Конспект занятия для разновозрастной коррекционной группы «Осенняя прогулка»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 347 комбинированного вида «Ладушки»
Конспект занятия «Осенняя прогулка»
(для разновозрастной коррекционной группы
с использованием элементов ТРИЗ-технологии)
Авторская разработка: воспитатель Алексеева Е.Ф.
1 кв. категории
Цель занятия: Закрепление у детей представлений об особенностях осени как времени года.
Задачи: 1. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
2. Продолжать развивать у детей навыки ориентировки на плоскости и в пространстве.
3. Воспитывать толерантность по отношению к детям другого возраста и национальности.
4. Расширять активный словарь детям с общим недоразвитием речи.
Оборудование: Конверт с изображением Африки и африканских детей; з плана группового помещения с отмеченными пунктами остановок; расположенные на мольберте репродукции картин русских пейзажистов (Л.Афремов «Осень», И.Шишкин «Зима», А.Куинджи «Березовая роща», В.Бакшеев «Голубая весна»); схема 1,2 этапов, а также алгоритм работы по составлению творческого рассказа по сюжетной картине (ТРИЗ); игра «Соты» (ТРИЗ), картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; шапочки-листики; морфологическая таблица и карточки с изображением формы и цвета (ТРИЗ), муляжи и изображения овощей и фруктов, картинки с изображениями перелетных и зимующих птиц, игрушка-петушок, сундучок с принадлежностями для рисования.
Предварительная подготовка: ознакомление детей с картиной Л.Афремова «Осень», работа с детьми по составлению творческого рассказа по сюжетной картине (1, 2, 3 этапы).
Ход занятия:
1.В-ль: «Дети, посмотрите, что я сегодня нашла на столе! (показывает письмо). Интересно, кто нам его прислал?» Дети рассматривают конверт и отвечают, что письмо из Африки и его прислали африканские ребята.
В-ль: « Давайте, прочитаем. Здравствуйте, дети. Мы живем в Центральной Африке, и у нас всегда жарко. Мы слышали, что в России тоже бывает жарко, но не всегда, что у вас есть разные времена года. А есть ли у вас такое время года, когда
Листья с веток облетают, птицы к югу улетают.
«Что за время года?»- спросим. Нам ответят: «Это…
«Осень!»- отвечают дети.
2. В-ль: «Я думаю, вы правы. Только в конверте еще что-то есть, какие-то буквы. Давайте попробуем сложить из них слово, это и будет проверкой ответа на загадку».
Старшие дети складывают из букв слово «осень». В-ль предлагает рассказать, что дети помнят об осени. Дети рассказывают.
3. В-ль предлагает детям пройти в «картинную галерею». Дети рассматривают репродукции, называют изображенные времена года и аргументируют свои ответы. Воспитатель предлагает детям еще раз хорошо рассмотреть картину Л.Афремова «Осень», убирает остальные репродукции и прикрепляет рядом с нужной картиной схему «объекты – связи», по которой работали ранее. Дети с помощью карточек алгоритма кратко рассказывают о предыдущих этапах работы, вспоминают, какие составляли по картине загадки и сравнения. Воспитатель проводит с детьми четвертый этап занятия: восприятие объекта через органы чувств (анализаторы). Дети фантазируют, какие звуки они слышат, войдя в картину, какие запахи ощущают, что можно почувствовать тактильно.
Педагог: «Как же так, мы с вами были здесь, в группе, а чувствовали звуки и запахи осенней аллеи?» Дети отвечают, что они гуляли вместе с героями картины, что картина как живая. Педагог: «А как можно сделать, чтобы и африканские дети почувствовали то же, что и мы?» Дети предлагают тоже нарисовать осень и отправить рисунки в Африку.
4. Воспитатель предлагает детям достать принадлежности для рисования, но шкафчик, где они обычно лежат, оказывается пуст. Зато дети находят там план группы № 1 и по нему обнаруживают игру «Соты» с набором картинок. Проводится игра на закрепление систематизации растений. Когда дети складывают игру в корзинку, там обнаруживается план группы №2.
5. Дети находят шапочки с изображениями осенних листочков, называют деревья, листики которых им достались, надевают шапочки. Проводится физминутка на вербально-моторную координацию «Листья»:
Мы дорожки подметали (имитация движений),
Листья в кучи собирали (имитация движений),
Чтоб гуляя, малыши веселились от души (подскоки на месте).
Ох, устали (вытираем пот со лба), отдохнем (присели на корточки)
И опять гулять пойдем (шашаем на месте).
Дети складывают шапочки в корзинку.
6. Воспитатель: «А чем еще мы можем помочь взрослым осенью? Только собрать в кучи листья?» Дети отвечают, что еще осенью они помогали родителям собирать урожай овощей и фруктов.
Воспитатель подзывает детей к морфотаблице, ставит перед детьми корзинки с овощами, фруктами и их изображениями. Воспитатель ставит на морфотаблицу карточки с символами цвета и формы (например, «овал» и «зеленый»), дети отгадывают, что это огурец, младшие дети находят в корзинке соответствующий муляж, а потом и карточку с изображением огурца, которую помещают на морфотаблицу. Игра проводится 3-4 раза.
7. Когда корзинку с принадлежностями для игры убирают, под ней обнаруживается план группы №3, по которому дети находят карточки с изображениями птиц. Педагог предлагает рассмотреть карточки и назвать птиц. После этого дети строятся в шеренгу, рассчитываются на первый-второй и таким образом делятся на команды. Проводится игра-эстафета, во время которой дети одной команды перемещают перелетных птиц на стол с изображением солнышка, а дети другой команды – зимующих птиц на стол с изображением снежинки.
8. Воспитатель говорит: «Интересно, почему нам вдруг предложили игру про птиц? Может быть, это какой-то знак, чтобы мы поскорее нашли наши принадлежности для рисования? Давайте посмотрим вокруг повнимательнее, может быть найдется какая-нибудь птица, которая поможет нам в поисках?»
Дети осматриваются и находят Петушка, который сидит на сундучке. В сундучке дети обнаруживают то, что искали.
9. Дети садятся рисовать, складывают картинки в конверт и «отправляют» в Африку.
Список литературы:
Сидорчук Т.А. методический комплекс «Я познаю мир», 2014 год.
С учётом ФГОС ДО.