Конспект занятия на тему "Основы интервью"
Конспект практического занятия «Основы интервью»
возраст обучающихся: 11-17 лет
Цель занятия – научить основам ведения интервью.
Задачи:
Образовательные:
- узнать, как готовиться к интервью;
- узнать, как расположить к себе собеседника;
- узнать, как правильно задавать вопросы;
- узнать, как редактировать интервью;
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к собеседнику;
- воспитание пунктуальности.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие организационных навыков.
Оборудование и расходные и наглядные материалы:
- ноутбук;
- проектор.
Ход занятия
Организационная часть
Ребята, здравствуйте! Как у вас прошел день? Что нового и интересного сегодня узнали?
Мотивация и целеполагание
Как вы думаете, какие качества помогает развить журналистика?
(Ребята называют варианты, один из них – коммуникабельность)
Все, что вы назвали, верно. Но самое главное, наверно, это коммуникабельность. Навык общения лучше всего тренируется во время интервью. И сегодня мы с вами научимся основам интервью.
Актуализация комплекса знаний
Мы с вами уже попробовали разные материалы писать. Какие, например? Да, и новости, и интервью, и репортажи, и очерки, и обзоры. Теперь вы знаете, что прежде, чем преступить к написанию материала нужно что? Правильно, узнать новую информацию. А что мы делаем, чтобы собрать информацию? Верно, разговариваем с людьми, задаем им вопросы. Получается, какой бы материал мы ни готовили, мы так или иначе берем интервью.
Изложение нового материала
Вы все знаете интервью, как жанр, текст, оформленный в виде вопросов и ответов. Но интервью – это и методе сбора информации.
Интервью – это разговор, беседа журналиста с источником / героем с целью получения нужной информации.
Работу над интервью можно разделить на три этапа.
Первый этап – подготовка к интервью:
Придумать тему / героя;
Договориться с собеседником заранее, обозначить время и место встречи, тему разговора;
Изучить информацию о собеседнике, прочитать его последние интервью и придумать 15-20 небанальных вопросов (закрытые, открытые вопросы);
Взять с собой блокнот, ручку, диктофон, вопросы на отдельном листе;
На встречу не опаздывать. Если встречаетесь в общественном месте, например, в кафе, прийти на 10 минут раньше.
Второй этап – проведение интервью:
Расположить к себе собеседника разговором, успокоить его волнение:
- активное слушание, как следствие – спонтанные вопросы;
Быть вежливым, тактичным, внимательным, задавать уточняющие вопросы, если возникают затруднения;
Договориться о согласовании материала;
Сделать и/или попросить фото.
Третий этап – работа с собранным материалом:
Расшифровать аудиозапись (если работаете с текстом). Выстроить в логической последовательности;
Отредактировать шероховатости (если работаем с текстом);
Представить собеседника и тему разговора, объяснить, почему берем у него интервью;
Придумать заголовок;
Согласовать интервью.
Практическая работа
А сейчас переходим практике. Предлагаю поиграть. Давайте разделимся на две группы поровну. Одна группа встает в круг спинами внутрь. Вторая группа образует второй круг вокруг первого, вставая к нему лицом. Так у нас образовались пары. Сейчас внутри круга у нас журналисты, снаружи – их собеседники. А задам тему, на которую журналистам нужно будет задавать вопросы отвечающим. Через какое-то время, по моему хлопку вы прекращаете разговор, внешний круг по часовой стрелке переходит на одного человека. Роли поменяются, журналистами окажутся ребята во внешнем круге, тема разговора тоже изменится. И так несколько раз. Есть вопросы? Если все понятно, давайте начнем.
(Игра)
Подведение итогов
Закончили, присаживайтесь на места. Расскажите, что было сложнее задавать вопросы или отвечать на них? Вы сейчас не только были вынуждены спонтанно, без подготовки задавать вопросы и отвечать на них, но и каждый из вас побывал по обе стороны баррикад. Так вы смогли на опыте понять, что от того, на сколько качественно вы подготовитесь к интервью, зависит его успех. Как вы вопрос зададите, так на него и ответят. Если ответ вас не устроил, значит, вы плохо задали вопрос. Для этого и нужна подготовка.
Что мы с вами сегодня узнали об интервью?
(Дети отвечают по поднятой руке)
На это мы занятие заканчиваем. К следующей нашей встрече подумайте, у кого бы вы хотели взять интервью и почему. А пока отдыхайте. До свидания!