Конспект занятия «LEGO-конструирование в начальной школе» Городской пейзаж
Городской пейзаж.
Тема: Городской пейзаж. Конструирование домов.
Цель: Знакомство с жилищем разных народов и национальностей, основными понятиями городского пейзажа, вспомнить особенности городских построек.
-Развитие умение следовать инструкциям педагога;
-Развитие конструктивного воображения детей;
-Развитие и активизация речи детей;
-Формирование умения работать в малых группах;
- Воспитывать эстетический вкус к архитектуре.
Оборудование: Наборы ЛЕГО ДУПЛА, изображения городского пейзажа, жилище разных народов.
-Послушайте загадку:
Где семье комфортно нашей?
Где поутру пахнет кашей? (дома)
-Сейчас каждая команда должна взять детали, которые лежат у вас на столе, соединить между собой. (В результате работы получается фигура похожая на дом). Работа выполняется по кругу, начиная с капитана команды.
-На что похожа получившаяся модель? (На дом.)
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (О доме. ) - Каким должен быть дом? (Жилище должно быть не только удобным, но и прочным, приспособленным к условиям жизни.)- Представьте, что в вашем распоряжении есть необходимый строительный материал. Невольно возникает вопрос, как строить, ведь в любом деле должны быть свои законы, методы. Ты никогда не задумывался, почему большинство домов имеют прямоугольную форму? Острые и тупые углы в строительстве почти не используются, разве что в каких-либо декоративных сооружениях. Некоторые народы предпочитают круглые жилища: иглу, юрты? Чтобы ответить на эти вопросы, познакомимся поближе с жилищами разных народов.
1. Юрты- жители степи делали дом из войлока.(Монголы, казахи, татары) Многие народы Центральной и Средней Азии жили в юртах. Для кочевых племен это очень удобный дом, который можно легко разбирать и перевозить. Главное место в юрте занимал очаг. Присмотревшись внимательнее, понимаешь, что круглая форма жилища — самая удобная и рациональная, позволяющая всем расположиться около очага. В центре юрты на четырех столбах закрепляли обруч, который с помощью жердей соединяли с каркасом. В конусообразной крыше оставляли отверстие, через которое в юрту попадал свет и выходил дым. Снаружи каркас для устойчивости обвязывали веревками, а затем покрывали войлоком. Этот материал очень удобен в использовании: в холодную погоду он надежно защищает от мороза, а при переезде его можно свернуть и уложить в тюк. Войлоком также покрывали полы в юрте.
2 Аулы- поселение горцев напоминает ласточкины гнезда. Жилище располагают одно подле другого и одно над другим. ( Таджики, узбеки, чеченцы) Средней Азии и Кавказа. В горах Кавказа, особенно в Дагестане, аул — укреплённое поселение. Дома в аулах строятся обычно из камня на горном склоне или у отвесной стены для защиты поселения от неожиданного нападения. Дома, как правило, двухэтажные. Чаще всего аулы располагаются вблизи рек или озёр.
3. Чумы, яранги- дома из меха, охотники и оленеводы Севера жители таких домов. (чукчи, ненцы, нанайцы) Жилище эвенков — чум — поражает своей простотой. Его основу составляют три жерди, соединенные вверху. На них опираются еще 30-50 более тонких шестов. Покрывают чум лосиными шкурами. Правда, позволить себе такую роскошь могли не все. Те, кто победнее, обходились корой лиственницы. В теплое время года чум покрывали вываренной берестой. Самый большой и просторный чум принадлежал шаману, у которого собирались все жители стойбища.
Иглу- круглый дом из больших оточенных кусков льда (эскимосы).Как видим, каждый народ строил жилища из имевшегося под рукой материала. А как поступали жители Крайнего Севера, где вокруг только снег и сложно найти прутик или камень? Они и строят свои дома — иглу — из снега. Ведь снег не только холодит, но и согревает. Он сохраняет в жилище тепло и не дает морозу проникнуть внутрь. Со временем снежные постройки не разрушаются, а наоборот становятся прочнее. Помогает ветер, который наносит на иглу новые слои снега. Изнутри под воздействием дыхания людей образуется наледь, которая и служит каркасом для жилища.
Обогреваются иглу свечой или жировым светильником. Тем не менее, люди не мерзнут и даже раздеваются в своем «доме» донага.
-В каких домах жили наши предки и сейчас живут? ( В деревянных домах, избах).
-А сейчас мы с вами в каких домах живем? (деревянных, многоэтажных)
Где строят такие многоэтажные дома?
Зачем в городе строить высотные здания? (Экономит место, людей много)
Есть ли в нашем городе такие дома?
А что располагается в маленьких зданиях, одноэтажных? (Магазины, кафе, аптеки…)
Что еще кроме домов и различных зданий есть в нашем городе? (Скверы, стадионы, парки…)
Для чего все это горожанам?
Чего не хватает городским жителям? (Больше деревьев, парков…)
Что мы с вами можем сделать, что бы улучшить свою жизнь в городе? (Охранять природу)
- Кто же должен поработать, чтобы построить такой дом? Назовите строительные профессии. (Строители: маляр, плотник, плиточник, кровельщик, электрик, сантехник, штукатур, крановщик, архитектор, каменщик, бульдозерист, экскаваторщик и т.д.).А с человека, какой профессии начинается строительство дома? (Архитектор). Сегодня мы с вами побываем в роли архитектора.
Сейчас нам надо построить свой мини проект. У каждой группы будет свое задание ( построить высотный дом, одноэтажный, сквер или детскую площадку), после выполнения которого командирам каждой группы надо защитить свою работу, рассказать что вы построили и для кого.
-Помните, что красивым делают города здания, улицы, проспекты, бульвары, парки, скверы 3. Самостоятельная работа с конструктором . Командиры выбирают задание. 1 команда строит городские высотные дома;
2 команда городские маленькие дома;
3 команда парк или детскую площадку;
Подведение итогов .