Открытое итоговое музыкальное занятие «Настроение в музыке»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.
«Детский сад №2 общеразвивающего вида» с. Койгородок.
Конспект итогового музыкального занятия в подготовительной к школе группе.
«Настроения в музыке».
Составила:
Музыкальный руководитель
Туркина Ирина Ивановна.
с. Койгородок, 2017 г.
Цель: Развивать эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.
Задачи:
Сформировать устойчивые представления детей о ладе.
Развивать у детей способность воспринимать и анализировать содержание музыки.
Воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения разного жанра, расширять музыкальные впечатления.
Закреплять умение самостоятельно определять характер музыкальных произведений, узнавать их.
Расширять эмоциональный и музыкальный словарь детей.
Дать детям понятие о том, что картины художников и стихотворения тоже бывают разного характера (мажорные, минорные).
Выявить умение различать характер музыки одного жанра и умение определять жанр музыки (марш, песня, танец)
Выявить умение передавать ритмическую пульсацию.
Выявить навык выразительного пения знакомой песни.
Выявить навык выразительного исполнения знакомой музыкально-ритмической композиции.
Проверить чувство ритма и тембровый слух.
Выявить чувство ансамбля: умение вместе начинать и заканчивать исполнение музыкального произведения (песня, танец).
Тип занятия: Итоговое.
Предварительная работа:
Дать детям понятие «Настроение музыки – лад», «мажор» и «минор». Дать детям прослушать произведения для отличия мажора и минора. Познакомить детей с песнями и попевками, в которых чувствуется контрастное настроение музыки. Разучивание текстов песен и попевок под музыку приемом «показа музыкального руководителя» и приемом «эхо». Разучивание танца и игры.
Музыкальный репертуар: «Хороводный шаг» рус. нар. мел., обр. Т.Ломовой, Пальчиковая гимнастика «Мама», «Контрданс» (боковой галоп) муз. Ф. Шуберта, Музыкальная игра с остановками «Поезд», «Марш гусей» (фрагмент) муз. Бина Канэда, «Вальс игрушек» (фрагмент). Муз. Ю.Ефимова, Прослушивание «Две плаксы» (фрагмент) муз. Е.Гнесиной, Артикуляционная гимнастика «Яблоко», Дыхательная гимнастика «Пух», Распевка «Роза»,
Ход занятия.
Дети заходят в зал хороводным шагом.
«Хороводный шаг» рус. нар. мел., обр. Т.Ломовой.
Муз. рук. дает установку детям перед входом в зал.
Муз. рук.: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте.
Муз. рук.: Ребята, т.к. мы с вами находимся на музыкальном занятии предлагаю вам поздороваться музыкально.
Дети здороваются музыкально.
Муз. рук.: Сегодня у нас необычное занятие. Прежде чем я вам скажу в чем его необычность предлагаю немного поразмять пальчики. Сделаем пальчиковую гимнастику «Мама» при этом предлагаю менять вам голоса: малыша одним голосом, его маму другим и гостей третьим.
Пальчиковая гимнастика «Мама»
(«Ладушки» подг. гр. И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева, стр. 7).
Муз. рук.: Молодцы! Справились, а знаете ли вы как выполняется боковой галоп?
Дети выполняют приставной шаг под музыку.
«Контрданс» (боковой галоп) муз. Ф. Шуберта.
Муз. рук.: Ну что ребята, как ваше настроение?
Дети: Хорошее.
Муз. рук.: Здорово! Значит любимое занятье музыкальное начнем, музыку послушаем, станцуем и споем.
Вы любите путешествовать? (ответ детей) Сегодня нас ждет необычное путешествие. В путешествие по музыке нас приглашают три знакомых нам «Кита». Как их зовут вы знаете? (муз. рук. показывает картинки с 3 китами).
Дети: Песня, танец, марш.
Муз. рук.: Молодцы! Сегодня они нас отправят в город Настроений. Хотите?
Отправимся мы с вами на веселом поезде. По дороге мы с вами встретимся с различными интересными остановками и будем выполнять задания.
Музыкальная игра с остановками «Поезд».
Муз. рук.: Ну, что ребята, вот мы с вами и приехали в город Настроений. Скажите, а какое настроение может быть в этом городе?
Дети: Грустная и веселая.
Муз. рук.: Умнички! А как в музыке правильно о них говорят?
Дети: Мажор и минор.
Муз. рук.: Посмотрите, какая здесь бывает погода (показывает картинку солнышка ясного и тучки хмурой и дождливой). А теперь Посмотрите ребята, на этих смайликов (показывает картинку) в этом городе, кто из них мажор, а кто минор? (Дети отвечают).
Муз. рук.: Молодцы. Ребята послушайте одно знакомое вам произведение и скажите, какой из 3 китов к нам приплыл в город первым и какое настроение в музыке.
«Марш гусей» (фрагмент) муз. Бина Канэда.
Дети: Произведение «Марш гусей». К нам приплыл кит -марш. А настроение мажорное.
Муз. рук.: Молодцы. Раз это марш, значит музыка какая?
Дети: Маршевая, четкая, ровная, уверенная.
Муз. рук.: Ребята, а вы уверены, что это марш именно гусей? (Ответы детей) Ребята, как вы поняли, что именно гусей.
Дети: Потому, что гуси крякали и шагали в музыке немного несуразно.
Муз.рук.: Хорошо. А может, вы вспомните автора произведения?
Дети: Бен Канэд. Английский композитор.
Муз. рук: Ну, хорошо, давайте попробуем узнать второго кита, который приплыл к нам в город. Слушаем произведение, вспоминаем название и прочувствуйте его настроение. Кто знает, поднимайте руки.
