Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему «Звук [р]. Этап постановки»
КОНСПЕКТ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА
Класс: 1
Форма проведения занятия: индивидуальное
Тема: Звук [р]. Этап постановки
Цели:
1. Коррекционно – образовательные:
а) закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
б) уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
в) упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
г) закрепить зрительный образ буквы [Р].
2. Коррекционно – развивающие:
а) развивать мимическую мускулатуру детей;
б) развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
3. Коррекционно – воспитательные:
а) формировать положительную установку на участие в занятии;
б) формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование:
Зеркало; разрезные шероховатые квадратики, кубики с изображением эмоций, коктейльная трубочка, емкость с водой, цифры от 1 до 9, карточки с буквами.
Ход занятия
Этап занятия |
Содержание |
1. Орг. момент
2. Объявление темы
3. Развитие общей моторики
4. Развитие мелкой моторики
5. Мимическая гимнастика
6. Артикуляционная гимнастика
7. Развитие дыхания
8. Анализ артикуляции звука
9. Постановка звука Р
10. Развитие фонематических процессов
11. Закрепление звука Р
12. Итог занятия
13. Оценка
14. Домашнее задание |
- Здравствуй, Саша! Как твои дела? Как настроение?
Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. - Сначала проведем разминку Представь, как будто мы с силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться. - Сейчас я дам тебе квадратики, они шероховатые, тебе нужно выложить их в порядке увеличения шероховатости бумаги. - А теперь проверь себя, переверни квадратики и посмотри на цифры, они должны идти в порядке возрастания. - Посмотри, это кубики. Выбери три кубика и попробуй изобразить настроение каждого из них. Удивление, радость, испуг, волнение, злость. - Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Многие из упражнений ты уже знаешь. Упражнения для губ: «Улыбка» - статическое «Трубочка» - статическое «Улыбка», «Трубочка» - динамическое Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп. Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз. Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам. Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться. - Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать. С помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»; выдувай воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ. - Скажи, какой звук [р] гласный или согласный? Мягкий или твердый? Звонкий или глухой? Почему? - Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец. - Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние. - Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок? Что он напоминает? (чашечку). - Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай. - Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее. - Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос. Используем прием постановки от звука Д. Открой широко рот, передний край языка подними за верхние зубы к альвеолам. И говори с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Быстро говори звук Д-Д-Д и в это время приводи своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком. Игра «Какой звук по счету». У ребенка цифры от 1 до 9. Я буду произносить слова, а ты определи какой по счету звук Р в слове, и подними соответствующую букву. Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра. Игра «Подними букву» - Я буду называть слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. А ты подними букву Р, если в слове есть звук Р. - Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной: ДР…А – ДР…А – ДР…А ДР…О – ДР…О – ДР…О ДР…У – ДР…У – ДР…У ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы - Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р]) -Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят) -Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким) - Ты сегодня хорошо занимался, Саша, молодец. Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику: «Лопата», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляры», «Дятел». |