12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Федорова Валерия Владимировна20

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 комбинированного вида

Красногвардейского района Санкт-Петербурга


 


 


 


 


 

Конспект занятия на тему «Украшаем дом к Новому году»

по образовательным областям

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»

для детей 5-7 лет с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями

(умственной отсталостью))

с использованием: технологии интегрированного обучения,

игровой технологии, здоровьесберегающей технологии
(учет индивидуальных особенностей детей, релаксация)


 


 


 


 


 

Учитель-дефектолог:

Владимирова Светлана Геннадьевна

Воспитатель:

Федорова Валерия Владимировна


 


 


 


 


 


 


 

Санкт-Петербург

2020-2021

Цель: Использовать ситуацию из ближайшего окружения детей «Подготовка к Новому году» для развития детской познавательной активности.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Включить детей в подготовку к Новогоднему празднику через выполнение заданий, связанных с украшением группы (включение светильников, прикрепление картинок к вертикальным поверхностям, украшение елки и др.), выполняемых при индивидуальной дозированной помощи педагогов.

2. Подводить детей к умению ориентироваться в группе.

3. Подводить детей к умению составлять группу из одинаковых предметов.

4. Учить детей изготавливать бумажную новогоднюю игрушку при помощи аппликации.

Коррекционно-развивающие:

1. Побуждать детей фиксировать взгляд на звучащих, световых предметах, расположенных, то справа, то слева, то снизу, то сверху от ребёнка и находящихся рядом или на удалении, прослеживать взглядом за движущимися предметами.

2. Создавать условия для речевого развития детей:

- активировать слуховое восприятие речи через повторение слов, связанных с предметами, к которым привлечено внимание детей;

- побуждать детей к выполнению речевых инструк­ций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом.

3. Развивать у детей мышление:

- закреплять представления о назначении предметов, имеющих фиксированное назначение и действиях с ними;

- подводить к пониманию проблемной практической ситуации «Где взять игрушки для украшения елки?», обучить способу ее решения.

4. Развивать соотносящие действия, координацию движений обеих рук, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

1. Способствовать созданию условий для психологического и эмоционального благополучия детей.

2. Продолжать воспитывать интерес к аппликации.

3. Приучать детей заниматься в малой подгруппе.

 

Предварительная работа: Рассматривание ёлочных игрушек. Участие детей в украшении ёлки в группе при помощи елочных игрушек. Украшение елки мячиками Фребеля. Рассматривание игрушечного Деда Мороза и Снегурочки. Рассматривание картинок с изображением новогодней атрибутики. Просмотр мультфильма по теме. Разучивание на музыкальных занятиях новогодних хороводов. Систематические занятия по аппликации в течение учебного года.

 

Материалы и оборудование:

Детский стол, стулья, ковролин, елка на подставке, колокольчики – 4 шт, светильники в виде елочек – 5 штук, звенящий Дед Мороз, сапожки для прикрепления двери при помощи двухстороннего скотча, грузовик, блестящий длинный дождик, крупные бумажные украшения на липучках (елка, Дед Мороз, Снегурочка), бумажные елочные игрушки – 10 штук, круглые бумажные заготовки для елочных игрушек на длинных, толстых веревочках, украшения для елочных игрушек (блестящий круг со снежинкой), клейстер на тарелке, кисточки, тряпочки. «Диско-шар», две елочные гирлянды, три обруча, скрепленных между собой, мешок для подарков в форме сапога, небольшие подарки по количеству детей.

Пояснительная записка: В занятии принимают участие неговорящие дети 5 -7 лет с умеренными (тяжелыми) интеллектуальными нарушениями , один ребенок с расстройством аутистического спектра, один ребенок с детским церебральным параличом, что объясняет особенности структуры и организации занятия, его содержание и особые приемы работы с детьми.

Занятие проводят двое взрослых. Педагоги оказывают детям индивидуальную дозированную помощь, вид и объем которой определяется в зависимости от возможностей каждого ребенка и сиюминутной ситуации.

Неговорящие дети не могут давать развернутые ответы на открытые вопросы. Умение невербально отвечать на закрытые вопросы находится в начальной стадии формирования. В связи с этим в процессе занятия педагоги ведут диалог между собой, осуществляя речевую окантовку занятия и пытаясь вызвать у детей адекватные эмоционально-двигательные и голосовые реакции.

Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Первая часть занятия включает знакомые детям задания, что, совместно с использованием блестящих и светящихся предметов, создает радостную, праздничную атмосферу, способствует развитию психических процессов, снятию психоэмоционального напряжения у детей. Педагоги побуждают детей к выполнению заданий при помощи речевых инструк­ций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом.

Во второй части занятия мы предлагаем детям проблемную ситуацию, связанную с украшением незнакомой детям елки игрушками, которые необходимо сделать самим. В связи с особенностями детей, педагоги обучают детей решению проблемы. Данная ситуация обеспечивает перенос полученных ранее знаний на другой материал.

Предусмотрено два варианта рефлексии. Выбор варианта зависит от степени утомленности детей к концу занятия.


Примерный ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент.
Учитель-дефектолог звонит в колокольчик и говорит:
- Динь-динь-динь звенит звонок скоро праздник Новый год, к нам придет Дед Мороз.
Дефектолог вкладывает в руку детям колокольчик, при необходимости помогает детям позвонить в колокольчик, сопровождает деятельность словами: «В колокольчик позвони, Деда Мороза позови», «Динь-динь-динь звенит звонок, скоро праздник Новый год». Какое у нас радостное настроение!

Дети концентрируют внимание на педагоге, следят глазами за колокольчиком.
Дети звонят в колокольчик.

Мотивация.
Надо готовиться к Новому году. Надо группу украшать!


Дети слушают.

1. Задание «Включим елочки и поставим их на окно»
Учитель-дефектолог подходит к окну и говорит:
- Украшать группу начнем с этого окна. У меня есть много елочек, но только одна из них светится. Включим все елочки и поставим их на окно. Будет красиво.
Раздает светильники в форме елочек детям, оказывает индивидуальную дозированную помощь детям, руководит процессом.
- Мы украсили окно.

Дети самостоятельно или с помощью взрослого находят выключатель, включают светильник и ставят его на окно.

2. Задание «Прикрепим сапожки на дверь»
Воспитатель стучит в дверь.
Учитель-дефектолог говорит:

- Кто-то в дверь стучит, давайте посмотрим, кто стучал.
Воспитатель говорит:
-Это я стучала, пока дверь украшала. Я сапожки к двери прикрепляю, кто мне поможет.
После прикрепления сапожков на дверь воспитатель предлагает детям сесть на стульчики:
- Садитесь на стульчики, давайте издалека на дверь посмотрим.
Включает гирлянду на двери и говорит:
Мы про двери не забыли. Вот, как ярко нарядили. Сапожки на ней висят, ярко огоньки горят - очень радуют ребят».

Дети в сопровождении учителя-дефектолога подходят к двери


Дети прикрепляют сапожки к двери на двусторонний скотч.

Дети садятся на стульчики, смотрят на дверь.

3. Релаксация. «Наблюдение за светящимися огоньками на потолке».
Воспитатель выключает свет и говорит: «Тра-та-та, тра-та-та, сейчас будет красота», - включает диско-шар:
- Посмотрите, какие красивые огоньки кружатся и танцуют у нас на потолке. Тра-та-та, тра-та-та, вот и наверху, на потолке красота! Воспитатель наблюдает за реакцией детей и поименно озвучивает ее: «Лере нравятся огоньки на потолке!», «Серафиму нравится наблюдать за огоньками на потолке!»

Воспитатель включает свет.



Дети смотрят на потолок наблюдая за движениями огоньков. Эмоционально реагируют.

4. Прослеживание взглядом за движущимся по полу грузовиком.
Учитель-дефектолог говорит:

- Ой, ребята, посмотрите, на полу что-то блестит. Внизу, на полу что то блестит! Тянет за длинный дождик, растягивает его по полу, вывозит грузовик, в кузове которого лежат картинки для ковролина.
-
Это едет грузовик. Би-би-би. К нам приехал грузовик. В грузовике картинки красивые лежат. Это тоже украшения.

Смотрят на пол и наблюдают за дождиком, движением грузовика.

