Конспект занятия (НОД) для детей подготовительной группы «Приокский район — моя малая Родина»
Название: «Приокский район – моя малая Родина».
Тематика: ознакомление детей с родным районом
Мокрякова Юлия Евгеньевна
Нижний Новгород, МБДОУ №205
2016 год
Пояснительная записка.
Цель: Познакомить детей с Приокским районом, через адаптированный рассказ и обучающий фильм (мультимедийная презентация).
Задачи:
1.Сформировать у детей начальные знания на основе адаптированного рассказа; вызвать эмоциональный отклик.
2. Развивать интерес к истории Приокского района.
3. Стимулировать творчество и детскую фантазию.
4. Воспитывать любовь к городу, к району, к окружающей среде.
Состав группы: дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность: Данная тема актуальна в рамках нравственного и патриотического воспитания. Большинство детей проживающих в Нижнем Новгороде, не знают истории своего города и района, в связи с этим и связана тематика данной НОД. Знакомство детей с родным городом и родным районом приоритетная задача в рамках патриотического воспитания.
Воспитывая с малых лет в ребенке чувство патриотизма, любовь к Родине – основы гражданственности формирующейся личности.
В программе дошкольного образования данная НОД занимает значительное место в познавательном и социально-коммуникативном развитии. Так же ознакомление с Приокским районом идет в рамках проекта ознакомления с родным городом.
В занятии присутствуют такие виды деятельности как:
-познавательная
-продуктивная
Форма занятия подразумевает под собой занятие-путешествие.
Предполагаемым результатом НОД можно считать усвоения детьми полученных знаний о Приокском районе.
Дидактическое обеспечение:
- компьютер, проектор, мультимедийная презентация (учебный фильм), листы бумаги, цветные карандаши/фломастеры, карта города с районами, и близлежащей территории.
Технологии и методики:
- ИКТ (учебный фильм);
- личностно-ориентированные технологии;
- игровые технологии;
- обучающие методики.
- вопросы к детям, стимулирование мыслительной деятельности.
Организация детей групповая/подгрупповая.
Ход занятия:
1-я часть: Вводная.
Воспитатель: Вносит карту со всеми районами.(1 слайд) Ребята, вы знаете, в каком районе вы живете?
Дети:
В: Вот наш Приокский район (обводит границы). (2 слайд)
- (3-4 слайд) А сейчас мы с Вами отправимся в путешествие по району. Но это будет не обычное путешествие, а волшебное. Закрываем глазки и повторяем: Раз, два, три волшебство скорей приди. Мы с вами очутились в волшебном автобусе: и мы отправляемся в путешествие по району. И первая наша остановка: Историческая (5 слайд).
2-ая часть. Информационная.
Презентация с адаптированным рассказом.
Приокский район - один из районов Нижнего Новгорода. Там проживает почти 100 тысяч человек.
(Карта города) Приокский район расположен на крутом правом берегу реки Оки. Район граничит на севере с Советским городским районом, на западе (по реке Оке) с Автозаводским городским районом, на востоке и юге — с Кстовским районом Нижегородской области, на юго-западе — с Богородским районом Нижегородской области.
Приокский район образован в 1935 году, сейчас ему 81 год. Раньше район назывался Мызинский, потом его переименовали в Приокский.
В Приокском районе также есть микрорайоны с интересными названиями и историей.
Дубёнки — Ребята, на что похоже название?? название связывается с дубравой там, где росли дубы.
Щербинки — раньше это была деревня. Находятся в южной части района. Древнее название — Новцы — известно по летописным указаниям на то, что здесь в 1171 году произошло сражение между мордвой и войском сына князя Андрея Боголюбского Мстислава.
Следующая остановка «Промышленная» (6 слайд)
В Приокском районе много заводов и предприятий, где возможно работают ваши родители или родственники:
- «Нижегородский телевизионный завод им. В.И. Ленина» – ОАО «НИТЕЛ - одно из старейших предприятий Нижегородской области, первый завод в городе начавший производить радиотехнику. Открытый в 1917 году как телефонный, завод со временем перешел на выпуск связных радиостанций, а впоследствии на выпуск радиолокационной техники.
- Молочный комбинат «Нижегородский» (7 слайд)
- Ребята как вы думаете, что там делают?
На этом заводе делают: Молоко, молочные и кисломолочные продукты. Сливочное масло, сливки, сметана, йогурты, простокваша, десерты молочные, кефир, ряженка, творог, сырки глазированные, сыры.
- (8 слайд) «Нижегородское научно-производственное объединение имени М. В. Фрунзе» (ОАО «ННПО имени М.В. Фрунзе») - одно из старейших и, в то же время, одно из наиболее современных предприятий России в области разработки и производства радиоэлектронных приборов. Свыше 90 лет они создают аппаратуру военного и гражданского назначения.
