Может позже, узнаем ответ.
Погулять пойдем мы в лес Полон сказочных чудес. Через кочки мы шагаем, Выше ножки поднимаем
Остановка№3: «Встреча с Лешим»
Навстречу детям выбегает Леший.
Леший: – А, вот и я не ожидали?!!!
Воспитатель: Ой! Кто это перегородил нам путь?
Леший: - Меня зовут Леший! Я хозяин леса! И я не люблю, когда люди в моём лесу шумят и проказничают!
Воспитатель: - Так это ты для нас устраиваешь задания?!!! - Да, я! Вот недавно, одни дети в моём лесу гуляли, так столько мусора после себя оставили. Вот, посмотрите!... Ай, я-я-я, яй! ( Указывает на разбросанный мусор). – Муравейник разорили, деревья поломали... Не люблю проказников! Ай, я-я-я,я-я, яй!
Воспитатель: - Леший! Но наши ребята не такие! Они знают правила поведения в лесу. Правда, же ребята?!... (- Да!)
Задание №3:
Воспитатель: - Ребята, давайте расскажем, что нельзя делать в лесу.
Дети по очереди перечисляют, что нельзя:
обижать животных, птиц, насекомых.
Разорять гнёзда, муравейники.
Ловить бабочек.
Рвать паутину.
Оставлять после себя мусор.
Ломать деревья.
Рвать много цветов.
Сбивать ногами грибы, мухоморы.
Шуметь и громко слушать музыку.
Леший: - Молодцы! Всё верно!
Воспитатель: - Леший! А давай мы с ребятами порядок в лесу наведём и весь мусор соберём!
Леший: - Помогите, детушки, помогите дедушке!
(Воспитатель достает мусорный пакет, и дети собирают в него мусор)
Леший: -Да, вы непросто ребята, вы ребята – ЭКОЛЯТА!
Вы любите и бережёте лес! Вот вам за это медали! (Раздаёт медали). Спасибо, что навели порядок в моём лесу.
Воспитатель: - А наши ребята ещё и петь умеют!
Леший: – Правда?!
Воспитатель: - Да! Ребята, давайте споём Лешему песенку:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется
(Леший в восторге и улыбается).
Воспитатель: - Леший! Ну, наконец-то ты улыбаешься! Леший: - А мне раньше никто таких песенок не пел, вот я и был таким сердитым.
Задание №4: «Приготовление грибного супа»
Леший: - Ребята, посмотрите, сколько грибов в моём лесу! Может, вы поможете мне сварить из них супчик, а то что-то я проголодался? Поможете?... (- Да!) Кстати, как называется суп, приготовленный из грибов?... (Грибной). – Верно!
Леший: Подходите ребята ко мне поближе. Вот у меня стеклянная кастрюлька! От туристов она мне досталась. Так, где-то у меня был рецепт грибного супчика. Ах, вот же он!
(Леший достаёт из кармана рецепт).
А рецепт-то не простой…. Вот держите карточки. Слушайте и смотрите внимательно!
«Чтобы приготовить грибной суп, нужно налить в кастрюлю столько стаканов воды, сколько кругов в синий карточке. Так! Нужно положить в кастрюлю столько грибов, сколько кругов в красной карточке! Нужно добавить столько лавровых листьев, сколько кругов в зелёной карточке! Нужно добавить столько горошин чёрного перца, сколько кругов в розовой карточке. Так, помешаю... Нужно ещё суп посолить. Надо добавить в суп столько ложек соли, сколько кругов в жёлтой карточке».
Ну, всё, суп готов! (Пробует). М-м-м, какая вкуснятина! Спасибо, ребята, за помощь!
Воспитатель обращается к детям: - Ну а нам пора в детский сад возвращаться. До свидания, Леший!
Леший: - До свидания, ребята! Приходите ко мне ещё в гости! Буду рад вас видеть в своём лесу! И мне уже пора, пойду белочек грибным супом угощать!
Леший уходит. Ребята «выходят» из леса (идут в обратном направлении) и садятся на стульчики.
Воспитатель: - Ну вот мы и вернулись в наш детский сад.
Ребята, вам понравилась прогулка?... Где мы гуляли? Кого мы встретили?... Как мы помогли Лешему?... Что сделали?... Что нам Леший подарил?... Ответы детей. Воспитатель: Верно, ребята – медали, на которых изображены эколята.
Эколята – это защитники природы, дети которые любят природу, охраняют её и берегут.
На этом наше занятие подошло к концу. Всем, спасибо, за внимание!!!