12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алёна Андреевна Чуданова2067
Россия, Тюменская обл., Ялуторовск

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска "Детский сад №7"



















Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию «Моя семья» для детей старшей группы.









Составила: воспитатель

Чуданова А. А.



















Ялуторовск

2023


Цель: Расширение знаний детей по теме «Семья».

Задачи:

Познавательные:

- Актуализировать знания детей по теме «Семья»;

- Создать условия для получения детьми знания о родственных отношениях в семье;

- Формировать умение детей согласовывать существительные с прилагательными.

Развивающие:

- Продолжать формировать связную речь;

- Продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие и память;

- Продолжать совершенствовать умение отвечать на вопросы и составлять рассказы.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей установку положительного отношения к членам семьи, к родственникам;

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- Воспитывать вежливость и доброжелательность, умение слушать ответы друг друга.

Словарная работа: семья, дом, родители, родственники, дети, мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра, внучка, внук, родной, родная, младший, старший, молодой, взрослый, старый, заботиться, помогать, любить, обнимать, беречь, заботливый, терпеливый, ласковый, тепло.

Предварительная работа:

- Рассматривание сюжетных картинок по теме «Семья», «Семья в сказках».

- Просмотр мультфильмов про семью.

- Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Форма организации: совместная деятельность педагога с детьми.

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная и дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

Оборудование: музыкальная колонка, настенная доска.

Демонстрационный материал: сюжетные картинки «Семья», семейные фотографии детей, куклы (мама, папа, дедушка, бабушка и кукла Маша), разрезанная картинка «Мама и папа», картинка «Бабушка и дедушка», игрушечные инструменты и посуда.


Структура ОД:

1. Вводная часть — 1 минута.

а) приветствие;

б) наблюдение из окна за солнцем.

2. Основная часть — 20 минут.

а) создание проблемной ситуации;

б) игра «Загадки»;

в) беседа по вопросам;

г) игра «Подбери признак»;

д) физминутка;

е) составление рассказа по плану-схеме.

3. Заключительная часть — 4 минуты.

а) обобщение воспитателя;

б) анализ НОД.


Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

- Ребята, доброе утро! Я рада видеть вас! Посмотрите, как сегодня ярко светит солнышко, улыбается и нам становится веселее. Улыбнемся и мы с вами друг другу так, чтобы всем было веселее.

Дети встают с воспитателем у окна

Основная часть

- Друзья, вы слышите звук? (воспитатель включает на музыкальной колонке звук плача и вместе с детьми прислушиваются)

- Как вы думаете, что это?

- Верно, кто-то плачет! Поищем, кто же это так рыдает (дети находят куклу).

- Милая куколка, как тебя зовут и почему ты плачешь?

- Меня зовут Маша и я потеряла свою семью (воспитатель имитирует грустный голос куколки).

- Дети, а вы знаете, что такое семья?

- Семья — это родные друг другу люди, которые заботятся друг о друге. Это мама, папа, брат, сестра, бабушка и дедушка.

- Маша, не плачь! Ребята, мы сможем помочь кукле Маше найти ее семью? (дети отвечают).

1. Игра «Загадки»

- Чтобы найти Машину семью нам с вами необходимо выполнить несколько заданий (воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежит разрезанный листок вниз картинкой с загадками, а на обратной стороне картинка с изображением мамы)

- Первое, что нам нужно, это разгадать все загадки. Я буду читать загадку, а вы, ребята, должны отгадать. Каждый раз, отгадывая загадку, мы будем переворачивать карточку и собирать картинку воедино.


1) Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

2) Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш … (Папа)


3) Свяжет тёплые перчатки,

Поиграет в ладушки.

В волосах седые прядки,

Это моя … (Бабушка)

4) Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый … (Дед)

5) Дедушка и бабушка

Были молодыми,

А когда состарились —

Стали… (Пожилыми)

6) Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо: —

Всех милее наша… (Мама)


- Отлично! Все загадки разгаданы. Сейчас мы перевернем все карточки, соберем воедино картинку и посмотрим, что же получилось.

2. Беседа по вопросам

- Кого вы видите на картинке? (Родители, мама и папа)

- Чем занимается мама? Что еще может делать мама? (Готовить обед, шить, прибирать и т.д.)

- Мама какая? (Добрая, любимая, любящая, красивая, заботливая и т.д.)

- Как вы называете свою маму? (Мамочка, мамулечка и т.д.)

- Ты чей сын? Дочь? (Мамин, мамина)


- Чем занимается папа? Что еще может делать папа? (Ремонтировать машину, чистить снег, водить машину и т.д.)

- Папа какой? (Добрый, любимый, любящий, красивый, смелый, сильный, большой и т.д.)

- Как вы называете своего папу? (Папочка, папенька, папулечка и т.д.)

- Кто ты для мамы и папы? (Дочь, сын)

- Ты чей сын? Дочь? (Папин, папина)

- Как можно назвать маму и папу одним словом?


- Мои мама и папа тоже добрые, отзывчивые, любящие и хорошие. Я их очень люблю и ценю, всегда помогаю (воспитатель имитирует заинтересованный голос куклы).

- Ребята, вы молодцы. Идем дальше (воспитатель с детьми подходят к другому столу, на котором лежат различные инструменты и посуда.)

- Дети, смотрите, что это?

- Как, одним словом, назовем это? (Посуда, инструменты)

- Скажите мне, кому могут понадобиться инструменты? А посуда? (Воспитатель должен вопросами навести детей на ответы про бабушку и дедушку.)

- Посмотрите, мы нашли картинку. Кто на ней изображен? (Бабушка и дедушка)

3. Игра «Подбери признак»

- Бабушка — это кто? (Это мама мамы или папы)

- Бабушка какая? (Добрая, старенькая, ласковая, седая и т.д.)

- Что делает бабушка? (Печет блины, вяжет варежки и т.д.)

- Как вы называете свою бабушку? (Бабуля, бабуся)

- Ты для бабушки кто? (Внук, внучка)

- Ты чей внук? Внучка? (Бабушкин, бабушкина)


- Дедушка — это кто? (Это папа мамы или папы)

- Дедушка какой? (Добрый, старенький, ласковый, седой, мудрый и т.д.)

- Что делает дедушка?

- Как вы называете своего дедушку? (Дедуся, дедуля)

- Ты для дедушки кто? (Внук, внучка)

- Ты чей внук? Внучка? (Дедушкин, дедушкина)


- Моя бабушки любит порадовать меня пирожками и булочками, а с дедушкой мы часто ходим в лес за грибами и ягодами (воспитатель имитирует заинтересованный голос куклы).

- Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим заданием! Идем дальше?

- Дальше у нас такое задание: нам нужно хорошенько размяться и повеселиться! Сможем?

4. Физминутка

Воспитатель включает любую на выбор веселую детскую песенку о семье.

- Ребята, сейчас я называю поступок, а вы слушаете и если это хороший поступок — хлопаете в ладоши, если плохой — топаете ножками.

Вы сказали спасибо маме после завтрака.

Вы подрались с другом.

Вы разбросали игрушки.

Вы прибрали на место игрушки после игры.

Вы помогли папе сделать скворечник.

Вы баловались и разбили зеркало в ванной.

Вы протерли пыль на полках.

Вы придержали дверь для бабушки.


- Размялись? Хорошо. На нашем пути стоит последняя преграда (воспитатель с детьми подходят к настенной доске, на которой расположены семейные фотографии детей).


- Настало время рассказать кукле Маше о ваших семьях.

- Мне очень интересно узнать о ваших семьях (воспитатель имитирует заинтересованный голос куклы).

5. Составление рассказа по плану-схеме

1. ФИО ребенка;

2. Перечисление членов семьи;

3. И.О. членов семьи, чем занимаются, работают;

4. Отношение к семье (я люблю свою семью, помогаю родителям, люблю ездить в гости к бабушке и дедушке и т.д.)

- Отлично, ребята! У вас очень хорошие и интересные семьи. Помните, что мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры — это ваши самые близкие люди, которые вас любят и ценят, ваша семья. А вы любите и цените их. Мы с вами прошли весь путь. Ой! Подождите, в коробке под доской что-то есть (воспитатель поднимает коробку и достает из нее кукол: маму, папу, бабушку и дедушку).

- Это же моя семья! Спасибо, друзья, что помогли мне их отыскать! (Воспитатель имитирует счастливый голос куклы).

Все стоят на ковре



Дети отвечают на вопросы









Дети отвечают на вопрос о семье






Дети подходят к столу





Ответы детей




















Ответы детей




Дети собирают картинку




Ответы детей



















Дети подходят к столу



Дети отвечают на вопросы



Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы























Дети выполняют физминутку













Дети подходят к настенной доске







Рассказы детей о своих семьях







Дети находят семью куклы






Заключительная часть

- Скажите мне, чем мы сегодня с вами занимались?

- А что мы сегодня отыскали?

- Зачем мы это сделали?

- Зачем человеку нужна семья?

- Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Ответы детей

​​​​​​​
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.