Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука С в изолированном звучании
Конспект индивидуального занятия по постановке и автоматизации звука С в изолированном звучании
Тема: звук С
Цель: выработка правильного произношения звука С изолированно.
Задачи:
Образовательные:
Учить выполнять артикуляционные упражнения для звука С;
Дать характеристику и правильную артикуляцию звука С;
Научить произносить звук С изолированно.
Коррекционно-развивающие:
Развивать моторику артикуляционного аппарата;
Формировать длительную направленную воздушную струю;
Развивать фонематический слух;
Вызывать изолированное произношение через игру «Насос»
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость и внимательность при выполнении артикуляционных упражнений;
Повышать самооценку ребенка;
Воспитывать интерес к занятию.
Оборудование: картинки с артикуляционной гимнастикой, игровой комплекс «Футбол».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как настроение?
Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [C].
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнение «Улыбочка»: Губы в улыбке. (Под счет до 5)
Упражнение «Заборчик»: Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. (Под счет до 5)
Упражнение «Лопатка»: улыбнуться, приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Подержать его в таком положении. (Под счет до 5)
Упражнение «Иголочка»: открыть рот сделать язык узким, показать острую иголочку. (Под счет до 5)
Упражнение «Чистим зубки»: приоткрыть рот, почистить кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону; почисти ещё раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. (Под счет до 5)
Упражнение «Горка»: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубки, язык в форме «горки».
Логопед: Молодец! У тебя хорошо получаются упражнения.
3. Развитие фонематического слуха
Логопед: Чтобы научиться правильно говорить звук, нужно сначала научиться «ловить» звук С. А сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук С, сразу лови его - хлопай в ладошки:
М-Ш-К-С-З-Т-Н-С-Д-П-С-Ж-С-З-В-С-Р-С-Л
4. Воспитание сильной направленной ротовой воздушной струи
Логопед: Давай сейчас поиграем в игру «Футбол» (выработка плавной, непрерывной струи идущей по середине языка). Надо улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и задуть мячик в ворота.
5. Постановка звука
По подражанию:
Логопед: Посмотри в зеркало. Правильно ли у тебя работают губы и язык? Губы слегка растянуты в улыбке. Зубы сближены. Кончик языка упирается в нижние зубы, язык в форме «горки». По середине языка проходит воздушная струя. Если пропустить по языку воздух, слышится звук «с». Поднеси ладонь руки к ротику, какой «ветерок» ощущаешь: тёплый или холодный? (ощущается холодная струя воздуха.)
Логопед: Какой звук мы слышим, когда накачиваем колёса насосом? Давай изобразим насос: воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
6. Физ. минутка «Холодный ветерок»
Ветер дышит нам в лицо (руки поднять вверх)
Закачалось деревцо (покачивание из стороны в сторону)
Ветерок все тише, тише (принимают исходное положение)
Деревцо все выше, выше (замирают и наблюдают как ветер колышет ленточки)
7. Закрепление изолированного звука
Игра «Договори слово»
Логопед: Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук С:
Но…с, ле…с, ква…с, коко…с, наве…с, ри…с, кек…с, анана…с.
8. Итог
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня учились произносить?
- Давай напоследок посвистим, как насос. Только будь внимателен, произнеси его правильно!
- Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо, и я надеюсь, что на следующем занятии ты поработаешь ещё лучше.
9. Задание для закрепления артикуляционных упражнений дома
Буклет с артикуляционными упражнениями для свистящих звуков.
3