Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Большие проблемы маленького города»
Конспект
по экологии
в подготовительной группе на тему:
«Большие проблемы маленького города».
Составила:
Сумарокова Ирина Александровна.
Цель: Продолжать формировать у детей знания об экологических проблемах родного города и методах их решения.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей осознанное отношение к природе и понятие об участие человека в сохранении природы и ее богатств;
- стимулировать интерес у детей к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
- вовлекать каждого ребенка в активный образовательный процесс посредством игровой деятельности;
- учить соблюдать правила поведения при опытно- исследовательской деятельности;
- учить слушать музыкальные произведения, ритмично двигаться;
- обогащать словарный запас.
Развивающие:
–Развивать: умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
развитие интереса, любознательности, поисковой и познавательной активности, творческих способностей каждого ребенка;
- развивать речь детей как средство общения взаимодействия с педагогом и сверстниками;
- развивать любознательность, стремление лучше узнать экологическое состояние города;
- развивать умение свободно общаться со сверстниками и взрослыми;
- развивать умение делать умозаключение и выводы;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к родному городу;
-воспитание личной ответственности за выполнение работы;
- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, повторение культурного опыта общения и взаимодействия в различных группах– со взрослыми, детьми;
- воспитывать потребность трудиться;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Методические приемы:
Словесные: беседа, вопросы, объяснения, ситуативный разговор.
Наглядные: иллюстрации; выставка продукции Диатомового комбината и предприятия ООО «Скамол Рус».
Игровые: сюрпризный момент, игровые упражнения, дидактические игры.
Практические: действие с дидактическим материалом, уборка мусора.
Материал:
Демонстрационный: макет города; стенд с фотографиями ДО завода; выставка продукции Диатомового комбината и предприятия ООО «Скамол Рус»: диатомит – горная порода; диатомитовая крошка; диатомовый порошок и кирпич из диатомита; листок с загадками о деревьях; фильтр из пластиковой бутылки для опыта; салфетка, песок и уголь; два пластиковых стакана; дид/игра «Сортируем мусор». Мусорные черные пакеты, на которых есть эмблема – знак «Соблюдайте чистоту»; карта Цветочного города; голубая ткань на полу – имитация реки, мусор.
Раздаточный: Карточки с изображением разного вида мусора; знаки – символы для игры «Можно или нельзя» на каждого ребенка по 2 знака красного и зеленого цветов; перчатки для уборки мусора на каждого ребенка. Для флешмоба "Малиновый Край" султанчики и флажки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций, фотографий о родном городе;
Экологические беседы. Наблюдения за работой дворника, за вывозом мусора;
Проведение экологических дидактических игр;
Изготовление детьми открыток для гостей «Зонтик»;
Заучивание детьми слов о том, что такое лес;
Разучивание физкультурной минутки;
Разучивание музыкального флешмоба на песню "Малиновый Край" (120-летию любимого города "Инза" посвящается);
Изготовление макета города Инзы.
ХОД.
Воспитатель с детьми заходит в группу, оформленную по зонам.
Мы построим ровный круг,
Справа друг и слева друг.
Дружно за руки возьмитесь
Все друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь и гостям,
А гости улыбнутся вам!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в зале гостей. Давайте с ними поздороваемся.
/Звучит музыка, в зал вбегает Незнайка с испачканным лицом и сдутым воздушным шаром, сильно трет глаза/.
Незнайка: Всем привет. Интересно куда я попал?
Дети: В детский сад «Черемушки».
Воспитатель: Ребята, вы узнали этого сказочного героя?
Дети: Это Незнайка.
Воспитатель: Правильно, это Незнайка. Но что с тобой произошло, у тебя испачкано лицо и твой воздушный шар сдулся?
Незнайка: Я летел домой, в свой сказочный цветочный город, а попал к вам в детский сад. А в каком городе ваш детский сад?
Дети: В городе Инза.
Незнайка: Понятно. Я летел на своем воздушном шаре и пролетал над вашим городом. Как вдруг я попал в такой туман, мне стало трудно дышать, и мой шар стал сдуваться, вот я и оказался прямо у вашего детского сада. Как же мне попасть домой? Ведь я потерял все части своей карты. Вот только одна часть осталась.
Воспитатель: Не переживай Незнайка мы поможем тебе, найдем все части твоей карты, но для этого нам надо будет выполнить несколько заданий.
