Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Тула - моя малая родина»
Презентация "Тула - моя малая родина"
PPTX / 4.1 Мб
Астафьева Елена Алексеевна, воспитатель
Высшая квалификационная категория
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Центр образования №42 г. Тула
Тульская область, город Тула
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Тула - моя малая родина»
В ходе данной деятельности обеспечивается развитие познавательного интереса по теме «Малая родина».
У воспитанников формируется представление о России, как о родной стране, о родном городе как о своей малой родине, дети знакомятся с достопримечательностями родного города.
Проводимая деятельность способствует созданию условий для воспитания чувства гордости за свою малую родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Список литературы:
1. О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Москва. «Мозаика-Синтез», 2015г.
2. И.А. Мексина. Тульская губерния. ХХI век. «Свамия», 2010.
3. Тайны Тульского кремля. Тетрадь для учащихся начальных классов. Тула 2007.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная
Программное содержание:
Цель: обеспечивать развитие познавательного интереса по теме «Малая родина»
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о России, как о родной стране;
- дать представлениео малой родине;
- продолжать знакомство с родным городом, его достопримечательностями;
Развивающие:
- создание условий для развития умения согласовывать движения со словами;
- создание условий для обогащения словаря детей новыми словами: малая родина, филармония, театр драмы.
Воспитательные:
- создание условий для воспитания чувства гордости за свою малую родину (гордиться достижениями и достопримечательностями родного города).
Планируемые результаты: проявляет инициативу и самостоятельность в игре, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в игре; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, обладает элементарными представлениями из области истории;
Подготовительный этап:
материально-техническое обеспечение: презентация «Памятные места Тулы», раскраски с изображением достопримечательностей Тулы на каждого ребенка, уголок патриотического воспитания с изображением символов Тулы, гимн Тулы, запись песни «Я ты, он, она…» (авторы музыки и слов: Давид Тухманов и Роберт Рождественский), ноутбук, колонки, проектор, экран;
взаимодействие с родителями по изучаемой теме: рассматривание фотографий с видами Тулы, её достопримечательностей, посещение разных памятных мест нашего города.
Ход НОД:
Мотивационный этап:
Ребята, я приглашаю вас танцевать! (под песню «Я, ты, он она» исполняется танец)
Дети садятся.
Ориентированный этап:
Как вы думаете, о чем эта песня? (ответы детей: о людях, о стране)
Как вы думаете,что мы называем Родиной? (ответы детей: страна в которой мы живем)
Исполнительский этап:
Воспитатель читает стихотворение
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Как называется наша страна? (ответы детей: Россия)
— Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей: большая страна, в ней проживает много людей, много городов, рек, лесов).
А как называется главный город нашей страны? (Москва)
— Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
- А для вас с чего начинается Родина? Что вам ближе? (с мамы, с семьи, с дома, в котором живем, с детского сада, в который ходим, с друзей).
В каком городе находится наш сад, ваш дом, ваша семья? (в городе Тула). Кто из вас знает на какой улице живет? (ответы детей).
- Наша страна Россия — это наша Родина, а город Тула— это наша малая Родина (повторить с детьми).
— Это место, где нам всё дорого и близко, где всё для нас родное, где мы родились и растём. Это место, по которому люди скучают, находясь на чужой стороне.
- Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути.
Показ презентации
Я буду загадывать загадки об известных местах Тулы, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь животные живут
Здесь кормят их и берегут (зооэкзотариум)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Площадь памяти бойцам,
Сохранившим жизни нам.
Здесь за Родину сражались,
В вечной памяти остались. (площадь Победы)
Люди крепость создавали,
От врагов всех защищали.
Помнит Тульская земля
Стены древнего……… Кремля
Физкультурная минутка.
Дети встают в круг.
-Город Тула - нашдом
-Здесь все дружно мы живём (дети берутся за руки)
-Любим по нему гулять,
- Всё смотреть и узнавать. (идут по кругу)
-Один- заходим мы в музей
-Рассмотрим экспонаты побыстрей (указательный палец у щеки)
-Ходим тихо, не шумим, (идут по кругу сначала медленно, потом быстрее)
-Затем дальше поспешим.
-Площадь Победы - это два (руки у головы, качают головой; делают поклон, рука у груди)
-Вспомним, что была война.
-Мы поклонимся огню,
-Чтим историю свою.
-Три – конечно это парк, (руки вверх)
-Можно прыгать и скакать,
-Очень быстро побежать.
-Дальше медленно идём,
-К нашей церкви подойдём.
-Смотрим мы на купола (руки над головой, изобразить купол, смотреть вверх)
-Просим мы о мире.
-Прогулка долгая была.
-Вот уже четыре. ( руки поднять - вдох, опустить - выдох)
-Ну а пять - наш детский сад (обхватить себя руками за плечи)
-Он родной для всех ребят.
-А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
— Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).
Воспитатель вместе с детьми подходит к уголку патриотического воспитания
— Посмотрите – это герб Тулы. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
"Герб города Тулы является - эмблемой города и представляет собой - прямоугольник,
"в червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому: все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе".
— Второй символ Тулы – это флаг. Описание флага.
Флаг города-героя Тулы представляет собой прямоугольное полотнище червленого цвета несущее изображение фигур герба города, соответствующего описанию в Уставе города по состоянию на 8 марта 1778 года: "В червленом поле горизонтально положенный на двух серебряных шпажных клинках, лежащих наподобие Андреевского Креста, концами вниз, серебряный ружейный ствол; вверху же и внизу по одному молоту золотому; все сие показывает примечания достойный и полезный оружейный завод, находящийся в сем городе". В крыже - верхнем левом углу полотнища располагается изображение медали "Золотая Звезда".
— Третий символ – это гимн.
— Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Туле)
— Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.
Дети поют гимн Тулы
Рефлексивный этап.
— Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
Вам оно понравилось?
По какому городу мы путешествовали? (Туле)
Чем для нас является Тула? (малой родиной)
Какие памятные места Тулы Вы запомнили?
Какие символы Тулы вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Тулы, в Кремле, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Тула была раньше.
Я дарю вам подарки - раскраски с изображением Тулы, сейчас вы сможете раскрасить их, подарить родителям и рассказать им о своем подарке.
Список литературы:
1. О.В.Дыбина Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. Москва. «Мозаика-Синтез», 2015г.
2. И.А. Мексина. Тульская губерния. ХХI век. «Свамия», 2010.
3. Тайны Тульского кремля. Тетрадь для учащихся начальных классов. Тула 2007.