 

5. Задание «Украсим коврик».
Берет картинку с изображением елки, показывает елку детям, липучки на обратной стороне:
-
Это елка. На картинке липучка. Значит можно картинку прикрепить к ковролину. Дает ребенку картинку. Помогает подойти к ковролину, прикрепить картинку. Далее дефектолог предлагает и помогает прикрепить картинки с изображением Деда Мороза и Снегурочки другим детям.
- Окно украсили, дверь украсили, коврик украсили, что же дальше?


 


 

Прикрепляют картинки к ковролину.


 


 

Дети кивают головой

6.Продуктивная деятельность. Аппликация. «Изготовление елочной игрушки»

Проблематизация

Воспитатель показывает на елку и говорит:

- Мы должны украсить елку, на ней игрушек нет!

Учитель-дефектолог:

- И правда, игрушек нет! Что же делать, как нам быть, чем нам елку нарядить?»

Целеполагание

Воспитатель говорит и показывает бумажную елочную игрушку:

- А мы можем сами сделать много игрушек! Вот таких, бумажных, блестящих.

Планирование деятельности

Воспитатель говорит:

- Ребята, садитесь за стол, сделаем игрушки и украсим ими ёлку.

Реализация плана

Воспитатель кладет перед каждым ребенком круглую заготовку для игрушки с петельками:

- Это игрушка, у нее надо середину украсить. Поставьте палец на середину.

Воспитатель раздаёт детям картинки со словами:

- Вот тебе картинка положи на серединку.

- Давайте приклеим картинки.

Педагоги помогают детям наклеить картинки.

Воспитатель говорит:

- Красивые игрушки у нас получились? Лада (Денис, Серафим) покажи свою игрушку. (Подходит к каждому ребенку и рассматривает его игрушку)

Дети слушают, эмоционально реагируют на слова педагога.


 


 


 


 


 

Дети садятся за стол, на котором всё готово для аппликации

 

Дети: с помощью педагогов выполняют задания


 


 


Дети рассматривают игрушки, раскачивают игрушки

7. Задание. «Украшение елки»

Учитель-дефектолог говорит:

- Игрушки сделали, пора елку наряжать.

Учитель – дефектолог приглашает детей, чтобы повесить на елку игрушки.

В процессе украшения ёлки дефектолог повторяет:

- Одна игрушка, ещё одна игрушка…

Была одна игрушка, а стало много игрушек.

Дети украшают елку игрушками.

 

Рефлексия.

«Хоровод вокруг елки»

Учитель-дефектолог говорит:

- Вот теперь у нас Новогодняя елка с игрушками как в песенке. Давайте хоровод водить.

Взрослые вместе с детьми водят хоровод вокруг ёлки и поют отрывок из песни «В лесу родилась елочка».

 

Воспитатель предлагает:

«Елочку мы нарядили, хоровод поводили, давайте посмотрим, как мы красиво группу украсили»,

1 вариант. «Волшебные огоньки»

Педагоги в ключают «Диско-шар», выключают свет и предлагают детям полюбоваться на украшенную группу.

 

2 вариант. «Паровозик»
Учитель-дефектолог подводит детей к окну
:

- Елочки горят, Дед Мороз прилетел!

Воспитатель звенит в колокольчик и говорит:

- Динь динь-динь, звенит звонок, скоро будет Новый год! Вставайте друг за другом в паровозик, поехали по комнате, посмотрим, как мы украсили комнату.

 

Взрослые помогают детям встать в паровозик из обручей, скрепленных между собой.

«Паровозик» начинает движение, проезжает мимо окна, ковролина, елки, двери:

- На окошке огоньки, а на двери сапожки!

- Вот картинки на стене!

- А на елочке шары небывалой красоты!

- Мимо елочки пройдем, к двери подойдем, и подарок там найдем!

Воспитатель поднимает декоративный сапог с подарками и показывает его детям:

-Дети, Дед Мороз нам подарки оставил, а мы и не заметили. Пойдемте рассматривать подарки!


 

Ребята с помощью педагогов становятся в круг, ходят в хороводе.


 


 


 


 


 


 


 

Дети подходят к окну и играют со светильниками, находят маленького Деда Мороза.


 

Дети встают в паровозик из обручей и идут за воспитателем, рассматривают помещение группы, радуются подарку.


 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.