- (9 слайд) ФГУП ФНПЦ «НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова» (НИИИС) НИИ измерительных систем им. Ю.Е. Седакова – Российский научно-производственный центр радиоэлектронного профиля в составе Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Основан в 1966 году, расположен в Нижнем Новгороде - одном из крупнейших научных и промышленных центров России.
Следующая остановка «Образовательная» (10 слайд)
В Приокском районе много детских садов и школ, а так же много институтов, где возможно учились ваши родители или братья и сестры.
- НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
НГСХА — крупнейшее высшее аграрное учебное заведение Поволжского федерального округа.
В академии учат таким профессиям: ветеринар, зоолог, агроном, инженер, геодезист и картограф.
- (11 слайд) На живописной юго-восточной окраине Нижнего Новгорода, на территории лесопарка Щёлковский хутор, расположена Нижегородская академия МВД России - высшее учебное заведение, в котором за период обучения курсанты и слушатели получают фундаментальную юридическую, экономическую и специальную подготовку. Там учатся студенты, которые после окончания могут работать полицейскими или юристами.
- (12 слайд) Нижегородская государственная медицинская академия там обучаются люди не только из нашего города но из других городов, даже из других стран, для того что бы стать врачами и помогать людям.
Остановка Музейная (13 слайд)
В Приокском районе есть музеи самые известные это
Музей-квартира академика А. Д. Сахарова
Музей-квартира А.Д. Сахарова расположен в типовом двенадцатиэтажном доме, в котором с 1980 по 1986 год жил, находясь в ссылке академик Андрей Дмитриевич Сахаров. Экспозиция рассказывает о жизни одного из создателей советской атомной бомбы, ставшего впоследствии лауреатом Нобелевской премии мира.
(14 слайд) Музей Приокского района - в этом месте много всего интересного, где можно узнать историю района.
15 слайд
Музей деревянного зодчества.
Ребята, а здесь можно окунуться в мир старины и узнать, как жили раньше наши предки.
Подъезжаем к остановке отдыхаем (16 слайд)
Физкультминутка (игра Город и жители).
На территории Приокского района есть парк культуры и отдыха, который называется парк «Швейцария». Этот парк был заложен более 100 лет назад учениками гимназии и их родителями. Название парк получил из-за характера местности, на которой он расположен. На откосах этого парка открывается красивый вид на реку, напоминающий швейцарские Альпы.
Так же в Приокском районе можно встретить лесопарк, который называется «Щёлковский хутор». На территории Щёлковского хутора можно встретить остатки редких, старинных липовых лесов и дубрав. Так же Щёлковский хутор богат озёрами, на которых любят отдыхать взрослые и дети.
-Ребята, как вы думаете, что такое ипподром? (21 слайд)
Ипподром – это специально оборудованный участок для конных скачек и бегов. И в нашем районе есть такой участок, где проходят такие соревнования. На ипподроме можно не только посмотреть на скачки, но и покататься на лошадках, покормить этих удивительных животных.
Остановка «известные люди» (23 слайд)
В нашем районе жили выдающиеся люди: это Кащенко Пётр Петрович (23 слайд) он был русским врачом. Он оказывал помощь людям, а также писал различные статьи.
(25 слайд) Сахаров Андрей Дмитриевич – он был советским физиком, создавший водородную бомбу. Так же он был лауреатом Нобелевской премии мира. В доме, где он раньше жил, теперь находиться музей, где сохранилась его мебель, его записи, книги, сохранилось все то, чем он раньше пользовался.
26 слайд
Наше путешествие подошло к концу пора возвращаться в детский сад.
3-я часть. Проблемная.
В: Ребята, как вы думаете, что бы было, если в нашем районе не было бы парков, памятников?
4-я часть. Стимулирование детских вопросов.
Дидактическая игра: «Волшебный сундучок» (в нём могут быть картинки: Завода, Парк Швейцария, продукцию заводов, Ипподром, Щёлковский хутор). (продумать вопросы что могут спросить дети)
5-я часть. Символизация + продуктивная деятельность
Дидактическая игра «На что похож твой район»
В: Ребята, давайте опять вернёмся к нашей карте. Ребята как вы думаете, на что похож наш Приокский район?
Д: (придумывают на что похож).
В: Ребята, а теперь с помощью карандашей покажите, что же вам больше всего понравилось в нашем путешествии.
Подведение итогов – вывешивание детских работ на стенд, обсуждение работ с детьми.
Список рекомендуемой литературы:
1.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007. – 208 с. – (Растим патриотов России)
2. Рувинская Е. Прогулки с бабушкой// Изд-во: Кварц, 2011
3. И.В. Сидорова, О.И. Наумова. Наш Нижний Новгород. Книга для семейного чтения (3-е изд., испр.)