12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Алексеевна1581
Люблю познавать этот мир и людей в нем.
Россия, Ярославская обл.
Материал размещён в группе «Экономическое образование»
3

Конспект занятия по дисциплине "Экономика отрасли" на тему: «Экономика отрасли как учебная, научная и прикладная дисциплина. Отраслевая структура экономики»

План-конспект вводного занятия

«Экономика отрасли»


Тема «Экономика отрасли как учебная, научная и прикладная дисциплина. Отраслевая структура экономики».


Цель занятия: ознакомить учащихся с содержанием учебной дисциплины «Экономика отрасли.

Задачи занятия:

Дать понятие отрасли и экономики отрасли.

Определить предмет, объект, цели и задачи «Экономики отрасли» как учебной и научной дисциплины.

Выделить основные сферы экономики.

Изучить классификацию секторов экономики.

Установить факторы, влияющие на отраслевое развитие экономики.


Формы и методы работы: словесные, наглядные.

Структура занятия (вводный урок рассчитан на 4 академических часа (3 ч. 00 мин.)):

Организационный момент (приветствие, знакомство с учащимися, выявление отсутствующих, запись в журнале) – 10 мин.

Введение (знакомство с новым предметом) – 10 мин.

Теоретический блок (лекция, конспект) – 2 ч. 15 мин.

Закрепление материала (опрос учащихся по вопросам пройденного материала) – 20 мин.

Подведение итогов (Оценка деятельности обучающихся, выдача домашнего задания) – 5 мин.





Организационный момент

Учащиеся заходят в кабинет и присаживаются за столы. Приветствие, знакомство с учащимися (по журналу), выявление отсутствующих, запись в журнале


Введение

- Все ли готовы к уроку? (Ответы учащихся). Все готовы? Молодцы!

Цель нашего занятия – ознакомиться с содержанием дисциплины «Экономика отрасли» и отраслевой структурой экономики.


Теоретический блок

Экономика отрасли как учебная, научная и прикладная дисциплина.

Тема нашего первого урока «Экономика отрасли как учебная дисциплина». Давайте определим, что такое экономика отрасли и что она изучает. В ходе прошлого курса вы уже изучали основы экономики. Скажите, что означает слово «экономика»? (Ответы учащихся). В буквальном смысле слово «экономика» (от греч. oikos — дом, домашнее хозяйство, и nomos — правило, знание) означает «знание о ведении домохозяйства». В современном мире выделяют различные значения понятия «экономика»:

а) экономика как хозяйство или система, обеспечивающая общество как материальными, так и нематериальными благами;

б) экономика как наука, изучающая пути удовлетворения постоянно растущих потребностей общества при ограниченности ресурсов (производство, распределение и потребление различных товаров и услуг);

в) экономика как совокупность конкретных (более узких и специализированных) экономических дисциплин: экономическая статистика, экономика труда и пр.

Экономика является и сферой общественной жизни.

Давайте вспомним, на какие «части» подразделяется экономика в зависимости от охвата, масштаба изучаемых объектов (а также ряда иных критериев)? (Ответы учащихся). Различают макроэкономику, мезоэкономику и микроэкономику. Чем отличаются между собой эти «части»? (Ответы учащихся).

Микроэкономика конкретна: она оперирует категориями, непосредственно связанными с деятельностью и экономическим поведением отдельных людей, предпринимателей, предприятий, фирм. Мезоэкономика относится к прикладной экономике, при этом она привязана к экономической конкретике. Макроэкономика изучает функционирование экономики, экономическую систему как единое целое, совокупность экономических явлений. Мезоэкономика решает практические задачи предметного анализа хозяйственной деятельности, изучения экономической ситуации, относящейся к определенной системе, совокупности, группы предприятий и производств, т.е. отрасли.

Довольно широко распространено представление об экономике как совокупности взаимосвязанных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм), характеризующихся определенными признаками. Подобная совокупность хозяйствующих субъектов называется отраслью. Итак, отрасль – это часть экономики, в нее входят субъекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначением выпускаемой продукции и оказываемых услуг, применяемых технологических процессов. Каждая отрасль имеет свои специфические особенности (например, отрасль сельского хозяйства, отрасль услуг).

Предмет учебной дисциплины «Экономика отрасли» составляет изучение действия общих закономерностей развития конкретной отрасли на всей территории страны и отдельных ее регионов, условий и факторов, обеспечивающих достижение наилучших результатов с учетом спроса и предложения товаров и услуг при оптимальном использовании факторов производства и получение максимальной прибыли.

На уровне мезоэкономики экономика отрасли рассматривает совокупность хозяйствующих субъектов, поведение продавцов, покупателей, рынков товаров и услуг, конкурентную среду и приспособление рынка к изменяющимся новым условиям.

Прежде чем перейти к вопросу о задачах дисциплины, давайте вспомним 3 основных вопроса экономики (Ответы учащихся). Да, эти вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?». Одной из основных задач «Экономики отрасли» как учебной дисциплины является прогнозирование структуры производства товаров и услуг (какие товары производить и какие услуги оказывать в том или ином населенном пункте и в каком объеме).

К иным основным задачам «Экономики отрасли» как учебной дисциплины относятся:

а) выявление объема факторов производства на прогнозируемый объем товаров, работ, услуг, использование достижений научно-технического прогресса (кстати, какие виды факторов производства вы знаете? (Ответы учащихся). Все верно! Земля, труд, капитал, предпринимательские способности, а также информация);

б) распределение планируемого объема товаров, работ, услуг между группами потребителей на рынке;

в) изучение условий деятельности предприятий отрасли, резервов в целях повышения их экономической и социальной эффективности;

г) исследование рыночных форм общественного разделения труда, направлений рационального использования ресурсов;

д) изучение принципов размещения предприятий и факторов, размеры предприятий, интеграционные процессы и диверсификацию (вам понятен термин «диверсификация»? Что он означает? (Ответы учащихся). Диверсификация – это расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств для получения экономической выгоды);

е) изучение особенностей ценообразования в отрасли;

ж) изучение структуры потребительского рынка и эффективности функционирования экономики сферы обслуживания.

