Конспект занятия для старшей группы по речевому развитию «Животные Севера»

7
0
Материал опубликован 6 May 2020



Конспект занятия для старшей группы по речевому развитию

Тема: «Животные Севера»

   Цель:  формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере

   Задачи: 

Расширять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;

Развивать связную речь, внимание.

Расширять словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к животным и природе,

Предварительная работа: детям читали рассказы: «Непослушный медвежонок» эскимосская сказка, Л. Почивалов «Антарктида – страна чудес»,А.Некрасов «На Северном Полюсе» сказка «Кукушка».

Рассматривание альбома с иллюстрациями о Севере.

Материалы и оборудование: карта России, глобус, картинки с изображением животных Севера: белый медведь, олень, морж, тюлень, пингвин, разрезные картинки для игры, аудиозапись «У оленя дом большой»

                                                                       Ход НОД:

Вывешены картинки с изображением животных Севера. Появляется Незнайка :

- Здравствуйте, ребята! А куда это я попал? Что за странные животные здесь, я таких не знаю. Ребята, может вы мне подскажете, что за животные изображены на этих картинках? (олень, пингвин, белый медведь….)

- Я не видел таких чудных животных раньше, где же они живут? (на Севере)

- А кто мне ответит: как называются животные, живущие на Севере? Правильно, животные севера … Наша планета такая большая, как я могу увидеть Север? Кто может мне его показать? Не знаете? А я знаю и сейчас вам покажу на глобусе, и на карте тоже покажу (показывает Север)

- Кто из вас помнит, что такое север? Правильно, север-это место, где всегда много снега, метут метели, дует холодный ветер, а моря покрыты толстым слоем льда.

Мне бы очень хотелось там побывать . Как вы думаете: на чём я могу туда добраться? ( дети отвечают)

Незнайка загадывает загадки.

Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живёт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег, ни бури,
Крупный хищник, белый мех,
Запугал тюленей всех. (белый медведь)

Незнайка берет картинку с белым медведем. Прави льно, ребята, а теперь давайте попробуем описать белого медведя, какой он? (дети описывают) Чем питается? (рыбой, мелкими морскими животными). Как зовут детенышей?

- Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Шерсть белая, а кожа белого медведя черная. На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Все это помогает белому медведю выжить в суровых условиях Антарктики.

Посчитаем белых медведей на картине? (один белый медведь, два б. медведя и т.д. до пяти)



В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда… (Пингвин)
Правильно, это пингвин (берет картинку с пингвином). Пингвин - птица. А чем питается пингвин ( рыбой). Как передвигается пингвин? Покажите. Конечно же, он переваливается с боку на бок. Как называется детеныш у пингвина?

Посчитаем компанию пингвинов? Их тут пятеро ( 1 пингвин, 2 пингвина, 3 пингвина и т. д.) .



- Вот вам еще одна загадка:

Без устали по тундре рыщет

В пушистой меховой одёжке,

Птенцов и яйца уток ищет

И ловит мышек лучше кошки.



С красавцем этим плохи шутки,

Не зря прослыл он в тундре вором.

Поберегите гнёзда, утки,

Спасайтесь, лемминги, по норам.



Вы абсолютно правы! Это песец. Какой он? Опишите его (похож на лису, белого цвета) .

Чем питается? Чем отличается от лисы? А теперь посчитаем семейку песцов, а их пятеро в семье ( 1 песец, два песца, и т.д.)



- Попробуйте отгадать следующую загадку:

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный...

- Ну конечно же, олень, правильно!  Эти грациозные животные могут жить практически повсюду. Олени чрезвычайно умны, заботливы по отношению к потомству, а отличительной чертой их внешности считаются рога.  Они обитают либо в дикой природе, либо под покровительством человека. Давайте попробуем описать его. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.

- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам). 

-  Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег). 

- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.

- А чем питаются олени летом? (зеленой травой, мхом). Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.

- какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду, т.к. оленьи шкуры – очень теплые).



Физ. Минутка «У оленя дом большой» (под музыку)

Дидактическая игра « Собери картину».

- У меня в кармане перемешались паззлы, это были животные Севера, помогите собрать правильно!



Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз» 

- Погода на Севере суровая, давайте немного согреемся. Встанем парами, лицом друг к другу и будем хлопать ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь»

(Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища. 
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер». 
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки. )

Рефлексия:

- Отлично мы сегодня поиграли. Спасибо, ребята, в следующий раз мы еще поиграем в эту игру и рассмотрим других интересных животных Севера. Что нового вы узнали сегодня? С какими животными мы познакомились? Как можно назвать их в двух словах? Как выглядят животные севера? Что вам понравилось больше всего?








t1588788738aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации