Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в старшей группе на тему «Путешествие на машине времени»

0
0
Материал опубликован 21 April в группе

Конспект занятия по познавательному развитию (математика)

в старшей группе на тему «Путешествие на машине времени»


Конспект представляет собой работу с интерактивной доской Elite Panaboard.

Деятельность педагога

Деятельность детей

11

Вводная часть

Ребята, посмотрите, что я с собой принесла! (Достает из рюкзака: карту, компас, фонарик, фотоаппарат, спички, свечу, веревку, блокнот, ручку, перочинный ножик, ложку, кружку, тушенку). Как они называются? Сколько их? Давайте сосчитаем!


Как вы думаете, кому необходимы эти вещи? 

Конечно путешественнику.

А зачем человек отправляется в путешествие навстречу неизвестности, лишениям и даже опасностям?

Разве не спокойнее сидеть дома, в тепле и уюте? Что зовет его в дорогу? 

Правильно, любознательность, жажда открытий, желание испытать себя, найти новых друзей, открыть мир.

Скажите а вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать?

А вы хотите отправиться в путешествие? Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно: Оно всегда есть, но его не видно, не слышно. Его не потрогать, не понюхать. Без него жизни нет, без него ничего не бывает. Оно есть всегда и длится ровно столько, сколько надо, не больше и не меньше. Это способ существования земного мира и всей Вселенной. Что это такое?

Правильно, ВРЕМЯ. Ребята, скажите, что такое время?


Да сложный вопрос. На него пока нет ответа. Но вы уже много знаете о времени, скажите, какое бывает время?


Предлагаю вам Блиц – опрос!

Когда же жили динозавры? 

А мы с вами где находимся? 

А завтра где будем? 


Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Прошлое все то, что было, 
Никакая в мире сила 
Всё обратно не вернёт, 
Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, – 
Настоящее для нас, 
Будущее – то, что будет 
И его не знают люди”.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

А где живет время? Может быть это особая волшебная страна, где все по-другому? Представим, что мы жители этой страны – маленькие человечки. Одни постоянно куда-то торопятся, быстро – быстро бегают, ни минуты не стоят на месте. Другие двигаются чуть по медленнее, но тоже непоседы. Третьи ходят чинно, медленно, немного свысока поглядывают на окружающих. А есть и такие, движения которых нам сразу незаметно. Пожалуйста изобразите этих жителей. А теперь подумайте: кто эти жители планеты? Верно! Это

секунды, минуты, часы, годы.


Сегодня мы совершим необычное путешествие, перенесемся вглубь веков и узнаем, как люди научились считать. Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Как же нам попасть в прошлое?

А на чем же мы все-таки полетим, вы узнаете, собрав картинку. Один будущий путешественник работает у доски, а остальные будущие путешественники на своих местах.

Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Какими качествами он должен обладать? Что он должен знать? Уметь? Кого вы предлагаете? 


А остальные ребята кем будут? Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? 















На табло устанавливаем время «ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА»

Игровая ситуация.







Рассматривают предметы.

Называют предметы.

Пересчитывают.

Предполагают, рассуждают. Приходят к выводу, что эти вещи необходимы путешественнику.



Высказывают свои мнения.

Ответы детей.





Отвечают.



Рассуждают. Прошлое, настоящее и будущее.

В далёком прошлом.

В настоящем.

В будущем.

Внимательно слушают стихотворение.







Слушают вопрос.









Движениями и мимикой изображают «секунды», «минуты», «часы», «годы».





Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д.

Собирают «Машину времени «ВЕСТА – 2017»

Перечисляют качества руководителя. Выбирают руководителя полета.

Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных, журналистов и тележурналистов – они снимут документальный фильм о жизни людей в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; остальные дети будут туристами. Прикрепляют к одежде бейджики с условными обозначениями профессий.

Полёт. Руководитель полёта: Обьявляю минутную готовность!

Штурман: Есть трёх минутная готовность!

Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов?

Штурман: Экипаж готов к полёту во времени!

Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск.

Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки?

Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается!


22

Основная часть

Молодцы! Путь открыт!

Посмотрите, машина времени перенесла нас в давнее прошлое. Когда жили наши далекие предки. Вот они!

Здравствуйте! Было это очень давно. Люди научились: собирать ягоды и орехи, охотиться, обрабатывать землю, разводить животных. Но как посчитать, сколько в стаде овец, коз, еще не знали. Что им помогало, поможет моя загадка: Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. 

Правильно! Молодцы! Первыми помощниками были пальцы. Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.

А.М.: Часто говорят “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Мальчик: Верно! Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки, перышки. Неудобно было так считать, ведь на пальцах можно было считать до 10, 15,20. Хотите узнать, как это было? Тогда делайте вместе со мной!

Д/игра «Камушек и перышки». (количество и вес)

Благодарим мальчика. Отправляемся дальше в путешествие.

Устанавливаем время на табло «Древняя Русь».

Смотрите, кто нас встречает! Здравствуйте красавица! Вы не подскажете, куда мы попали?

Русская красавица: Вы попали во времена Древней Руси.

Д/и «Бурёнки» (логическое мышление, счет)

Рассказ девочки (сопровождается слайдами):

В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки. А еще, слово «Дцать» в Древней Руси обозначало «10». диНаДЦАТЬ. Две На ДЦАТЬ, ПятНа ДЦАТЬ и т.д. Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!

Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов (короткий обзор).

Итак, при помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

А.М.: Спасибо, Красавица, нам пора возвращаться в наш детский сад.

Чтобы добраться до машины времени, вы ребята должны пройти лабиринт и пролезть через тоннель.

Физкультминутка «Лабиринт»

А.М..: Никто не заблудился? Молодцы, ребята! Вот мы и пришли к машине времени. Занимайте свои места.

Присаживайтесь в машину времени. 

На табло устанавливаем время: 26 апреля 2017г.

Наше путешествие подошло к концу, машина времени перенесла нас в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Кого встречали?



Здороваются.

Внимательно слушают.

Отгадывают загадку.






Ответ: пальцы


















Смотрят презентацию.

Слушают рассказ.



t1745230284aa.jpg










t1745230284ab.png



t1745230284ac.png











Дети присаживаются за столы.








Здороваются.

Внимательно слушают.


















































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации