12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Инна Алексеевна Безрукова161
педагог-психолог
Россия, Мурманская обл., Мурманск

Безрукова Инна Алексеевна,

педагог-психолог, г. Мурманск

Конспект занятия

 для воспитанников старшего дошкольного возраста

«Крылья матери»

Семья-это среда, где человек

должен учиться творить добро.

В. Сухомлинский

Занятие «Крылья матери» проводилось в рамках реализации развивающей программы для воспитанников старшего дошкольного возраста «Счастливая семья». Цель программы: формирование у воспитанников представлений о семье, её значимости в жизни человека.

ФГОС ДО ориентирует специалистов дошкольных образовательных учреждений на поддержку образовательных инициатив семьи.

В круговороте повседневной жизни мы часто забываем о том, что семья – главная и основная школа, где вместе с детьми учатся и взрослые. Нравственные взаимоотношения в семье способствуют творческому развитию личности ребёнка, формируют способность к восприятию добра, справедливости, красоты окружающего мира и человеческих взаимоотношений.

Занятие состоит из трёх частей. Первая часть – начало занятия, направлена на сплочение группы, создание положительного эмоционального фона и настроя на совместную деятельность. Это ритуалы приветствия. Вторая часть – основная. В ней ведётся работа по формированию представлений о семье, роли матери и отца, внутрисемейных отношений. Третья часть – завершающая, её цель – закрепление позитивного настроя от работы на занятии. Продолжительность занятия 20-25 минут.

Цель занятия: формирование представлений о семье, особой роли матери в семье.

Задачи: обобщать и систематизировать представления детей о семье (члены семьи живут вместе, любят и уважают друг друга, интересуются и заботятся друг о друге); способствовать появлению желания заботится о близких людях.

Ход занятия

1. Приветствие «Кто в домике живёт?». Дети «забираются в домики» - для этого каждый ребёнок смыкает руки уголком над головой в виде крыши. Психолог подходит к каждому из них со словами: «Кто в домике живёт?». Ребёнок называет своё имя, после чего психолог выясняет, что он больше всего любит делать и какие у него любимые игрушки. В конце игры психолог обращает внимание детей на то, что все разные, любимые предпочтения у всех разнообразные.

Примечание: упражнение лучше проводить динамично и эмоционально; дети очень любят говорить о себе; психолог должен быть готов к тому, что будут дети, которым трудно ответить на вопрос, нужно помочь, оказывая поддержку.

2. Основная часть

1) Вопросы для беседы: Что больше всего радует вашу маму? Что её огорчает, расстраивает? Что она больше всего любит делать? Чему она вас научила? Почему мама беспокоится о своём ребёнке или других членах семьи? Психолог старается подвести детей к тому, что в основе отношений между мамой и ребёнком – любовь. Какая у тебя мама?

2) Психолог предлагает детям послушать сказку.

КРЫЛЬЯ МАТЕРИ

В. Сухомлинский

В жаркий летний день вывела гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко тёплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют, прежде всего, для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями твориться что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.

Потом всё утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она попыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята всё это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабенький подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь боли: «Всё хорошо сын». Желтенькие гусята рассыпались на траве, и мать была счастлива.

Примечание: чтение сказки должно быть эмоциональным, подчёркивая интонацией страдания и радость мамы Гусыни.

3) Дети делятся впечатлениями о прослушанной сказке.

4) Вопросы для обсуждения: Почему израненная мать всё-таки была счастлива? Как вы думаете, почему мамы защищают вас? Как мамы защищают вас от бед и опасностей? Заботитесь ли вы о своей маме? В чём проявляется ваша забота?

5) Дети все вместе придумывают и рассказывают сказку о том, как гусята защитили мать крыльями своей любви.

3. Заключительная часть «Комплименты». Дети сидят по кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Примечание: некоторые дети затрудняются сказать комплимент, им нужно помочь - психолог может сам сделать комплимент.

Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день!». Дети встают в круг, улыбаются друг другу, хором произносят «Спасибо за прекрасный день!» и громко хлопают в ладоши.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.