Как вы считаете, что является объектом изучения курса «Экономика отрасли»? (Ответы учащихся) Объектом является сама отрасль, ее производственная, коммерческая, экономико-финансовая деятельность.

Экономика отрасли как учебная и научная дисциплина относится к числу специальных и обобщающих дисциплин. Она тесно связана с экономической теорией, экономикой предприятия, менеджментом, маркетингом, статистикой и др. (идет обсуждение взаимосвязи с иными дисциплинами).


Отраслевая структура экономики.

Как указывал Давид Риккардо, каждое государство в мире имеет различного рода сравнительные и абсолютные преимущества над другими странами. Наличие преимуществ в отдельных сферах – причина специализации стран на производстве различных продуктов. Отраслевая структура экономики формируется в зависимости от наличия таких преимуществ. Ответьте, о каком преимуществе я сейчас говорю? (Ответы учащихся). Да, все это – о наличии у конкретного государства ресурсов. Отраслевой структурой экономики называют состав и соотношение основных видов экономической активности, которые осуществляются внутри страны. В зависимости от преобладающих видов деятельности формируется позиция государства на мировом рынке. Условно можно составить логическую цепочку из трех звеньев: природные ресурсы – отраслевая структура – позиции на мировом рынке.

Все отрасли экономики можно объединить в две сферы:

1. Производственная сфера (сфера материального производства или реальный сектор экономики) – это производство, прямо связанное с изготовлением материальных ценностей и оказанием услуг материального характера – выполнением земельных, строительно-монтажных, ремонтных работ, оказанием транспортных услуг и т.п. Ее цель – выпуск продукции, необходимой для удовлетворения потребностей человека или производства.

2. Непроизводственная сфера (социально-экономическая и социально-культурная) – группа отраслей нематериального производства, включающая торговлю, сферу бытовых услуг, медицину, науку и образование, культуру и спорт.



Как думаете, какая сфера является основой экономики России? (Ответы учащихся). Да, это материальное производство. Оно включает отрасли:

а) непосредственно создающие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство);

б) отрасли, доставляющие созданные материальные ценности потребителям (транспорт и связь);

в) отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание).

Непроизводственную сферу экономики России образуют:

а) отрасли услуг — коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, транспорт и т.д.;

б) отрасли социального обслуживания и информатизации — образование, здравоохранение, культура, искусство, наука, научное обслуживание, информатика;

в) отрасли управления и обороны.

В последние десятилетия отраслевая структура экономики России существенно изменилась: увеличилась доля занятых в непроизводственной сфере, за счет снижения доли работников материального производства. Однако ведущую роль в отраслевой структуре все же продолжает играть промышленность.

В зависимости от целей анализа отрасли экономики можно объединить в три сектора:

1. Государственный сектор – группа отраслей и производств, полностью контролируемых государством и находящихся в собственности государства. Государственный сектор важен в сферах обороны, образования, здравоохранения, в сфере услуг социального характера.

2. Частный сектор – группа отраслей и предприятий, которые не находятся под непосредственным контролем государства (по степени участия в капитале).

3. Иностранный сектор – обслуживает сделки с иностранными партнерами, включая экспорт и импорт товаров и услуг.

В зависимости от вида производимой продукции отрасли экономики объединены в четыре сектора:

1) Первичный сектор экономики объединяет отрасли, связанные с добычей сырья и его переработкой в полуфабрикаты. Это сельское хозяйство, рыболовство, добыча природного сырья.

2) Вторичный сектор экономики – обрабатывающая промышленность и строительство. Общество, существующее в условиях господствующего вторичного сектора экономики, называют индустриальным.

3) Третичный сектор экономики – сфера услуг, совокупность отраслей, предоставляющих услуги экономическим агентам. К ней относят культуру, здравоохранение, бытовое обслуживание.

4) В последние годы выделяют также четвертичный сектор экономики — область так называемой «экономики знаний», включающая научные исследования, необходимые для производства изделий из природных ресурсов. В этот сектор также включаются информационные технологии и отрасль образования (экономика образования).

Отраслевая структура национальной экономики постоянно изменяется. На нее влияют такие факторы, как:

1) научно-технический прогресс;

2) экономическая политика государства;

3) наличие полезных ископаемых;

4) специализация производства;

5) уровень культуры и благосостояния народа;

6) международное разделение труда;

7) концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства.

Таким образом, в ходе нашего занятия мы познакомились с определениями отрасли и экономики отрасли, узнали, каковы предмет, объект, цели и задачи дисциплины «Экономика отрасли», определились с основными сферами экономики и их классификацией.


Закрепление материала

Опрос проводится по следующим вопросам:

1) Дайте определения словам «отрасль» и «экономика отрасли».

2) Каков предмет, объект, цели и задачи дисциплины «Экономика отрасли»?

3) Каковы основные сферы экономики?

4) Какова классификация секторов экономики?

5) Какие факторы влияют на отраслевое развитие экономики?

6) Каковы ведущие отрасли экономики России?

5. Подведение итогов

Понравилось ли вам занятие? Понятен ли изложенный материал? Что вызвало у вас затруднения?

Сообщение и комментирование оценок учащимся за работу на уроке. Выдача домашнего задания.


Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.