Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в старшей группе
на тему: Животные севера»
Цель: продолжать знакомить детей с составом числа 10 из единиц.
Задачи:
Упражнять в названии смежных чисел.
Закрепить умение делить предметы на части.
Развивать логическое мышление, интерес к животному миру тундры.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Материал:
Картина «Тундра», изображения животных севера, нарт, игрушка белого медвежонка, полукруг из бумаги на каждого ребенка, цветные фишки.
Ход занятия.
1.В гости к детям приходит медвежонок Умка и приглашает их на математическое занятие в школу тундры. Перед тем, как сесть на место, надо выполнить задание: нужно назвать своих соседей слева и справа.
Воспитатель: Мы с вами очутились в заснеженной тундре, вокруг вас много разных зверей. Я знаю от Умки, что их ровно 10. Попробуйте отыскать их глазами и объяснить местоположение зверей словами.
Пальчиковая гимнастика. А теперь давайте вспомним и наших лесных жителей.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочки в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишье)
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
(Поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг друга кулачками обеих рук)
2. Перед детьми нарты. «Наверное для лесных зверей» – говорит воспитатель. Давайте позовем обитателей севера и прокатим их на нартах. Первым я предлагаю позвать зайчишку!
Не бойся, зайчик, ты у нас первый.
- Какой по счету зайчик? (первый) Ответы детей.
- Как вы думаете, кого ещё мы позовем? Может быть волка? Ответы детей.
- А как вы думаете, понравится ли зайке соседство с волком? Ответы детей.
Я тоже думаю, что не понравится и посадить с ним нужно того, кого заяц не боится. Давайте посадим мышь.
- Какая по счету мышь? Ответы детей.
Таким образом, выстраивается логическая цепочка учеников тундровой школы, где каждый из зверей находится в безопасности (примерная цепочка: заяц – лемминг – белка – горностай – олень - белый медведь – волк – морж – песец).
Задания:
Посчитайте зверей по порядку (прямой и обратный счет).
Посчитайте зверей от первого до шестого; от второго до седьмого и т. д.
На каком по счету месте расположился олень? Назовите его соседей.
На каком по счету месте горностай? Если считать слева направо, он сидит перед оленем, а если справа налево, то перед белкой.
А на каком месте лиса? Кто её соседи и т. д.?
Воспитатель.
Итак, у каждого животного есть соседи: у первого и последнего по одному, а у остальных по два. У чисел тоже есть соседи Только их очень интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит предыдущее, если после, то последующее. Дети повторят и по аналогии находят соседей чисел 9 и 7.
Физкульминутка. «Охотники и звери»
Дети делятся на две подгруппы: охотники и звери. Звери передвигаются так, чтобы было понятно, кого они изображают. Охотники имитируют действия с биноклем, фоторужьем.
3. Воспитатель: посмотрите внимательно на зверей. Сколько их? А сколько охотников? Кого больше? На сколько больше? Ответы детей.
Звери спрятались за простыней, напоминающей сугроб, только заячьи ушки торчат.
- Какую форму напоминает сугроб? (полукруг из бумаги)
- Частью какой геометрической фигуры может быть полукруг? (круга)
- Сколько в круге таких частей?
- Если сугроб разделить пополам, сколько частей получится?
- Эта часть больше или меньше полукруга?
- Как сделать, чтобы вместо двух частей стало 4 (согнуть еще раз пополам)?
- Что вам эта деталь напоминает ( Чум)?
Сравнить два чума: чем похожи, чем отличаются.
Ответы детей поощрить фишками. Умка оценивает ответы детей.
Итог: Дети вспоминают, чем они занимались. Воспитатель хвалит детей.