Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Красногрудые снегири»

3
0
Материал опубликован 13 May 2022




«КРАСНОГРУДЫЕ СНЕГИРИ»

(занятие по познавательному развитию в старшей группе)


Самарина Лариса Юрьевна, воспитатель

МБДОУ детский сад «Радуга» г.Мариинский Посад

Задачи:

1. Углублять знания об окружающем мире, о зимующих птицах.

2.Уточнить представление детей о внешнем виде снегиря, его особенности строения, окраска.

3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, доброжелательность, любовь к природе.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за птицами на прогулке.

2. Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.

3. Беседа о зимующих птицах, о необходимой им помощи им в питании.

4. Загадки, дидактические игры.

Словарная работа: зимующие и перелетные птицы, снегирь, красногрудый, оперение, окраска, кормушка, стая.

Материалы: иллюстрации с изображением зимующих птиц, отдельно снегиря на ветке в разных проекциях. Видео: «Снегири». Аудиозапись пения снегиря.

Ход образовательной деятельности:

Вступительная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как приятно видеть вновь ваши счастливые лица. Ребята, какое сейчас время года? (Зима)

Мы с вами часто наблюдали за птицами, прилетающими на участок. Каких птиц вы видели на участке детского сада зимой? (Воробьи, дятлы, вороны, синицы)

Как называются птицы, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать? (Зимующие птицы)

А каких зимующих птиц вы знаете? Я показываю изображения птиц, а вы отгадайте какая эта птица (показ презентации с изображением птиц).

Сегодня мы с вами поговорим еще об одной удивительно красивой птице. Она редко прилетает на наш участок, но не заметить ее нельзя.

Я вам дам подсказку:

Черный, красногрудый,

Он у нас найдет приют.

Не боится он простуды.

С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)

Правильно. Это снегирь. Молодцы, садимся.

Основная часть

Воспитатель: Давайте рассмотрим его лучше. Снегирь чуть крупнее воробья, плотного сложения. Грудка у снегирей – самцов ярко-красная, а у самочек – темно-серая. Над хвостиком белое пятнышко, спинка голубовато-серая, голова, крылья и хвост – черные. Снегири - очень красивые птицы.  Этих птиц всегда можно узнать по яркой окраске. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой.

Как вы думаете, что такое стайка? (ответы детей) Стайка – это много птиц, которые летают вместе. Люди заметили: прилетят стайки снегирей, значит, скоро выпадет первый снег. Снегири почти не боятся человека, поэтому за ними можно наблюдать, расположившись неподалеку. По земле снегири скачут короткими прыжками, немного неуклюже. Зимой снегири приближаются к жилью человека, с наступлением весны снова улетают в леса. Весной снегири строят гнезда в лесу.

Как вы думаете, из чего строят птицы гнезда? (ответы детей) Они строят гнезда из веточек, а внутри выкладывают мягкими материалами – мхом, шерстью, волосом, чтобы маленьким птенчикам было тепло и уютно. Гнезда строят невысоко над землей, примерно на высоте вашего роста.

Какой у снегиря клюв? (ответы детей)

Правильно, крепкий, толстый.

Для чего снегирям нужен такой клюв? (ответы детей)

Правильно, чтобы доставать семена из шишек.

А чем еще может питаться снегирь? (ответы детей) Снегири питаются семенами различных трав, деревьев и кустарников. Мы с вами видели на прогулке, что около рябины были разбросаны ягоды. Это снегири полакомились рябиной. Мякоть ягод снегирь не ест, а достает из ягоды только зернышки, поэтому вокруг рябины часто разбросано много мякоти от ягод.

А вы видели таких красивых снегирей?

Я предлагаю вам превратиться в таких красивых птиц.

Физкультминутка

Вот на ветках посмотри, Хлопать руками по бокам.
В красных майках снегири. Наклонять голову в сторону. 
Распушили пёрышки, На первое слово каждой строчки частое
Греются на солнышке. Потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.
Головой вертят, улететь хотят. Повороты головы.
Кыш! Кыш! Улетели! Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,
За метелью! За метелью! как крыльями. 

Молодцы, садимся. Давайте послушаем сказку «Снегирь принес снег?» Татьяны Домаренок.

