Занятие на тему «Развитие речи "В гостях у Маши-растеряши"»
Пояснительная записка к презентации
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ РАЗВИТИЮ РЕЧИ
в средней группе
ТЕМА: « В гостях у Маши - растеряши»
Составил: учитель-дефектолог
Черняева Г.В.
г. Чебоксары
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи: Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Расширять кругозор детей по лексической теме «Одежда». Обогащать чувственный и практический опыт, активизировать мыслительную деятельность и речь. Активизировать употребление в речи слов, обозначающих предметы одежды, ее частей. Вводить в словарь детей глаголы, характеризующие трудовые действия. Употреблять слова - антонимы, обобщающие слова. Продолжать учить отгадывать загадки.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционный и дыхательный аппарат, используя элементы дыхания по БОС и Стрельниковой. Продолжать работу над дикцией, чувством ритма. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, передавать слоговую структуру 1 - 3-х сложных слов. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи: Повышение интереса детей к изучению предметов окружающей действительности. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, поощрять эмоциональный отклик на переживания персонажей историй. Продолжать учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), использовать художественные выразительные средства (интонация, мимика).
Словарная работа: порядок – беспорядок, грязный – чистый, грустный – веселый, в, на, за, под, плащ, шарф, шуба, кофта, майка, колготки, панама, рубашка, воротник, рукава, юбка, карманы.
Индивидуальная и дифференцированная помощь: поощрять правильное понимание и использование предлогов Алексеем И., добиваться более выразительной мимики Кирилла К., помочь в передаче ритмического рисунка Маргарите Г.
Предварительная работа с детьми: Знакомство с пиктограммами (веселый, грустный, злой, удивленный), работа по формированию дифференциации носового и ротового дыхания, диафрагмального дыхания, обучение отгадыванию загадок, повторение ритмических рисунков, слогового состава слов хлопками, мимическая гимнастика, разучивание упражнения «Стирка».
Предварительная работа педагога: составление конспекта занятия, изготовление пособий для занятия, подбор музыкального произведения для релаксации.
Оборудование и материалы: ширма, кукольная мебель, фланелеграф, 4 платья разного цвета, музыка для релаксации, кукла, кот, игровизоры с вложенными карточками/ слева кружочки – справа контурные рисунки - отгадки на загадки, расположенные не так, как в презентации/, фломастеры, пиктограммы Радость, Грусть, Злость, Удивление, конверт с письмом, телефон, карточка с ритмическим рисунком, пиктограммы последовательности стирки, разрезные картинки «Платье», угощение для детей.
Литература: Проект Программы воспитания и обучения детей с церебральным параличом дошкольного возраста/1,2,3 годы обучения/ под ред. Симоновой Г.Н., М, 1986 г.
Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное. - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016 г.
Адаптированная основная образовательная программа ДО для детей с НОДА БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3» Минобразования Чувашии 2017-2021г.г.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент: Учитель – Дети, вы любите ходить в гости?
А как вы думаете, с каким настроением люди ходят в гости? /ответы детей/
Сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный.
Угадайте, кто из этих человечков собрался идти в гости?
(показ пиктограмм Радость, Грусть, Злость, Удивление с произнесением междометий Ах! Ох! Ух! Эх! с разной интонацией)/ ответы и комментарии детей/.
Мы тоже все дружно улыбнемся друг другу и отправимся в гости к кукле Маше.
2. Основная часть:
Учитель – Вот и Машин дом. А где же сама Маша?
Смотрите, она оставила нам письмо.
- Уйти мне пришлось,
Ну а вы не скучайте,
Загадки мои вы пока отгадайте. Маша.
Отгадаем Машины загадки?
( дети смотрят презентацию «Машины загадки», отгадывают загадки, соединяя фломастерами цветовой сигнал загадки с рисунком отгадки на игровизоре, оценка деятельности детей).
Что-то не торопится Маша домой, позвоним ей по телефону. А чтобы телефон зазвенел, надо набрать специальный номер.
