Конспект занятия по чтению художественной литературы и развитию речи на тему «В гостях у сказки»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38»
План – конспект занятия по чтению художественной литературы и развитию речи на тему:
«В гостях у сказки».
Выполнила:
Павелко Екатерина Михайловна
Воспитатель средней группы
г. Ярославль
2019 г.
План занятия в средней группе.
Тема: «В гостях у сказки».
Образовательная область: речевое развитие.
Направление: чтение художественной литературы и развитие речи.
Цель: закрепление знаний детей об украинской народной сказке «Рукавичка».
Задачи:
Обучающие:
обучение детей ответам на вопросы по содержанию сказки;
обучение подбору признаков (эпитетов) к заданному предмету;
активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый);
обучение детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету;
повторение диких животных.
Развивающие:
развитие фантазии;
развитие двигательной активности;
развитие познавательной активности;
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружеских отношений.
Предварительная работа:
чтение сказки «Рукавичка»;
просмотр картинок к сказке;
просмотр презентации «Рукавичка».
Материалы и оборудование:
магнитофон;
аудиозапись «В гостях у сказки»;
волшебный мешочек;
варежка;
лесная поляна;
картинки с главными героями сказки (мышка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь).
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках вместе с воспитателем.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Ответ детей. (Звучит мелодия «В гостях у сказки»). Сегодня мы отправимся в гости к сказке. Для этого закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять сказку можно начинать. (В это время воспитатель готовит волшебный мешочек). А в какую сказку мы попали, мы сейчас угадаем. Посмотрите, у меня в руках появился волшебный мешочек, я сейчас к каждому подойду, а вы попытайтесь угадать, что же в моем мешочке. Но пока молчите и никому не говорите, что вы там нашли. (Воспитатель подходит к каждому ребенку и просит его опустить руку в мешочек). А теперь скажите, как вы думаете, что же в нашем мешочке?
Дети: Варежка, рукавичка.
Воспитатель: Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько пальчиков у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. На что мы надеваем варежку?
Дети: На руку.
Воспитатель: Правильно, на руку. Поэтому её ещё можно назвать рукавичка.
2.Вхождение в тему (мотивация деятельности).
Воспитатель: Ааа, так это, наверно, варежка из сказки «Рукавичка».
Наша варежка осталась
Без хозяина, беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё леса.
Что же делать рукавичке?
Воспитатель: Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти своего хозяина?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Сядем дружно мы кружком,
Да поговорим ладком.
Про сказку чудесную,
Очень интересную!
3.Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, про что же эта сказка.
Воспитатель: Откуда на дороге появилась рукавичка? Чья же она?
Дети: Рукавичку потерял дедушка.
Воспитатель: Кто самый маленький влез в рукавичку?
Дети: Самая маленькая влезла в рукавичку – мышка.
Воспитатель: Кто после мышки влез в рукавичку? (Лягушка)
Кто больше, чем лягушка влез в рукавичку? (Зайчик) Кто больше зайчика влез в рукавичку? (Лисичка) Кто больше лисы? (Волк) Кто больше волка?
( Кабан) Кто больше кабана? (Медведь) Ребята, а чем заканчивается сказка?
( Собачка напугала зверей, и они разбежались, дедушка нашел свою рукавичку).
Воспитатель: А кто помнит, какая это сказка? Русская или украинская? (украинская народная сказка). Ребята, а сказка «Рукавичка» на какую русскую народную сказку похожа? ( на сказку «Теремок»).
Воспитатель: Молодцы! Так старались, что устали! Мы немного отдохнем и опять путешествовать начнем!
Физкультминутка.
Мы немного покружились
И в лесу все очутились.
Мышка-норушка мимо пробежала,
Мы все присели,
Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка под кустиком сидит
И по сторонам трусишка все глядит.
Мы тихонько поскакали
И его не напугали.
Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,
Мы все глазоньки закроем
И она нас не найдет.
А вот и волк - зубами щёлк!
С ним встречаться не хотим,
От него мы убежим!
Вдруг медведь давай громко реветь,
Да на нас смотреть!
Воспитатель: Ребята, мы очутились в лесу. Давайте посмотрим, кто в нем живет? (Дидактическая игра «Какой бывает?»)
Воспитатель: Кто это? (Мышка) Какая она? (Серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая) Давайте ее изобразим. Кто может показать мышку?
Воспитатель: Кто это? ( Зайчик). Какой он? (Серый, белый, быстрый, косой, трусливый) А что зайчик любит? (Морковку, капусту). Изобразим зайчика?
Воспитатель: Рыжая, оранжевая, хитрая, пушистая, красивая, мягкая… (Изображают лисичку). Какую лисичку мы показали?
Воспитатель: Серый, зубастый, большой, злой, страшный…
Воспитатель: Давайте покажем, как волк зубами щелкает (показывает вместе с детьми).
Воспитатель: А это кто? Большой, косолапый, коричневый, …
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие это все животные? Дикие или домашние? А кого среди этих зверей нет в сказочном лесу из сказки «Рукавичка»?
Дети: Лягушки (описать лягушку, если успеем).
Воспитатель: Правильно, молодцы! А каких диких животных вы знаете еще? (Белка, ежик, лось).
Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали! (дети садятся на стульчики)
4.Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята мы помогли рукавичку вернуть в сказку? Как сказка называлась? («Рукавичка»)
Чья это рукавичка была? Кто её хозяин? (дед).
Какие герои сказки вам понравились больше всего? (Ответы детей).
А сейчас: 1.2.3.4.5 – сказку нам пора кончать. Звучит музыка «В гостях у сказки».
Самоанализ занятия по чтению художественной литературы и развитию речи на тему: «В гостях у сказки»
Мной представлено занятие с детьми средней группы по чтению художественной литературы и развитию речи.
Тема: «В гостях у сказки».
Приоритетная образовательная область – развитие речи.
Цель: закрепление знаний детей об украинской народной сказке «Рукавичка».
Задачи:
Обучающие:
обучение детей ответам на вопросы по содержанию сказки;
обучение подбору признаков (эпитетов) к заданному предмету;
активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый);
обучение детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету;
повторение диких животных.
Развивающие:
развитие фантазии;
развитие двигательной активности;
развитие познавательной активности;
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружеских отношений.
Предварительная работа:
чтение сказки «Рукавичка»;
просмотр картинок к сказке;
просмотр презентации «Рукавичка».
При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей.
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.
Мотивационная ситуация состояла в том, чтобы помочь вернуть рукавичку в сказку.
Основная часть направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность детей и подразумевала выполнение всех поставленных задач.
Само занятие динамично и способствовало развитию двигательной активности детей (физкультминутка).
В заключительной части подводился итог деятельности.
Дети увлеченно занимались предлагаемой деятельностью. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес к занятию на протяжении всего времени. Считаю, что поставленные задачи в соответствии с возрастными особенностями решены.
С детьми, которые недостаточно усвоили материал, планирую провождение индивидуальной работы совместно с учителем – логопедом. Тема недели: «Дикие животные», дидактические игры, пальчиковая гимнастика, упражнения.
Продолжительность занятия соответствовала нормам гигиенических нагрузок для детей данного возраста (20 минут).