Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Страх»
Конспект для детей старшего дошкольного возраста ( 5-7 лет)
по теме «Страх»
Цель: ознакомить детей с чувством страха;
обучение умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику
Оборудование:
карточка с изображением испуганного мальчика;
пиктограмма «Страх»;
большое зеркало;
мягкие игрушки – щенок, медвежонок, медведь, кукла-страшилка;
листы бумаги, простые и цветные карандаши
Ход занятий
Приветствие
Дети приветствуют друг друга с помощью телесных прикосновений, без слов
Упражнение «Определи эмоцию»
Психолог говорит:
- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих встречах (о радости, грусти, обиде, злости, гневе). Что помогало определять эти чувства? Верно! Выражение лица, интонация голоса, телесная поза. А теперь посмотрите на картинку и пиктограмму. (Детям предлагается карточка с изображением испуганного мальчика и пиктограмма «Страх»). Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Правильно, это – страх.
Упражнение «Закончи предложение»
Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь, когда….» Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх.
Этюд «Что в углу?»
Из стульев строится кровать
Двое детей разыгрывают этюд:
Ребёнок собирается спать: раздевается, ложится в кровать, закрывает глаза. Входит дедушка. Он снимает халат, поправляет одеяло у внука, выключает свет и выходит из комнаты.
Психолог читает стихотворение Ал.Кушнира «Что в углу?»
Что виднеется в углу
С чёрной тенью на полу,
Непонятное, немое
Не пойму и сам какое,
Человек или предмет?
Ах, скорей зажгите свет!
Вдруг оно сейчас подскочит, Утащить меня захочет?
Вдруг, издав ужасный стон,
Побежит за мной вдогон?
Схватит? Стащит одеяло?
Свет зажгли – мне стыдно стало.
Я ошибся. Виноват.
Это –дедушкин халат.
Дети разыгрывают продолжение этюда:
Мальчик открывает глаза – ему страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно. Затем дети меняются ролями, разыгрывание этюда повторяется.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию страха с помощью мимики и пантомимики.
Игра драматизация «Ваза»
Психолог рассказывает историю про девочку Машу:
-Девочка Маша стояла у раскрытого окна и смотрела на улицу. На столе у окна стояла ваза. Вдруг подул сильный ветер. Окно захлопнулось, а ваза упала. Девочка очень испугалась. И тут в комнату вошла мама…
Как вы думаете, что она сказала и что сделала?
Примечание
Если дети не могут найти подходящий выход из ситуации, психолог предлагает им такой вариант: успокоить дочку; сказать, что ничего страшного не произошло а потом выслушать её объяснение того, что случилось на самом деле. Цель – развитие способности сопереживать, выработка умения узнавать эмоции по их проявлению.
Психолог говорит:
- Сейчас кто-нибудь из вас изобразит ребёнка, который сильно испугался, и мы все вместе пожалеем, утешим его. Только делать это мы будем без слов, с помощью прикосновений.
Дети выполняют задание.
Примечание: в роли испуганного должен побывать каждый ребёнок