Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Учимся сортировать мусор — заботимся о природе!»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Учимся сортировать мусор — заботимся о природе!»
Цель: формирование представлений о раздельном сборе и переработке бытовых отходов.
Задачи:
Образовательные:
уточнять знания детей о влиянии мусора на состояние окружающей среды;
развивать навыки сортировки мусора при его накоплении;
познакомить с технологиями переработки отходов;
показать возможность повторного использования выброшенных предметов.
Развивающие:
развивать внимание, речь, логическое мышление;
развивать умение анализировать экологические проблемы;
активизировать словарный запас за счет новых слов (загрязнение, ядовитые вещества, отходы, металлолом, макулатура, бытовые отходы, пластмасса);
развивать умение дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: картинки по теме «Экология», карточки к играм «Сортируем мусор», «Что хорошо и что плохо для нашей планеты».
Раздаточный материал: цветные карандаши, раскраски.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Педагог: Как замечательно наблюдать наших маленьких друзей такими весёлыми и полными энергии! Улыбка на вашем лице — лучшее подтверждение того, что настроение отличное, а впереди целый день новых открытий и ярких впечатлений. Давайте постараемся сохранить этот позитив до самого вечера.
Каждый день, всегда, везде.
В сквере, в парке, во дворе.
И в саду, и даже дома,
Где нам все уже знакомо.
Мы о чем-то узнаем.
Окружает нас среда: солнце, воздух, лес, вода
И ромашковое поле, окружает нас с тобою
Синь небес, трава, цветок, ветра свежего глоток….
Чтоб природе чистой быть – нужно нам ее ценить.
Заботой нежной окружать и всячески ее оберегать!
2.Основная часть
Методические приемы
Педагог: Международный День переработки отходов отмечается ежегодно 15 ноября. Его цель — обратить внимание общества на проблему накопления бытовых отходов, вызванную человеческой деятельностью на Земле.
Педагог: Что представляет собой понятие «мусор»? (Ответы воспитанников)
Педагог: Откуда берётся мусор? (Ответы воспитанников)
Педагог: Куда девается мусор дальше? (Ответы воспитанников)
Педагог: Далее педагог предлагает детям рассмотреть последовательность перемещения мусора от квартиры до полигона: сначала мусор попадает в пакеты → мусорное ведро → бак возле дома → грузовик вывозит его на свалку. Там мусор остаётся надолго и медленно перегнивает, отравляя почву.
Педагог: Срок разложения различных видов мусора следующий:
• Пища разлагается примерно месяц.
• Газеты разложатся через несколько месяцев.
• Железные консервные банки будут разлагаться около десяти лет.
• Фольга сохраняется почти столетие.
• Батарейкам потребуется больше века.
• Полиэтиленовому пакету понадобится около четырёхсот лет, чтобы окончательно исчезнуть.
• А пластиковая бутылка сгниёт лишь спустя два столетия!
Процесс полного разложения называют захоронением. Это негативно влияет на окружающую среду, поскольку при разложении выделяются вредные вещества. Альтернативный метод избавления от мусора — сжигание, однако оно сильно загрязняет атмосферу.
Педагог: Как решить эту проблему? (Предложения ребят)
Педагог: Недавно человечество пришло к идее раздельного сбора отходов и дальнейшей их переработке.
Педагог: Кто уже слышал про такой подход? (Детские версии)
Педагог: Раздельный сбор мусора помогает сохранить природу и повторно использовать материалы. Дома каждый вид отходов лучше хранить отдельно: стекло отдельно, пластик отдельно, бумагу отдельно.
Игра «Сортируем мусор»
Физкультминутка «Заниматься нам пора!»
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – туда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
(Выполняем движения по тесту)
Педагог: Куда отправляется мусор после сортировки? (На заводы)
Педагог: На какие заводы? (Ответы детей)
Педагог: Есть перерабатывающие заводы и комплексы, на которых перерабатывают весь мусор и изготавливают из него различную продукцию. К примеру, если взять старые книги, газеты, то из них можно изготовить туалетную бумагу. Из пластмассовых материалов можно также изготовить новые пластмассовые ведра и многое другое.
Игра «Что хорошо и что плохо для нашей планеты»
Педагог: Предлагаю раскрасить картинки «Как правильно сортировать мусор». Садитесь за столы.
Пальчиковая гимнастика «Я в деревне отдыхаю»
Я в деревне отдыхаю. (Руки на столе ладошками вниз. Разводить и соединять пальцы правой руки.)
Всех зверей домашних знаю: (Разводить и соединять пальцы левой руки.)
Кролик, лошадь и коза, (Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого.)
Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого.)
А еще баран с овцой,
Да верный пес – (Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки.)
Помощник мой. (Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
Практическая деятельность детей.
Воспитатель следит за посадкой детей. Напоминает, как правильно держать карандаш.
Рассматривание готовых работ. Педагог контролирует посадку малышей и напоминает правила обращения с карандашами.
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Детей подводят к пониманию важности сохранения чистоты своего района и всей планеты, закрепляя полученные знания вопросами:
Педагог: Как поступать с собранным мусором? (Ответы детей)
Педагог: Почему нельзя просто закопать или сжечь мусор? (Ответы детей)
Педагог: О чём дети хотят рассказать родным и друзьям? (Ответы детей)
Педагог: Какие меры помогут сохранить чистоту родного города и планеты? (Ответы детей)
Рефлексия.
Для рефлексии воспитанники делятся впечатлениями от занятия, отмечают сложности и успехи, отвечают на уточняющие вопросы педагогов.
Педагог: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Педагог: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Педагог: Что было сложным? (Ответы детей)
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Что бы было равновесие
Надо с вами, нам, друзья
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе, ты, ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе-
Нам ещё здесь жить как вроде! (Альберт Швейцер)
Педагог благодарит детей за активное участие и выражает надежду на продолжение полезных инициатив по охране окружающей среды.