( показ ритмического рисунка на карточке /__ __ _ _ _/ раздается звонок.)
- Мяу!
Ой, ребята, мы Машиного кота разбудили!
Физкультминутка: Психогимнастика « Кот» с элементами дыхательной гимнастики и мимической гимнастики:
Спал тихонько рыжий котик,
Вдох-выдох, вдох-выдох/ вдох носом, выдох ртом/,
Поднимал он свой животик,
Вдох-выдох. Вдох-выдох,
Вот проснулся – «Нюх, нюх, нюх»/резкий вдох носом/,
Чует он колбасный дух!
Кот – «Моя хозяйка кукла Маша, Она такая растеряша!
За колбасой пришел и вот –
От удивленья раскрыл рот (пиктограмма « Удивление»)
(дети изображают удивление),
Затем я страшно рассердился (пиктограмма «Сердитый»)
(дети изображают, что они сердитые),
Потом взгрустнул и в угол забился (пиктограмма «Грусть»)
(дети изображают грусть),
Быть может, попал я в квартиру не ту?»
Учитель - Давайте все вместе поможем коту!
Вот Машина комната (открывается ширма),
Все здесь в порядке? (дети отмечают, что в комнате беспорядок)
Все платья помогут повесить ребятки!
Маша платья примеряла, на место их не убирала!
( Игра «Найди, возьми, на стульчик положи»- каждому ребенку даётся задание взять определенное по цвету платье, которое лежит НА, В, ЗА, ПОД определенными предметами, ориентируясь на картинку-символ предлога. Дети рассказывают, где и какое платье они нашли. Оценка деятельности детей),
Учитель – Разложим одежду на полках в шкафу,
Будьте внимательны! Так как скажу.
На полочке верхней – названье одежды отхлопать 3 раза,
На средней – названье одежды отхлопать 2 раза,
На нижней – отхлопать названье одежды лишь раз.
Задание это не сложное, дети, для вас?
( Игра «Разложи так, как сказали», дети отхлопывают слоговую структуру слов – названий одежды, размещают её на соответствующих полках в шкафу, оценка деятельности детей),
Учитель - Ничего мы не забыли? 1, 2, 3, 4.
( Игра «Что забыли назвать?», дети на слух определяют одну не названную вещь в шкафу, оценка деятельности детей),
Учитель - Грязное бельё мы взяли
И в машине постирали.
Программу для стирки
Нам надо набрать,
Машинку без взрослых
Нельзя вам включать!
(Игра «Что сначала, что потом?» - дети выкладывают пиктограммы последовательности стирки, произносят глаголы, обозначающие действия стиральной машины, анализ действий детей),
Физкультурная пауза: «Стирка» (Иммитация движений)
Мы машину открываем,
Порошочка набираем,
И в машину насыпаем,
Грязное белье потом
Мы в машину соберем.
Машина стирает быстро,
Одежда будет чистой.
Все капли мы с неё стряхнем
И на веревку прищепнём. Учитель - Вот теперь порядок в доме, Котик наш веселый ходит,
Улыбнемся дружно все,
порядок должен быть везде!
Довольный котик лег поспать,
А вы, ребята, не зевайте,
Сшить Маше платье помогайте.
(Игра «Сошьём платье из частей» на фланелеграфе, дети называют части платья).
3.Заключительная часть:
А вот и хозяйка квартиры пришла
И в доме своём лишь порядок нашла.
Увидев порядок, она удивилась.
Нас Маша спросила: «Как вы потрудились?»
Расскажете Маше, как дружно старались,
И в комнате этой все вместе убрались?
(дети рассказывают, что они делали)
Давайте мы Машу научим все вместе:
« Одежда в квартире должна быть на месте!»
Маша – «Спасибо, ребята, я буду стараться
И в доме своем всегда убираться.
За ваши добрые дела
Я вам гостинцы принесла» (кукла Маша угощает детей).
Бойко Светлана Владимировна
Варшавская Наталья Владимировна
Горбачёва Марина Юрьевна
Черняева Галина Владимировна