Конспект занятия «Путешествие звука с»

1
0
Материал опубликован 31 March 2021

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 «Ромашка» города Фурманова

 

Конспект

совместной образовательной деятельности с детьми

занятие по автоматизации звука [c] у детей 5-6 лет

«Приключения звука С»

Учитель-логопед

Иванова Д.А.

 

Период проведения:

Цель: автоматизация звука [с] в слогах, словах, в предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- знакомить детей с звуком и буквой С;

- дифференцировать понятия звук и буква.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение детей отличать звук С от других и слышать его в слове;

- уточнить и закрепить правильную артикуляцию звука С (артикуляционный уклад, направленность и длительность воздушной струи);

- упражнять детей в произнесении звука С в прямых и обратных слогах, словах, предложениях;

- продолжать развивать психические функции: память, внимание, зрительно-пространственные ориентировки

- развивать плавленый длительный выдох

- учить контролировать

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать сообща.

Интеграция областей: речевое, познавательное, физическое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование: песочница для «песочной терапии», столы, стулья, логопедические зеркала по количеству детей, картинки со звуком с, мультимедийная доска.

 

Ход занятия

Задачи

Дети входят в зал.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте» друг другу!

Нам здороваться ни лень:

Всем «Здравствуйте» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся!

-Доброе утро!

- Меня зовут Дарина Александровна, я очень рада вас видеть!

-Ребята, вы любите приключения?

Я тоже!

- А еще приключения любит тот, кого мы не можем увидеть, но можем услышать. Хотите узнать, кто это?

мотивация на участие в занятии

- Чтобы узнать, кто это, нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Повторяйте за мной упражнения перед зеркалом.

- Давайте улыбнемся, растянем наши губки. (артикуляционное упражнение "Улыбка")

- А теперь покажите зубки, губы улыбаются (артикуляционное упражнение "Заборчик")

- Давайте улыбнемся, откроем рот, почистим нижние зубки (артикуляционное упражнение "Почистим нижние зубки")

- Подуем на наш язычок (артикуляционное упражнение "Подуем с язычка" (язычок лежит на нижней губе). Чувствуете, какой ветерок бежит по вашему язычку. Поймайте его ладошкой. Какой у вас ветерок: теплый или холодный? (холодный)

активизация артикуляционной моторики,

выработка направленной воздушной струи,

подготовка к правильной артикуляции звука [с]

- Язычок замерз и спрятался за нижние зубки, улыбнитесь и подуйте еще раз [ссс]. (дети повторяют)

- Какой звук вы услышали? (звук [с])

Где мы можем услышать такой звук? (песенка водички, так работает насос). Но мы с вами уже знаем, что приближается зима. И поэтому сегодня этот звук нам принес Северный ветер. (звук ветра)

Вот, кто очень любит путешествовать! Северный ветер часто летает по свету и собирает разные чудеса. Он нам хочет открыть один большой секрет. Хотите узнать, какой?

уточнение правильной артикуляции звука [с]

 

создание образа звука

 

Тогда нам предстоит показать Северному ветру, что мы тоже умеем свистеть и дуть, как он.

- Когда ветер дует сильно, то он заставляет листья взлетать. Посмотрите как! (учитель-логопед подставляет палочку с осенними листьями, дует, листья взлетают). Контроль за выполнением. Щеки не надувать, плечи не поднимайте!

- Хотите попробовать? Возьмите осенние листья. Чтобы листья взлетели, ветер [ссс] дует сильно. Поднесите листья к подбородку, не забудьте щеки мы не надувать и плечи не поднимать. Ловите ветерок. У всех получилось? (контроль за выполнением).

Молодцы!

 

 

 

формирование сильной, направленной воздушной струи

 

 

 

- Прежде чем рассказать вам первый секрет, Северный ветер [ссс], хочет с вами поиграть, а вы хотите?

- Тогда превращайтесь в листочки. Разойдитесь по залу, присядьте в любом месте. Ваши ушки слушают: как только услышат песенку северного ветра [ссс] – листья порхают и кружатся. Не перепутайте, если услышите другой звук - приседайте. (Учитель-логопед произносит звуки [ссс], [ууу], [ссс], [ввв], [ссс], [ссс], [жжж], [ррр], [иии]. Молодцы!