И мы сейчас узнаем, где ты пролетал. Для этого подойдём к макету нашего города.
/Дети подходят к макету города: на нем отмечены трубы с дымом Деревообрабатывающего завода, Диатомового комбината и ООО «Скамол Рус»: завода города Инзы, а также Лес и река Инза и Сюксюмка/.
Незнайка: Вот из этой трубы шел такой дым. Что здесь находится в вашем городе?
Воспитатель: Это Инзенский деревообрабатывающий завод.
Незнайка: А что это за завод, зачем он нужен? Вы сможете мне о нём рассказать?
Воспитатель: Давайте подойдем к нашему стенду с фотографиями, они помогут вам, ребята, выполнить это задание. Максим расскажи нам о нашем деревообрабатывающем заводе
Ребенок: Нашему деревообрабатывающему заводу больше ста лет. Инзенский ДОЗ специализируется на производстве фанеры и клееных деталей мебели из березового шпона. Свою продукцию завод поставляет мебельным фабрикам автомобильным и железнодорожным транспортом во многие регионы России, а также на зарубежные рынки.
Незнайка: Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Ой, смотрите, я нашел еще одну часть своей карты.
Незнайка: Да, ребята, это очень нужный завод. Без мебели всем будет трудно обходиться. Но на макете я видел еще трубы, а что находится там?
Воспитатель: Это Диатомовый комбинат и предприятие «Скамол Рус».
Посмотрите, здесь подсказка к выполнению задания: выставка продукции этих предприятий. Что вы здесь видите? Лиза, расскажи нам.
Ребенок: Более 70 лет наш Диатомовый комбинат производит уникальные по своим свойствам изделия из диатомита. А диатомит, это такой камень горная порода, которая состоит из мельчайших кремнистых водорослей. Цвет у диатомита белый, но это не очень твердая порода. На этих предприятиях из диатомита делают кирпич, который может сохранять тепло. Его используют для строительства. А также производят из диатомита крошку. Продукция наших предприятий доставляется по железной дороге по всей России и в другие страны мира.
Воспитатель: А также диатомит используют в производстве фильтрующих материалов для пищевой промышленности, систем бытового и промышленного водоснабжения.
Незнайка: Молодцы! Вы и с этим заданием справились. Ой, смотрите, я нашел еще одну часть своей карты. Да, ребята, это тоже нужные предприятия, но ведь они загрязняют воздух над городом! Что же делать? Как можно очистить загрязненный воздух?
Ребенок: Чтобы мы дышали чистым воздухом, нам всем нужны леса. Деревья, кусты и другие растения, хорошо очищают воздух, делают его чистым, свежим и ароматным. А еще деревья поглощают вредные вещества.
Незнайка: А я видел у вас на макете много деревьев. Это наверно и есть лес.
Воспитатель: А вот мы сейчас и отправимся в лес. Может ветер в лес унес твою карту?
Физкультурная минутка.
Вот растут в лесу деревья.
Хорошо им здесь расти! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Воспитатель: Ребята, я нашла какой-то листок. Наверно это еще одна часть карты, которую ищет Незнайка.
Воспитатель: Очень жаль, это не часть карты. Здесь загадки о деревьях. Незнайка ты умеешь отгадывать загадки? Сейчас я буду загадывать, а ты с ребятами, будешь отгадывать. (дети отгадывают загадки стоя в рассыпную).
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
Берёзы.
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Дуб.
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Елка.
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.
Ива.
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня же обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
Липа.
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Рябина.
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
Сосна.
Из деревьев ранним летом
Вдруг снежинки запорхают,
Но не радует нас это -
Мы от этого чихаем.
Тополь.
Воспитатель: Ребята, что же такое лес!
Дети: Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Воспитатель: Смотри, Незнайка, мы справились и с этим заданием. А вот здесь еще одна часть твоей карты. (дети проходят на стульчики)
Воспитатель: А теперь следующее задание: мы поиграем в игру и узнаем, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Я говорю, а вы внимательно слушайте. Если можно так делать, поднимаете карточку зеленого цвета, если нельзя – красного.
Игра «Можно или нельзя».
/дети сидят полукругом на стульях, у каждого карточки красного и зеленого цветов/.
Воспитатель:
Ломать ветки деревьев;
Собирать ягоды;
Оставлять после себя мусор;
Любоваться природой;
Разорять гнезда и муравейники;
Кувыркаться в траве;
Уничтожать ядовитые грибы;
Разжигать костры;
отдыхать на пеньке;
Пить воду из реки;
Спокойно и тихо разговаривать.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и правильно выполнили его.
Незнайка: Ребята, смотрите, я нашел еще одну часть своей карты. Вы молодцы.
Незнайка: Ой, что - то я захотел попить водички, а на макете есть река. Какая река есть в вашем городе?
- Река Инза и река Сюксюмка.
Незнайка: А вон и река. Сейчас пойду и наберу воды, и попью.
Воспитатель: Ребята, разве можно пить воду из реки?
Дети: Нельзя, она загрязненная. Нужно её очистить.
Незнайка: А как же её можно очистить?
Воспитатель: А мы знаем, как можно очистить загрязненную воду. Это и будет нашим следующим заданием. Сначала нужно сделать фильтр. Если «грязную» воду пропустить через салфетку, песок и уголь, то воду можно очистить. Возьмем верхнюю часть пластиковой бутылки и положим в неё нашу салфетку. Возьмем пустой чистый стакан и положим в него фильтр. Теперь нальём в него загрязненную воду. Посмотрите, вода стала чистой, но самая чистая вода, которая пропущена через аквафильтр.
Посмотрите на воду, которую я набрала в реке и на чистую очищенную воду. Хотели бы, вы, попробовать загрязненную воду? (Ответы детей: она мутная, грязная, в ней что-то плавает)
Незнайка: Молодцы! Вы и с этим справились, много знаете. Смотрите, я нашел еще одну часть своей карты.
Незнайка: Ой, смотрите, а это что за мусор? Как его много. Это очень плохо. Что же с ним делать?
Воспитатель: Ребята вы знаете о том, что каждый человек за год выбрасывает тонны мусора - это целый грузовик. На планете несколько миллиардов жителей. Очень скоро человечеству придется спасать себя от мусора.
Что же делать с мусором? Ведь его в нашем городе много. Сжигать его нельзя, т. к. выделяет вредный дым, закапывать тоже нельзя, т. к. не всё сгнивает.
Ребёнок: Мусор надо сортировать: бумагу в макулатуру, железо на металлолом, бутылки на стеклотару на повторное использование.
Воспитатель: Ребята, давайте выполним следующее задание и рассортируем мусор по цветным мусорным контейнерам: в оранжевый – пластик; в серый – пищевые отходы; в синий - бумагу и картон; в зелёный – стекло, а в желтый металл. (садятся на стулья)
Дидактическая игра «Сортируем мусор».
Незнайка: И с этим заданием вы справились, вы много знаете. Ой, смотрите, я нашел еще одну часть своей карты.
Воспитатель: Какие молодцы, справились с мусором в городе,
а теперь вместе с Незнайкой давайте соберем весь мусор около нашей реки и будет чисто.
Незнайка: Отличная идея. Ну, что надеваем перчатки и собираем мусор.
/Дети парами вместе с Незнайкой собирают мусор в черные пакеты, на которых есть эмблема – знак «Соблюдайте чистоту»/.
Незнайка: Нашел, нашел вот последняя часть моей карты, которая поможет мне долететь домой.
Воспитатель: Как же стало чисто! Молодцы. Ребята! И Незнайке помогли, справились со всеми заданиями. Чем сегодня мы занимались? Что нового мы узнали? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Вот и хорошо, теперь мы поможем тебе, Незнайка, склеить все части карты и надуем тебе твой воздушный шар.
Незнайка: Спасибо вам, ребята. Я так рад, что с вами подружился. Я никогда не буду пить воду из реки и конечно, не буду бросать мусор, где попало. И я много узнал о вашем родном городе.
Воспитатель: Знаешь, Незнайка, все инзенцы - и взрослые, и дети, очень любят свой город. У каждого из нас здесь есть свой любимый уголок. Но есть в нашем городе места, куда любят приходить не только инзенцы, но и гости из других городов. Такие места города называются достопримечательностями. Мы надеемся, что ты еще прилетишь к нам на своем воздушном шаре со своими друзьями, и мы вам покажем эти достопримечательности.
Незнайка: Конечно, покажите, ведь это так интересно!
Воспитатель: И на прощание о нашем любимом городе Инза наши ребята станцуют флешмоб на песню "Малиновый Край". /Музыка - Роман Лазарев, слова - Сергей Камышан/
По окончании танца дети помогают Незнайке склеить карту и надувают воздушный шарик.