В лесу жило много птиц. Весною и летом они распевали веселые и радостные песни, кто как мог. Краше всех пели Соловей и Дрозд, громче всех каркала Ворона и трещала Сорока, ну а Снегиря никто не видел, потому что жил он в глубине леса, между высоких пушистых елей, а там маленький Снегирь был совсем не заметен. Да и пел он свои песни тихо, так сказать, культурно, не стараясь никого перекричать:
– Жю-жю-жю, Жю-жю-жю. Я живу и не тужу! – вот и вся его песня.
Снегирь не грустил, потому что знал – пусть Ворона и Сорока кричат и красуются в лесу сейчас, зато зимой всё будет совсем по-другому.
Так и случилось. Пришла зима, и все веточки на деревьях побелели. Даже зеленых лапок елей и сосен стало не видно из-за пушистого белого снега, укрывшего деревья до самых верхушек. Как-то пришел Художник рисовать зимний лес, и что же он видит? Вокруг только белый снег, а где же яркие лесные краски?  Вот тогда и заметил Художник в белом заснеженном лесу эту маленькую, но такую по-летнему яркую веселую птичку. Она, словно огонек, засверкала на белом снегу своим ярко красным оперением!
Ах, какой Снегирь на картине получился, настоящий красавец! Все птицы в зимнем лесу смотрят и завидуют, что не их нарисовал Художник. 
– И откуда ты такой взялся? – спрашивает Ворона.
– Где ты был летом, почему мы тебя не видели? – стрекочет Сорока.
А Снегирь только шутит:
– Да я прилетел к вам с самого Севера вместе со снегом!
– Так ты Снегирь! – поняли птицы. – Снежная птица!
А Снегирь – молчун, ничего не отвечает им. И вот он уже летит к Рябинушке. Там, на ней, еще осенью созрели вкусные ярко красные плоды. Сейчас ягодки укрыты снегом, но это не беда. Снегирь все равно разглядит их. А Рябинушка будет только
рада угостить такой вкуснятиной своего старого друга. [1, 26]

- Ребята, понравилась вам сказка? (ответы детей)

- Почему летом никто не замечал снегиря? (ответы детей)

Потому что жил он в глубине леса среди густых пушистых елей и пел он тихо.

- Давайте ребята послушаем как поет снегирь? (Включаем пение снегиря)

О чем ты думаешь, снегирь?

Ах, до чего мороз сердит!

Кругом снежок, снежок…

Снегирь на веточке сидит,

Снегирь пылает и горит,

Как маленький флажок.

И сад, и роща, и пустырь…

Все в тихом зимнем сне.

О чем ты думаешь, снегирь?

Конечно, о весне! Беляков И. [2, 72]

Ребята, почему снегирь думает о весне? (ответы детей)

Иногда эти птицы прилетают поближе к человеку в город, так как им не хватает пищи. Они очень нуждаются в нашей помощи. И очень благодарны тем, кто делает кормушки и насыпают зернышки, семена, семечки, крошки хлеба.

Ребята, а вы как помогаете птицам зимой?

Мы с вами в начале декабря вывесили кормушки на нашем участке и наблюдали за прилетающими к ней птицами. А все наши наблюдения отмечали в календаре наблюдения. Сегодня мы с вами после прогулки в календаре наблюдений вновь отметим какие птицы прилетали к нашим кормушкам?

Заключительная часть.

Воспитатель: Давайте все встанем и обобщим, что же нового мы сегодня узнали о самой красивой птице - снегире (ответы детей).

На этом наше занятие закончилось. Все молодцы!


Список литературы:

1. Домаренок Т.И. Лесные сказки. [Текст] / Т. И. Домаренок – Беларусь, 2015. – 63с.

2. Литературное чтение. 2 класс. Часть 1, / ФГОС Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., – М.: Просвещение, 2012 – 160 с.

3. Поляков В. С. Детская энциклопедия леса. Звери и птицы наших лесов [Текст] / В.С. Поляков – М.: Просвещение, 2009. – 72 с.

4. Тихонов А. В. Детская энциклопедия леса [Текст] / А. В. Тихонов – М.: РОСМЭН, 2005. – 80 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.