Конспект занятия для детей 5–7 лет с ОВЗ на тему «Украшаем дом к Новому году»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Конспект занятия на тему «Украшаем дом к Новому году»
по образовательным областям
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
для детей 5-7 лет с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями
(умственной отсталостью))
с использованием: технологии интегрированного обучения,
игровой технологии, здоровьесберегающей технологии
(учет индивидуальных особенностей детей, релаксация)
Учитель-дефектолог:
Владимирова Светлана Геннадьевна
Воспитатель:
Федорова Валерия Владимировна
Санкт-Петербург
2020-2021
Цель: Использовать ситуацию из ближайшего окружения детей «Подготовка к Новому году» для развития детской познавательной активности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Включить детей в подготовку к Новогоднему празднику через выполнение заданий, связанных с украшением группы (включение светильников, прикрепление картинок к вертикальным поверхностям, украшение елки и др.), выполняемых при индивидуальной дозированной помощи педагогов.
2. Подводить детей к умению ориентироваться в группе.
3. Подводить детей к умению составлять группу из одинаковых предметов.
4. Учить детей изготавливать бумажную новогоднюю игрушку при помощи аппликации.
Коррекционно-развивающие:
1. Побуждать детей фиксировать взгляд на звучащих, световых предметах, расположенных, то справа, то слева, то снизу, то сверху от ребёнка и находящихся рядом или на удалении, прослеживать взглядом за движущимися предметами.
2. Создавать условия для речевого развития детей:
- активировать слуховое восприятие речи через повторение слов, связанных с предметами, к которым привлечено внимание детей;
- побуждать детей к выполнению речевых инструкций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом.
3. Развивать у детей мышление:
- закреплять представления о назначении предметов, имеющих фиксированное назначение и действиях с ними;
- подводить к пониманию проблемной практической ситуации «Где взять игрушки для украшения елки?», обучить способу ее решения.
4. Развивать соотносящие действия, координацию движений обеих рук, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
1. Способствовать созданию условий для психологического и эмоционального благополучия детей.
2. Продолжать воспитывать интерес к аппликации.
3. Приучать детей заниматься в малой подгруппе.
Предварительная работа: Рассматривание ёлочных игрушек. Участие детей в украшении ёлки в группе при помощи елочных игрушек. Украшение елки мячиками Фребеля. Рассматривание игрушечного Деда Мороза и Снегурочки. Рассматривание картинок с изображением новогодней атрибутики. Просмотр мультфильма по теме. Разучивание на музыкальных занятиях новогодних хороводов. Систематические занятия по аппликации в течение учебного года.
Материалы и оборудование:
Детский стол, стулья, ковролин, елка на подставке, колокольчики – 4 шт, светильники в виде елочек – 5 штук, звенящий Дед Мороз, сапожки для прикрепления двери при помощи двухстороннего скотча, грузовик, блестящий длинный дождик, крупные бумажные украшения на липучках (елка, Дед Мороз, Снегурочка), бумажные елочные игрушки – 10 штук, круглые бумажные заготовки для елочных игрушек на длинных, толстых веревочках, украшения для елочных игрушек (блестящий круг со снежинкой), клейстер на тарелке, кисточки, тряпочки. «Диско-шар», две елочные гирлянды, три обруча, скрепленных между собой, мешок для подарков в форме сапога, небольшие подарки по количеству детей.
Пояснительная записка: В занятии принимают участие неговорящие дети 5 -7 лет с умеренными (тяжелыми) интеллектуальными нарушениями , один ребенок с расстройством аутистического спектра, один ребенок с детским церебральным параличом, что объясняет особенности структуры и организации занятия, его содержание и особые приемы работы с детьми.
Занятие проводят двое взрослых. Педагоги оказывают детям индивидуальную дозированную помощь, вид и объем которой определяется в зависимости от возможностей каждого ребенка и сиюминутной ситуации.
Неговорящие дети не могут давать развернутые ответы на открытые вопросы. Умение невербально отвечать на закрытые вопросы находится в начальной стадии формирования. В связи с этим в процессе занятия педагоги ведут диалог между собой, осуществляя речевую окантовку занятия и пытаясь вызвать у детей адекватные эмоционально-двигательные и голосовые реакции.
Умственно отсталым детям требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Первая часть занятия включает знакомые детям задания, что, совместно с использованием блестящих и светящихся предметов, создает радостную, праздничную атмосферу, способствует развитию психических процессов, снятию психоэмоционального напряжения у детей. Педагоги побуждают детей к выполнению заданий при помощи речевых инструкций, подкрепленных жестом, общим с ребенком действием или наглядным показом.
