Конспект логопедического занятия в 1 классе на тему «Звук [р]. Этап постановки»

1
0
Материал опубликован 6 July 2017 в группе

КОНСПЕКТ ПО ПОСТАНОВКЕ ЗВУКА

Класс: 1

Форма проведения занятия: индивидуальное

Тема: Звук [р]. Этап постановки

Цели:

1. Коррекционно – образовательные:

а) закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

б) уточнить правильную артикуляцию звука [Р];

в) упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;

г) закрепить зрительный образ буквы [Р].

2. Коррекционно – развивающие:

а) развивать мимическую мускулатуру детей;

б) развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую , общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.

3. Коррекционно – воспитательные:

а) формировать положительную установку на участие в занятии;

б) формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование:

Зеркало; разрезные шероховатые квадратики, кубики с изображением эмоций, коктейльная трубочка, емкость с водой, цифры от 1 до 9, карточки с буквами.


 

Ход занятия

Этап занятия

Содержание

1. Орг. момент

 

2. Объявление темы

 

3. Развитие общей моторики

 

 

 

4. Развитие мелкой моторики

 

 

 

5. Мимическая гимнастика

 

 

6. Артикуляционная гимнастика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Развитие дыхания

 

 

 

8. Анализ артикуляции звука

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Постановка звука Р

 

 

 

 

 

10. Развитие фонематических процессов

 

 

 

 

 

 

11. Закрепление звука Р

 

 

 

 

 

12. Итог занятия

 

 

 

 

13. Оценка

 

14. Домашнее задание

- Здравствуй, Саша! Как твои дела? Как настроение?

 

Сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук.

- Сначала проведем разминку

Представь, как будто мы с силачи. Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.

- Сейчас я дам тебе квадратики, они шероховатые, тебе нужно выложить их в порядке увеличения шероховатости бумаги.

- А теперь проверь себя, переверни квадратики и посмотри на цифры, они должны идти в порядке возрастания.

- Посмотри, это кубики. Выбери три кубика и попробуй изобразить настроение каждого из них.

Удивление, радость, испуг, волнение, злость.

- Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику. Многие из упражнений ты уже знаешь.

Упражнения для губ:

«Улыбка» - статическое

«Трубочка» - статическое

«Улыбка», «Трубочка» - динамическое

Упражнение «Лошадка» – поцокать языком, как лошадка, замедляя и ускоряя темп.

Упражнение «Присоска» — язык присосать к твердому небу и до предела растянуть уздечку, удерживать ее в таком положении как можно дольше, затем щелкнуть языком и повторить упражнение несколько раз.

Сидя перед зеркалом, тянуть кончик языка к альвеолам.

Упражнение «Пулеметчик»: ребенок сидит перед зеркалом и, широко открыв рот удерживая кончик языка у альвеол и быстро подряд произносить звук д-д-д-д-д-д. важно, чтобы ребенок видел быстрые удары кончика языка. Темп ударов должен постепенно учащаться, а ритм колебания языка изменяться.

- Оказывается, для того, чтобы правильно произносить звуки, в том числе и «Р», нужно научиться правильно дышать.

С помощью коктейльной трубочки и емкости с водой дуем «бурю»; выдувай воздух приоткрытым ртом, достигая вибрации губ.

- Скажи, какой звук [р] гласный или согласный? Мягкий или твердый? Звонкий или глухой? Почему?

- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.

- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).

- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.

- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.

- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

Используем прием постановки от звука Д.

Открой широко рот, передний край языка подними за верхние зубы к альвеолам. И говори с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Быстро говори звук Д-Д-Д и в это время приводи своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

Игра «Какой звук по счету».

У ребенка цифры от 1 до 9. Я буду произносить слова, а ты определи какой по счету звук Р в слове, и подними соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.

Игра «Подними букву»

- Я буду называть слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. А ты подними букву Р, если в слове есть звук Р.

- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук [Р])

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

- Ты сегодня хорошо занимался, Саша, молодец.

Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику: «Лопата», «Грибок», «Вкусное варенье», «Маляры», «Дятел».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации