Занятие по познавательному развитию «Осторожно, паводок!» в старшей группе
Пояснительная записка.
Автор: воспитатель Мажова Светлана Александровна.
Название: Занятие по познавательному развитию «Осторожно, паводок!» в старшей группе.
Цель: Расширить знания детей о весеннем паводке и правилах безопасного поведения на весеннем льду.
Задачи:
- Совершенствовать представления детей о причинах несчастных случаев в весеннее время на тонком льду;
- Развивать способность правильно оценивать обстановку и принимать решения;
- Развивать способность помогать и сочувствовать людям;
- Воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на воде;
Интеграция образовательных областей: познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического и физического.
План ОД:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы ОД.
3. Беседа «Опасные ситуации».
4.Физкультминутка.
5. Раскрашивание иллюстраций по теме «Осторожно, паводок».
6. Рефлексия. Итог ОД.
7.Выставка рисунков.
Ход ОД:
1. Организационный момент. Утренний круг «К нам пришла весна».
- Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях,
Значит, к нам пришла весна!
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая –
Значит к нам пришла весна.
2. Сообщение темы образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о правилах безопасного поведения, о предупреждении чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев во время весеннего паводка, о первой помощи и немного порисуем по этой теме.
3. Беседа «Опасные ситуации».
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? (Ответы детей: весна).
Воспитатель: Давайте с вами вспомним признаки весны. (Солнце светит ярче, тает снег, бегут ручьи, дни становятся длиннее, ночи короче)
Воспитатель: Молодцы! А я хочу рассказать вам поподробнее о весеннем паводке. Кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей).
Воспитатель: Приближается время весеннего паводка. Лед на реках тает и становится рыхлым, "съедается" сверху солнцем, талой водой, а снизу подтачивается течением. Очень опасно по нему ходить: в любой момент лёд может рассыпаться и сомкнуться над головой. Человек может погибнуть или попросту утонуть. Но большую опасность весенний паводок представляет для детей. Оставаясь без присмотра родителей и старших, не зная мер безопасности, т. к. чувство опасности у ребенка слабее любопытства, играют они на обрывистом берегу, а иногда катаются на льдинах водоема. Кое-кто из подростков умудряются ловить рыбу, находясь на непрочном льду. Такая беспечность порой кончается трагически. В этот период детям не следует ходить на водоемы. Особенно опасны для жизни глубокие ямы и промоины, которые не всегда огорожены и обозначены предупредительными знаками.
Воспитатель: Поэтому в этот период следует помнить:
- на весеннем льду легко провалиться;
- перед выходом на лед проверить его прочность -
достаточно легкого удара, чтобы убедиться в этом;
- быстрее всего процесс распада льда происходит у берегов;
- весенний лед, покрытый снегом, быстро превращается в рыхлую массу.
Весенний паводок опасен для людей, которые живут вблизи рек, водоемов. Лед тает, уровень воды поднимается и затапливает дома.
Страдают люди, домашние животные, разрушаются постройки.
Воспитатель: Как вы думаете, какую службу надо вызывать? (Службу 01 или 112).
4.Физкультминутка «Весной».
Солнце засветило, (руки через середину поднять)
Сугробы растопило (руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна (руки в сторону)
Грачи к нам прилетают, (махи руками)
И еж с медведем знают: (руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (подтянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
5. Раскрашивание иллюстраций по теме «Осторожно, паводок».
Воспитатель: А сейчас я хочу предложить вам поработать с раскрасками или попробовать нарисовать самим рисунок на тему «Осторожно, паводок».
6. Итог ОД.
Воспитатель: Дети, а сейчас, я хочу еще раз повторить вам, что нельзя выходить в весенний период на отдаленные водоемы;
- Переправляться через реку в период ледохода;
- Подходить близко к реке или пруда в местах затора льда, стоять на обрывистом берегу, подвергающемуся разливу и, следовательно, обвалу;
- Собираться на мостах, запрудах и плотинах;
- Приближаться к ледяным затором, отталкивать льдины от берегов, измерять глубину реки или любого водоема, ходить по льдинам и кататься на них.
- Не подвергайте свою жизнь опасности! Соблюдайте правила безопасного поведения на водоемах во время таяния льда, разлива рек и озер! А, если вы оказались свидетелем несчастного случая на реке или каком-то другом водоёме, то не теряйтесь, не убегайте домой, а громко зовите на помощь, взрослые услышат и помогут выручить из беды.
7. Выставка рисунков.