«Вальс игрушек» (фрагмент). Муз. Ю.Ефимова.
Дети: Это «Вальс игрушек». Кит, который к нам приплыл в город, зовут – танец. Настроение мажорное.
Муз. рук.: Правильно. Если это танец, значит музыка, здесь какая?
Дети: Танцевальная, легкая, плавная, нежная, воздушная, спокойная.
Муз. рук.: Да, все отгадали. Ребята, как танцуется вальс?
Дети: Танцуют ее парами, кружатся, делают легкие и плавные шаги.
Муз. рук.: Вспомните имя композитора этого произведения. И почему он так назвал свое произведение?
Дети: Юрий Павлович Ефимов. Там такие интонации «механические» буд - то там действительно танцуют игрушки. Хорошо, в конце занятия предлагаю вам превратиться в игрушек, и потанцевать под этот вальс.
Муз. рук.: Ребята, мне кажется, настроение в этом городе немного поменялось. Сейчас вы услышите музыку и сами поймете почему.
Прослушивание «Две плаксы» (фрагмент) муз. Е.Гнесиной.
Дети: Произведение называется «Две плаксы». Музыка минорная.
Муз. рук.: (Показывая картинку плакс) Молодцы! А как плачут эти плаксы вместе или все - таки друг за другом по очереди?
Дети: По очереди. Музыка жалостная, плачущая, грустная, печальная.
Муз. рук.: Куда идут мелодии в этом произведении?
Дети: Постоянно падают вниз.
Муз. рук.: Правильно. Кто помнит композитора произведения.
Дети: Елена Гнесина.
Муз. рук.: Ну что, ребята два кита приплыло, а какой кит приплыл к нам последним как вы думаете?
Дети: Песня.
Муз. рук.: Молодцы. Предлагаю вам сейчас попеть известные вам уже песни. Но для начала приготовим наш голосовой аппарат к пению. Сделайте из своей ладони чашечку, и представьте что там вкусное, сладкое, красное яблоко и попробуйте его откусить сильно, сильно.
Артикуляционная гимнастика «Яблоко».
Муз. рук.: Хорошо, теперь представьте, что у вас чашечке лежит много много пуха, и дуньте так чтобы пух разлетелся в разные стороны.
Дыхательная гимнастика «Пух».
Муз. рук.: А теперь ваш пух превратился в красивый цветок - розу и споем сегодня распевку «Роза». Послушайте как (показывает). Тянем звуки очень хорошо.
Распевка «Роза».
Муз. рук.: Попевку вспомним называется «Ежик и бычок». Сначала поем в мажоре, потом в миноре.
Попевка «Ежик и бычок». сл. П.Воронько.
Дети поют сами. (2 раза)
Муз. рук.: Ребята, я вам сыграю мелодию одной песни, а вы мне скажете, как она называется. (Играет мелодию песни «Хорошо у нас в саду»). Дети отвечают.
Предлагаю спеть вам эту песню так: 1 куплет поют мальчики, 2 куплет – девочки, 3 куплет – все вместе.
Пение «Хорошо у нас в саду» муз. В.Герчик, сл. А.Пришельца.
Муз. рук.: Какое настроение в этой песне?
Дети: Мажорное.
Муз. рук.: Молодцы! Послушайте припев другой песни и скажите, какое настроение у нее. (Поет припев песни «Дождик обиделся»).
Дети: Грустное, минорное, потому, что дождику обидно , что от него все уходят и прячутся.
Муз. рук.: Но ведь мы его поем очень весело, значит это не совсем грусть, а какая здесь грусть, просто ли грусть.
Дети: Нет, светлая грусть.
Муз. рук.: А разве такое бывает? Если бывает, то когда?
Дети: Когда дождик и солнышко, когда мама на работе, когда мы получаем не тот подарок, который бы нам хотелось.
Муз. рук.: Правильно!
- Давайте встанем и споем эту песню, как на концерте нашим гостям и нашим друзьям 3 китам.
Пение «Дождик обиделся» муз. Д.Львова – Компанейца, сл. М.Пляцковского.
Муз. рук.: Как вы думаете, справились мы с песнями или где – то сделали ошибки? (Дети отвечают).
- Хорошо мальчики пригласите девочек сейчас на танец, и каждая пара пусть превратиться в веселых игрушек. Для вас, как я и обещала, будет снова звучать «Вальс игрушек», а вы потанцуйте под музыку.
Танец «Вальс игрушек» (фрагмент) муз. Ю.Ефимова.
Муз. рук.: ( спрашивает в каких игрушек превращались дети).
-Ребята понравилось вам необычное путешествие в город Настроений?
Дети: Да.
-Муз. рук. Нам пришло пора прощаться и вернуться в детский сад, а в будущем нас будет ждать еще больше новых чудес. И на прощание мы с вами станцуем танец «Большой хоровод». Берите те же пары, с которыми танцевали «Вальс игрушек», встаньте по залу свободно.
Танец «Большой хоровод».
Муз. рук.: Пора нам возвращаться в детский сад. Предлагаю снова сесть в наш поезд.
Музыкальная игра с остановками «Поезд».
Рефлексия:
Ребята вот мы вернулись в детский сад, скажите, что вам больше всего понравилось в сегодняшнем путешествии? Что для вас было сложным? Что было легким? Вы хотели бы когда - нибудь снова поехать туда? (Дети отвечают).
Муз. рук.: Молодцы за то, что вы сегодня были музыкальными и активными, я дам вам сладкие призы. (Раздает конфеты детям).
- А теперь встаньте друг за другом и идем в группу хороводным шагом. До свидания ребята. (Дети прощаются).
Дети выходят из зала «Хороводный шаг» рус. нар. мел., обр. Т.Ломовой.