Конспект занятия для старшей группы по речевому развитию «Животные Севера»
Конспект занятия для старшей группы по речевому развитию
Тема: «Животные Севера»
Цель: формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере
Задачи:
Расширять представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
Развивать связную речь, внимание.
Расширять словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к животным и природе,
Предварительная работа: детям читали рассказы: «Непослушный медвежонок» эскимосская сказка, Л. Почивалов «Антарктида – страна чудес»,А.Некрасов «На Северном Полюсе» сказка «Кукушка».
Рассматривание альбома с иллюстрациями о Севере.
Материалы и оборудование: карта России, глобус, картинки с изображением животных Севера: белый медведь, олень, морж, тюлень, пингвин, разрезные картинки для игры, аудиозапись «У оленя дом большой»
Ход НОД:
Вывешены картинки с изображением животных Севера. Появляется Незнайка :
- Здравствуйте, ребята! А куда это я попал? Что за странные животные здесь, я таких не знаю. Ребята, может вы мне подскажете, что за животные изображены на этих картинках? (олень, пингвин, белый медведь….)
- Я не видел таких чудных животных раньше, где же они живут? (на Севере)
- А кто мне ответит: как называются животные, живущие на Севере? Правильно, животные севера … Наша планета такая большая, как я могу увидеть Север? Кто может мне его показать? Не знаете? А я знаю и сейчас вам покажу на глобусе, и на карте тоже покажу (показывает Север)
- Кто из вас помнит, что такое север? Правильно, север-это место, где всегда много снега, метут метели, дует холодный ветер, а моря покрыты толстым слоем льда.
Мне бы очень хотелось там побывать . Как вы думаете: на чём я могу туда добраться? ( дети отвечают)
Незнайка загадывает загадки.
Обитает он во льдах,
В приполярных областях.
В полушарии Северном
Он живёт намеренно.
Потому что толстой шкуре
Не страшны ни снег, ни бури,
Крупный хищник, белый мех,
Запугал тюленей всех. (белый медведь)
Незнайка берет картинку с белым медведем. Прави льно, ребята, а теперь давайте попробуем описать белого медведя, какой он? (дети описывают) Чем питается? (рыбой, мелкими морскими животными). Как зовут детенышей?
- Белый медведь – самый крупный хищник на нашей планете. Шерсть белая, а кожа белого медведя черная. На подушечках лап длинная шерсть и небольшие шишечки. Между пальцами передних лап есть плавательные перепонки. Все это помогает белому медведю выжить в суровых условиях Антарктики.
Посчитаем белых медведей на картине? (один белый медведь, два б. медведя и т.д. до пяти)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда… (Пингвин)
Правильно, это пингвин (берет картинку с пингвином). Пингвин - птица. А чем питается пингвин ( рыбой). Как передвигается пингвин? Покажите. Конечно же, он переваливается с боку на бок. Как называется детеныш у пингвина?
Посчитаем компанию пингвинов? Их тут пятеро ( 1 пингвин, 2 пингвина, 3 пингвина и т. д.) .
- Вот вам еще одна загадка:
Без устали по тундре рыщет
В пушистой меховой одёжке,
Птенцов и яйца уток ищет
И ловит мышек лучше кошки.
С красавцем этим плохи шутки,
Не зря прослыл он в тундре вором.
Поберегите гнёзда, утки,
Спасайтесь, лемминги, по норам.
Вы абсолютно правы! Это песец. Какой он? Опишите его (похож на лису, белого цвета) .
Чем питается? Чем отличается от лисы? А теперь посчитаем семейку песцов, а их пятеро в семье ( 1 песец, два песца, и т.д.)
- Попробуйте отгадать следующую загадку:
Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный...
- Ну конечно же, олень, правильно! Эти грациозные животные могут жить практически повсюду. Олени чрезвычайно умны, заботливы по отношению к потомству, а отличительной чертой их внешности считаются рога. Они обитают либо в дикой природе, либо под покровительством человека. Давайте попробуем описать его. У них шерсть темной окраски, симметричные, ветвистые рога, которыми они защищаются от нападения врагов. Обыкновенно дикие олени держатся стадами, в которые собирается множество животных. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод.
- Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя! Для чего оленю нужны такие ноги? (он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам).
- Для чего оленю нужны широкие копыта? (чтобы он не проваливался в снег).
- И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
- А чем питаются олени летом? (зеленой травой, мхом). Мох называется – ягель и еще олени любят соль и летом едят грибы.
- какую пользу приносят олени? (оленье мясо едят, из оленьих шкур народы Севера делают чум – жилье, шьют одежду, т.к. оленьи шкуры – очень теплые).
Физ. Минутка «У оленя дом большой» (под музыку)
Дидактическая игра « Собери картину».
- У меня в кармане перемешались паззлы, это были животные Севера, помогите собрать правильно!
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»
- Погода на Севере суровая, давайте немного согреемся. Встанем парами, лицом друг к другу и будем хлопать ладоши, приговаривая:
«Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь, дзинь»
(Делают хлопок на каждый на каждое слово: вначале в свои ладоши, затем в ладоши своего товарища.
Хлопают и говорят: «дзинь, дзинь» - пока не услышат сигнал «Ветер».
На этот сигнал дети разбегаются в разные стороны. На сигнал « Мороз» дети возвращаются в пары и берутся за руки. )
Рефлексия:
- Отлично мы сегодня поиграли. Спасибо, ребята, в следующий раз мы еще поиграем в эту игру и рассмотрим других интересных животных Севера. Что нового вы узнали сегодня? С какими животными мы познакомились? Как можно назвать их в двух словах? Как выглядят животные севера? Что вам понравилось больше всего?