Конспект занятия по познавательному развитию (математика) в старшей группе на тему «Путешествие на машине времени»

Конспект занятия по познавательному развитию (математика)
в старшей группе на тему «Путешествие на машине времени»
Конспект представляет собой работу с интерактивной доской Elite Panaboard.
№ | Деятельность педагога | Деятельность детей |
11 | Вводная часть Ребята, посмотрите, что я с собой принесла! (Достает из рюкзака: карту, компас, фонарик, фотоаппарат, спички, свечу, веревку, блокнот, ручку, перочинный ножик, ложку, кружку, тушенку). Как они называются? Сколько их? Давайте сосчитаем! Как вы думаете, кому необходимы эти вещи? Конечно путешественнику. А зачем человек отправляется в путешествие навстречу неизвестности, лишениям и даже опасностям? Разве не спокойнее сидеть дома, в тепле и уюте? Что зовет его в дорогу? Правильно, любознательность, жажда открытий, желание испытать себя, найти новых друзей, открыть мир. Скажите а вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? А вы хотите отправиться в путешествие? Для того, чтобы узнать куда мы отправимся, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно: Оно всегда есть, но его не видно, не слышно. Его не потрогать, не понюхать. Без него жизни нет, без него ничего не бывает. Оно есть всегда и длится ровно столько, сколько надо, не больше и не меньше. Это способ существования земного мира и всей Вселенной. Что это такое? Правильно, ВРЕМЯ. Ребята, скажите, что такое время? Да сложный вопрос. На него пока нет ответа. Но вы уже много знаете о времени, скажите, какое бывает время? Предлагаю вам Блиц – опрос! – Когда же жили динозавры? – А мы с вами где находимся? – А завтра где будем? Послушайте, пожалуйста, стихотворение: Прошлое все то, что было, То, что видим мы сейчас, – Ответьте, пожалуйста, на вопрос: А где живет время? Может быть это особая волшебная страна, где все по-другому? Представим, что мы жители этой страны – маленькие человечки. Одни постоянно куда-то торопятся, быстро – быстро бегают, ни минуты не стоят на месте. Другие двигаются чуть по медленнее, но тоже непоседы. Третьи ходят чинно, медленно, немного свысока поглядывают на окружающих. А есть и такие, движения которых нам сразу незаметно. Пожалуйста изобразите этих жителей. А теперь подумайте: кто эти жители планеты? Верно! Это секунды, минуты, часы, годы. Сегодня мы совершим необычное путешествие, перенесемся вглубь веков и узнаем, как люди научились считать. Поднимите руки, кто хочет лететь в прошлое? Как же нам попасть в прошлое? А на чем же мы все-таки полетим, вы узнаете, собрав картинку. Один будущий путешественник работает у доски, а остальные будущие путешественники на своих местах. Для путешествия нам нужно выбрать руководителя полёта. Какими качествами он должен обладать? Что он должен знать? Уметь? Кого вы предлагаете? А остальные ребята кем будут? Людей каких профессий нам необходимо взять с собой? На табло устанавливаем время «ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА» Игровая ситуация. | Рассматривают предметы. Называют предметы. Пересчитывают. Предполагают, рассуждают. Приходят к выводу, что эти вещи необходимы путешественнику. Высказывают свои мнения. Ответы детей. Отвечают. Рассуждают. Прошлое, настоящее и будущее. В далёком прошлом. В настоящем. В будущем. Внимательно слушают стихотворение. Слушают вопрос. Движениями и мимикой изображают «секунды», «минуты», «часы», «годы». Построить машину времени, летающую тарелку, космический корабль и т. д. Собирают «Машину времени «ВЕСТА – 2017» Перечисляют качества руководителя. Выбирают руководителя полета. Штурман – помощник руководителя полёта; врач – вдруг кто-то заболеет; учёных, журналистов и тележурналистов – они снимут документальный фильм о жизни людей в прошлом, напишут статью в газету; повара – он будет кормить экипаж во время полёта; спасателей – мы не знаем какие опасности подстерегают нас в прошлом; остальные дети будут туристами. Прикрепляют к одежде бейджики с условными обозначениями профессий. Полёт. Руководитель полёта: Обьявляю минутную готовность! Штурман: Есть трёх минутная готовность! Руководитель полёта: Экипаж к полёту во времени готов? Штурман: Экипаж готов к полёту во времени! Руководитель полёта: Приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! 5-4-3-2-1! Пуск. Штурман– Есть пуск! (Запись пуска ракеты). Руководитель полёта: Штурман! Приём! Приём! Как слышите? Есть перегрузки? Штурман: Спасибо! Всё нормально, полёт продолжается! |
22 | Основная часть Молодцы! Путь открыт! Посмотрите, машина времени перенесла нас в давнее прошлое. Когда жили наши далекие предки. Вот они! Здравствуйте! Было это очень давно. Люди научились: собирать ягоды и орехи, охотиться, обрабатывать землю, разводить животных. Но как посчитать, сколько в стаде овец, коз, еще не знали. Что им помогало, поможет моя загадка: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. Правильно! Молодцы! Первыми помощниками были пальцы. Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь. Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук. Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20. Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней. А.М.: Часто говорят “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать? Мальчик: Верно! Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки, перышки. Неудобно было так считать, ведь на пальцах можно было считать до 10, 15,20. Хотите узнать, как это было? Тогда делайте вместе со мной! Д/игра «Камушек и перышки». (количество и вес) Благодарим мальчика. Отправляемся дальше в путешествие. Устанавливаем время на табло «Древняя Русь». Смотрите, кто нас встречает! Здравствуйте красавица! Вы не подскажете, куда мы попали? Русская красавица: Вы попали во времена Древней Руси. Д/и «Бурёнки» (логическое мышление, счет) Рассказ девочки (сопровождается слайдами): В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки. А еще, слово «Дцать» в Древней Руси обозначало «10». диНаДЦАТЬ. Две На ДЦАТЬ, ПятНа ДЦАТЬ и т.д. Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь! Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать. В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов (короткий обзор). Итак, при помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает. А.М.: Спасибо, Красавица, нам пора возвращаться в наш детский сад. Чтобы добраться до машины времени, вы ребята должны пройти лабиринт и пролезть через тоннель. Физкультминутка «Лабиринт» А.М..: Никто не заблудился? Молодцы, ребята! Вот мы и пришли к машине времени. Занимайте свои места. Присаживайтесь в машину времени. На табло устанавливаем время: 26 апреля 2017г. Наше путешествие подошло к концу, машина времени перенесла нас в детский сад. Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Кого встречали? | Здороваются. Внимательно слушают. Отгадывают загадку. Ответ: пальцы Смотрят презентацию. Слушают рассказ. Дети присаживаются за столы. Здороваются. Внимательно слушают. |