Конспект занятия по краеведению для старшей группы «Советский, я в нем живу»
Комисаренко Ольга Петровна,
воспитатель высшей категории
Советский детский сад №2 «Берёзка»
Советский район, Республика Крым
Конспект занятия по краеведению (старшая группа)
Цель занятия по краеведению-формирование первоначальных представлений о родном крае, родном посёлке. На занятии дети познакомятся с достопримечательностями посёлка Советский, закрепят название своего домашнего адреса. Занятие состоит из организационного момента, основной части, физминутки, подведения итогов занятия и рефлексии.
Тема. «Советский, я в нем живу». (П, Р, С-К, Х-Э)
Цели деятельности педагога: продолжать формировать первоначальные представления о своем поселке.
Задачи. Обучающие: расширять представления о малой Родине – Советском; раскрыть красоту поселка, в котором мы живём, показать его социальную значимость в развитии Крыма.
Уточнить знания детей о родном поселке, его достопримечательностях; продолжать учить называть свой домашний адрес.
Развивающие: пробудить интерес к истории поселка Советского.
Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой родине.
Словарная работа: расширять и активизировать словарный запас по теме: поселок, экскурсия, улица, здание, памятник, Дом культуры, посещать, гордиться, одноэтажное, двухэтажное, кирпичное, любимый, родной.
Планируемые результаты – целевые ориентиры дошкольного образования: дети знают, как называется наш поселок; названия улиц, основные достопримечательности; называют свой домашний адрес.
Методы и приемы: постановка проблемы, игровая ситуация, творческое задание.
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная.
Материал: фотоальбомы посёлка, карта Крыма.
Предварительная работа. Прогулки по улицам поселка; рассматривание фотографий и альбома «Посёлок Советский; выставка рисунков на тему: «Наша улица»; оформление фотогазеты «Наш поселок Советский».
Ход занятия.
Организационный момент. – Как вы думаете, что такое «Родина?» Что это слово значит для вас? (Ответы детей).
- Да, Родина – это место, где мы родились и живем, где живут наши родители, друзья. Для нас это поселок Советский.
- Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы живем (В. Степанов).
Основная часть. – В мире много городов, поселков, сел и деревень, а я предлагаю сегодня путешествовать по нашему любимому поселку. Как он называется? Кто знает, почему он так называется? (Ответы детей).
Рассказ воспитателя (рассматривание карты Крыма).
- Посёлок Советский расположен в северо-восточной степной части Крымского полуострова, в ста километрах от столицы Крыма – города Симферополя.
Территория посёлка и его окрестностей была заселена очень давно. Об этом говорят обнаруженные здесь остатки поселений, а также скифские захоронения.
Когда-то посёлок назывался Ички, что в переводе с татарского обозначало что-то «внутреннее» или «среднее». (Поселение Ички, два-три двора, находилось на пересечении степных дорог северо-восточного Крыма).
Своё нынешнее название – Советский, посёлок получил после освобождения от немецких оккупантов.
- Расскажите, что вам нравится в нашем поселке? (Ответы детей).
(Наш поселок очень красивый, благоустроенный и ухоженный. В нем есть много достопримечательностей, красивых мест. Есть замечательный парк, где мы отдыхаем с родителями. Наш поселок всегда утопает в зелени и цветах).
Физкультминутка. (Дети встают в круг. Хором произносят слова, сопровождая их движениями).
По посёлку мы идем (маршируют)
Звонко песенку поем (хлопают в ладоши)
Мы по улице шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (маршируют, вытягивая носочки)
Делай шаг – раз, два
Взмах руками – три, четыре
Повернулась голова (поворачивают голову вправо)
Руки вверх и ноги шире,
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко (бег по кругу).
- Сейчас посёлок Советский является центром Советского района. В нём проживает более 10 000 человек. В посёлке работают три образовательных школы I-III ст., одна из них с крымскотатарским языком обучения, два детских сада: «Берёзка» и «Капитошка», школа искусств, аграрный техникум, историко-краеведческий музей, Центральная районная библиотека, Дом культуры, а также районная больница, ряд аптек, магазины, рынок и торговые точки.
- Чем больше мы будем знать о своем поселке, тем больше мы его будем любить и гордиться им. (Просмотр фотоальбомов).
- А теперь давайте с вами поиграем! Как же мы поиграем? Да мы мячик покатаем!
Дидактическая игра «Назови свой домашний адрес».
Итог занятия. Рефлексия. – Наша прогулка заканчивается. Вам понравилось путешествовать по поселку? Что больше всего запомнилось? (Ответы детей).
- Мы продолжим наши путешествия и узнаем о традициях; замечательных людях, наших земляках, прославляющих наш, Советский район.
- Где бы человек ни жил, куда бы не забросила его судьба, он всегда вспоминает свою малую родину и время, когда деревья были большими.
Ребенок
Расти, цвети, любимый наш поселок,
С годами краше становись!
Ведь ты нам очень дорог
В тебе же наша жизнь.