- Листочки, превращайтесь скорее в мальчиков и девочек. Наш Северный ветер куда-то пропал, но оставил первую картинку-подсказку. Будем его продолжать искать? Предлагаю отправится в путешествие.

развитие фонематического слуха;

развитие внимания, выделение звука [с] из ряда звуков

 

 

 

 

(Слайд «Пустыня») Звук ветра. Ребята, кажется, мы попали в настоящую пустыню. И нам следует отыскать предметы, которые занесло песками. Но чтобы достать их из-под песка, следует сказать небольшое заклинание.

«Пальчиковая гимнастика» - СА. СО, СУ, СЭ, СЫ. и в обратных слогах АС. ОС, УС, ЫС.

Молодцы! Заклинание мы произнесли, теперь нам нужно найти все картинки со звуком С, которые спрятались под песком под песком.

В работе с песком нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол.

Будьте внимательны!

Посмотрите, ребята, а в пустыне мы нашли подсказку!

 

 

 

упражнения в произнесении звука [с] в слогах, в начале слова,

развитие внимания, памяти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд Болото) Звук ветра.

Перед нами непроходимое болото. Нужно построить дорожку из камушков, по которым мы его перейдем. Но наступать можно будет только на те камни, на которых есть картинки со звуком С. (ребенок переворачивает изображение камня и называет картинку, изображенную на нем, выделяя звук С: с-с-сани. Если в слове есть звук С, ребенок кладет картинку, выкладывая дорожку).

- Мы – молодцы, отыскали звук [с] в словах и построили отличную дорожку! Шагайте по ней вперед, называя все картинки изображенные на камнях. Посмотрите, а в конце болота нас ждет и вторая подсказка. Забираем ее с собой.

 

 

выделение звука [с] на фоне слова

- Ребята, мы с вами оказались в поле, а Северный ветер опять решил над нами подшутить, он улетел, и слова остались без «хвостика».

- Поможем словам вернуть «хвостики»? «Хвостик» в словах везде одинаковый - [с].

- Встанем в круг, я буду начинать слово - а вы добавлять к нему «хвостик». Давайте проговорим еще раз, как звучит хвостик? ([с])

Слова для игры: анана…с, абрико…с, автобу…с, фоку...с, какту...с, вопро...с, насо...с, подно…с, пару…с, коко…с, матро…с, глобу..с), дети, поймав мяч добавляют звук [с] и проговаривают слово целиком.

- Ребята, как вы думаете, мы справились? А вот и третья подсказка.

подготовка детей к звуко-буквенному анализу и синтезу, автоматизация звука с в конце слова.

 

 

 

- Ребята, мы так долго путешествовали, что немножко устали, правда?

(Слайд «Морской берег»). Звук ветра.

Давайте отправимся отдохнуть на морской берег.

- Какой звук играл сегодня с нами? (ответы детей)

- Но звук мы с вами могли только услышать и произнести. А вот чтобы увидеть, нам нужна буква.

- Она спряталась на песке под водой. (на презентации волна открывает букву С на песке).

- Посмотрите, какая красивая буква С.

- На что похожа буква С (месяц, бублик с откушенным кусочком)

- В какую сторону смотрит буква С? (вправо). Поднимите правую руку.

 

знакомство с буквой С

 

- Но поскольку мы с вами на пляже, я предлагаю вам выложить букву С из разноцветных камней (дети выкладывают букву камешками по трафарету)

- У кого буква С получилась не ломайте ее, встаньте, посмотрите на нее и запомните.

А вот и последняя подсказка от Северного ветра.

закрепление образа буквы С,

закрепление навыков пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики

Мне кажется, что все эти подсказки – кусочки одной картины. Давайте соберем ее.

Как вы думаете, какой секрет хотел нам открыть Северный ветер? Начните свою мысль со слов «Скоро мы…» (Скоро мы будем кататься на санках. и т.д.).
Какая замечательная новость от Северного ветра!

Развитие внимания, мышления.

- Ребята, наши приключения заканчиваются.

- Вам понравилось играть со звуком С? Что больше всего понравилось?

- Мне тоже было приятно играть с вами, хочу подарить вам на память буквы С. Их вы можете дома украсить и показать своим мамам.

рефлексия

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.