Во второй части занятия мы предлагаем детям проблемную ситуацию, связанную с украшением незнакомой детям елки игрушками, которые необходимо сделать самим. В связи с особенностями детей, педагоги обучают детей решению проблемы. Данная ситуация обеспечивает перенос полученных ранее знаний на другой материал.
Предусмотрено два варианта рефлексии. Выбор варианта зависит от степени утомленности детей к концу занятия.
Примерный ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Организационный момент. |
Дети концентрируют внимание на педагоге, следят глазами за колокольчиком. |
Мотивация. |
|
1. Задание «Включим елочки и поставим их на окно» |
Дети самостоятельно или с помощью взрослого находят выключатель, включают светильник и ставят его на окно. |
2. Задание «Прикрепим сапожки на дверь» |
Дети в сопровождении учителя-дефектолога подходят к двери Дети садятся на стульчики, смотрят на дверь. |
3. Релаксация. «Наблюдение за светящимися огоньками на потолке». Воспитатель включает свет. |
|
4. Прослеживание взглядом за движущимся по полу грузовиком. |
Смотрят на пол и наблюдают за дождиком, движением грузовика.
|
5. Задание «Украсим коврик». |
Прикрепляют картинки к ковролину.
Дети кивают головой |
6.Продуктивная деятельность. Аппликация. «Изготовление елочной игрушки» Проблематизация Воспитатель показывает на елку и говорит: - Мы должны украсить елку, на ней игрушек нет! Учитель-дефектолог: - И правда, игрушек нет! Что же делать, как нам быть, чем нам елку нарядить?» Целеполагание Воспитатель говорит и показывает бумажную елочную игрушку: - А мы можем сами сделать много игрушек! Вот таких, бумажных, блестящих. Планирование деятельности Воспитатель говорит: - Ребята, садитесь за стол, сделаем игрушки и украсим ими ёлку. Реализация плана Воспитатель кладет перед каждым ребенком круглую заготовку для игрушки с петельками: - Это игрушка, у нее надо середину украсить. Поставьте палец на середину. Воспитатель раздаёт детям картинки со словами: - Вот тебе картинка положи на серединку. - Давайте приклеим картинки. Педагоги помогают детям наклеить картинки. Воспитатель говорит: - Красивые игрушки у нас получились? Лада (Денис, Серафим) покажи свою игрушку. (Подходит к каждому ребенку и рассматривает его игрушку) |
Дети слушают, эмоционально реагируют на слова педагога.
Дети садятся за стол, на котором всё готово для аппликации Дети: с помощью педагогов выполняют задания
|
7. Задание. «Украшение елки» Учитель-дефектолог говорит: - Игрушки сделали, пора елку наряжать. Учитель – дефектолог приглашает детей, чтобы повесить на елку игрушки. В процессе украшения ёлки дефектолог повторяет: - Одна игрушка, ещё одна игрушка… Была одна игрушка, а стало много игрушек. |
Дети украшают елку игрушками.
|
Рефлексия. «Хоровод вокруг елки» Учитель-дефектолог говорит: - Вот теперь у нас Новогодняя елка с игрушками как в песенке. Давайте хоровод водить. Взрослые вместе с детьми водят хоровод вокруг ёлки и поют отрывок из песни «В лесу родилась елочка».
Воспитатель предлагает: «Елочку мы нарядили, хоровод поводили, давайте посмотрим, как мы красиво группу украсили», 1 вариант. «Волшебные огоньки» Педагоги в ключают «Диско-шар», выключают свет и предлагают детям полюбоваться на украшенную группу.
2 вариант. «Паровозик» - Елочки горят, Дед Мороз прилетел! Воспитатель звенит в колокольчик и говорит: - Динь динь-динь, звенит звонок, скоро будет Новый год! Вставайте друг за другом в паровозик, поехали по комнате, посмотрим, как мы украсили комнату.
Взрослые помогают детям встать в паровозик из обручей, скрепленных между собой. «Паровозик» начинает движение, проезжает мимо окна, ковролина, елки, двери: - На окошке огоньки, а на двери сапожки! - Вот картинки на стене! - А на елочке шары небывалой красоты! - Мимо елочки пройдем, к двери подойдем, и подарок там найдем! Воспитатель поднимает декоративный сапог с подарками и показывает его детям: -Дети, Дед Мороз нам подарки оставил, а мы и не заметили. Пойдемте рассматривать подарки! |
Ребята с помощью педагогов становятся в круг, ходят в хороводе.
Дети подходят к окну и играют со светильниками, находят маленького Деда Мороза.
Дети встают в паровозик из обручей и идут за воспитателем, рассматривают помещение группы, радуются подарку.
|