Конспект занятия «Настроение - Окей»
«Юргинская специальная школа-интернат» -
филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Юргинская средняя общеобразовательная школа»
Психологическое занятие "Настроение – о'кей!"
Составил:
Педагог-психолог
Кузнецова Марина александровна
С. Юргинское
2021г.
Введение
Цели:
ознакомить детей с понятием «настроение»;
ввести наглядные образы, символизирующие разные настроения;
развивать у детей умение управлять своим настроением.
Оборудование: индивидуальные таблицы для упражнения «Что может повлиять на моё настроение», картинки с образами настроения, листы настроения учащихся, «психологические зеркала», пиктограммы.
Участники: обучающиеся с интеллектуальными нарушениями 5 класса.
Время проведения: 40 минут.
Ход занятия
Организационный момент
– Занятие посвящено очень интересной и важной, на мой взгляд, теме. Но вот какой, вы узнаете чуть позже, а сейчас проведём разминку.
Введение в тему.
– Итак, тема нашего занятия… Попробуйте догадаться, выслушав мой рассказ.
«Однажды я зашла в мастерскую, где что-то изготовляли на заказ. И услышала странный разговор продавца и заказчиков. «Вы заказывали жизнерадостное, бодрое? Пожалуйста, получите. Оно необходимо для праздников, субботников, турпоходов». «Вам что-нибудь для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. А вам приготовлено тревожно-напряжённое».
– А на доске объявлений висело не менее странное объявление «Требуется настройщик!»
– Догадались, какой теме будет посвящено наше занятие? (Настроению.)
– Верно.
С разным настроением вы все пришли сегодня на уроки. Кто-то идёт сюда с грустью, вспоминая, что будет контрольная работа; кому-то радостно, что он увидит друга; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт обиженный.
Основная часть
Работа над понятием «Настроение»
- И так давайте определимся, что же такое настроение. (слайд 2)
– У вас на столах лежат листы настроения и пиктограммы (Приложение 1). Выберите пиктограмму соответствующую вашему настроению в данный момент и наклейте её на листок настроения.
– Что такое, по-вашему, хорошее настроение? (Высказывания детей.)
– Слово «настроение» – от слов «строй», «настраивать». Звуки наших внутренних струн – эмоции. Они помимо нашего сознания, делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат – наше настроение. Настроение аналогично температуре тела, это – температура психики: нормальная соответствует жизнерадостности.
– От чего же зависит ваше настроение? (Дети предлагают варианты, психолог фиксирует их на доске):
Работа с картинками «Два настроения»
– Настроение у человека обычно соответствует его эмоциональному состоянию и может быть любым.
– Например, таким (показ картинки).
(Слайд 3)
– Когда бывает такое настроение?
– А такое настроение? (Всё плохо, с кем-то поссорился, кто-то обидел.)
(Слайд 4)
– Что чувствуете при этом?
Упражнение «Что может повлиять на моё настроение»
Заполните таблицу (таблица у каждого участника) (приложение 2)
Предмет | Делает меня весёлым | Воспринимается без эмоций | Делает меня грустным |
1 | 2 | 3 | 4 |
Физическое упражнения |
|
|
|
Погода |
|
|
|
Место |
|
|
|
Одежда |
|
|
|
Люди |
|
|
|
Вкусная еда |
|
|
|
ТВ передачи |
|
|
|
Книги |
|
|
|
Время дня |
|
|
|
Домашние дела |
|
|
|
Приятели |
|
|
|
Школьные уроки |
|
|
|
– Итак, что может повлиять на ваше настроение? Что из предложенного делает вас весёлым? А что грустным?
Игра «Нос, пол, потолок»Психолог: Ребята, сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, пол, потолок». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находиться у нас над головами? (Дети отвечают: потолок) Правильно, потолок. Давайте покажем на него пальцем и, скажем: потолок. Отлично. А теперь посмотрите в низ. Что находится у нас под ногами? (Дети отвечают: пол) Конечно, пол. Покажем в него пальцем и скажем: пол. А теперь каждый показывает пальцем на свой нос и говорит: нос. А теперь давайте еще раз покажем: нос, пол, потолок. Молодчины! (Психолог, давая объяснения, выполняет все действия с детьми)
А теперь я вас буду путать. Я буду показывать одно, а называть другое. Например, буду показывать на потолок, а называть нос. Вы ничего не говорите, только показываете то, что я называю. Верьте тому, что слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны!»
Просмотр и обсуждение мультфильма «Девочка и настроение»
– Я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Девочка и настроение»
С каким настроением проснулась девочка? Какой ей казался мир вокруг? Кто или что подняли настроение девочки?
– Как выходите из грустного состояния?
– Нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение?
– Что же делать, чтобы оно прошло? (Высказывания детей.)
Приёмы повышения настроения:
– Настроение можно создавать, изменять. Существуют приёмы повышения настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые:
Вспомните о хорошем;
Отвлекитесь – почитайте, послушайте музыку;
Посмотрите хороший фильм;
Совершите прогулку;
Сделайте физические упражнения.
Изготовление «психологических зеркал».
- Сейчас я предлагаю сделать «психологические зеркала» с приёмами повышения настроения (приложение 3).
Ситуация – проба «Успокой приятеля»
– Ваш приятель не в первый раз ссорится с друзьями по двору. У него портится настроение. Его мнение: «Все соседские мальчишки (девчонки) вредные и противные!»
Задание. Поднимите другу настроение, не обижая и не оскорбляя никого (работа в парах).
Упражнение-разминка «Передай настроение»
Инструкция: Давайте встанем в круг. Сейчас я скажу «на ушко» С….. (психолог наклоняется к рядом стоящему ребенку и шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать – веселое, грустное, удивление и т.д.). Теперь ты должен передать с помощью мимики и жестов эту эмоцию следующему, не разговаривая, а тот, должен передать следующему, и так по всему кругу (когда круг завершен, психолог спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил»).
Обсуждение:
- Кому было трудно распознать настроение друга? Почему?
- Кто лучше всего передал настроение?
Рефлексия.
– Итак, что же будем делать, когда настроение вдруг испортилось?
– Отметим наше настроение на данный момент в листах настроения.
- С каким настроением мы заканчиваем наше занятие?
- Вы сегодня все были молодцы, мне очень приятно было с Вами работать, спасибо Вам за активное участие. Всего Вам доброго!
Список литературы:
«Как вести за собой» А.Н. Лутошкин (Москва «Просвещение» 1981).
«Классные часы в начальной школе»Звездина Г.П., Т.Н. Щербакова программа факультатива «Я и Мир» (Москва «Сфера» 2003).
«Познай себя» Г.К. Селевко, И.Н.Закатова, О.Г.Левина (Москва «Народное образование 2001).
«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста» Крюкова С.В, Слободяник Н.П. (Москва, изд-во «Генезис»).