Конспект занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Основные причины происшествий с детьми»
Конспект занятия КО «ЮИДД»
«Дорожно-транспортный травматизм.
Основные причины происшествий с детьми»
Часть 1
Цели урока: знакомство учащихся с причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий и правилами поведения при ДТП.
Время: 2 часа
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация «Безопасность на улицах и дорогах», проектор, компьютер, экран, карты с дополнительными заданиями.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие проходит в этом кабинете, думаю и дальше мы так же продолжим заниматься в нем. Здесь и места больше, и более комфортно.
II. Подготовительный этап.
Социологический опрос: при входе в кабинет учащимся предлагается ответить на вопрос «Нарушали ли Вы ПДД», обозначив ответ на листе формата А3 красным (при ответе «да») или зеленым (при ответе «нет») стикером. Затем лист убирается, без анализа и оглашения результатов до момента обсуждения причин ДТП.
Слайд 1 (тема урока)
Тема безопасности дорожного движения далеко не нова, но актуальности своей не утратила. Ежедневно мы слышим о событиях на дороге, уносящих чьи-то жизни. Самое трагичное и печальное то, что среди них и жители нашего города, соседних населенных пунктов, наши знакомые.
Что происходит на дороге?
Почему гибнут молодые люди, дети, взрослые?
Почему это происходит?
Именно это нам и предстоит сегодня выяснить. Итак, тема урока «Дорожно–транспортные происшествия их причины и последствия»
3. Усвоение новых знаний.
Но прежде, чем мы выясним причины ДТП, надо разобраться, что же такое «дорожно-транспортное происшествие»?
Итак, «дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб». (слайд 2)
Определяют 9 видов ДТП:(слайд 3)
Столкновение
Опрокидывание
Наезд
на стоящее транспортное средство
наезд на препятствие
наезд на пешехода
наезд на велосипедиста
наезд на гужевой транспорт
Падение пассажира
Иной вид ДТП.
Посмотрите на слайд – здесь приведена статистика за 2014 и 2015 год (слайд 4)
Сравните год 2014 и год 2015.
Какой год унес максимальное количество жизней?
Когда произошло наибольшее число ДТП?
Давайте послушаем историю и статистику о ДТП за 8 месяцев 2016 года (Анастасия Тетеревлева)
(3 минуты на сравнение/Ответы детей)
Неизбежны ли дорожно-транспортные происшествия? Слайд 5
Чтобы ответить на этот вопрос, надо опять обратиться к причинам дорожно-транспортных происшествий. Каковы они, можно ли их ликвидировать? Если причины ДТП устранимы, то, значит, ДТП не неизбежны? А если причины возникновения ДТП устранить невозможно, значит, они неизбежны? Попробуем разобраться.
Слайд 6
Причин ДТП много, но, как бы они ни были разнообразны, 85-90% из них происходят по вине человека – водителя или пешехода. Оставшиеся 10-15% ДТП происходят по другим причинам.
Специалисты пришли к выводу, что безопасность движения в решающей степени зависит от трех взаимосвязанных составляющих. Это человек, автомобиль и дорога.
Значит, нужно, каким-то образом воздействуя в отдельности на каждую из этих составляющих, добиться, чтобы они перестали быть источниками опасности. Как это можно сделать?
Воздействие на самый главный параметр безопасности — на самого человека — кажется как будто бы наиболее простым делом, не требующим особых усилий. В действительности же именно при воздействии на человека приходится сталкиваться с основными трудностями.
Мы выделим основные причины получения травм на дорогах именно среди детей: (Слайд 7)
Основными причинами (факторами) получения травм детьми являются: (слайд 8/9)
• несоблюдение Правил дорожного движения (дети в возрасте с 7 до 12 лет попадают в ДТП, перебегая дорогу перед близко идущим транспортом);
• неожиданный выход на проезжую часть из-за сооружения, стоящего транспорта и иных препятствий (как правило, это дети от 4 до 10 лет);
• неспособность детей оценить степень опасности от видов транспорта (дети не осознают, что машину нельзя быстро остановить, не учитывают возможно низкой квалификации водителя и т. д.);
• переоценка своих физических возможностей (дети часто неправильно определяют расстояние до приближающегося транспорта);
• безнадзорность детей (3/4 родителей не имеют возможности провожать детей в школу)
Предлагаю обратиться к опросному листу «Нарушали ли вы ПДД?» (Слайд 10)
Каких стикеров больше? ( из опыта работы – красных)
Что это значит?
А значит, что основная причина в нас самих.
Кто не знает правила перехода проезжей части? Тогда почему количество красных стикеров превышает количество зеленых?
Все дело в нас самих! Низкая культура участников дорожного движения – основная проблема. И покуда мы, каждый из нас, это не осознает, ждать улучшения ситуации на дорогах не придется.
Слайд 11 (картинка)
Убедить человека, будь то пешеход, пассажир или водитель, относиться к Правилам с должной серьезностью, выработать у него совершенно необходимую в наши дни устойчивую, постоянную привычку соблюдать их требования всегда и везде, в большом и малом оказывается очень и очень непростым делом. Еще раз вспомните свое поведение на дороге, вспомните поведение своих товарищей, да и взрослых тоже. (Слайд 12)
Казалось бы, проще всего воздействовать на водителя. Есть всякие способы его наказать, в конце концов, его можно просто не выпускать на дорогу, а как быть с пешеходом? Его, правда, тоже можно наказать, например, оштрафовать. Но как же не выпустить его на дорогу?
Слайд 13 (наказание)
Порядок будет надежным и постоянным, если его соблюдают не из опасения подвергнуться штрафу или оказаться под колесами, а по глубокому внутреннему убеждению. Проще говоря, если человек будет соблюдать Правила не по принуждению и не из страха, а по желанию, потому что будет понимать, что это надо для его же безопасности. (Слайд 14 наезд на пешехода)
Из всех видов ДТП чаще всего случаются наезды на пешеходов. Пешеходы и являются обычно причиной этих наездов. Все остальные виды ДТП (столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и др.) также могут происходить (и происходят) в результате действий пешеходов-нарушителей. Виновниками нарушений ПДД также являются в большинстве случаев пешеходы.
Ролик
Игра «ДА или НЕТ»
Учитель или кто-нибудь из ребят проходит между рядами парт и обращается то к одному, то к другому ученику с каким-нибудь вопросом, например: «Ты переходишь дорогу на красный сигнал светофора?», «Ты катаешься на самокате во дворе?», «Говорят, что ты не уступаешь в транспорте место старшим. Это правда?» отвечать надо быстро, коротко и обязательно вставлять слова «да» или «нет». Отвечая на вопрос положительно («Да, я катаюсь на самокате только во дворе»), надо одновременно головой поворачивать слева направо, а отвечая отрицательно («Нет, я уступаю в транспорте место старшим»), покачивать головой сверху вниз (как, например, принято у болгар). Поскольку эти движения совершенно непривычны, многие ошибаются и невольно сопровождают ответ не теми движениями головы, какими нужно, вызывая смех и оживление окружающих.
Основные причины аварий на транспорте (Слайд 15)
Школьники не всегда осознают связь между своим поведением, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь здесь самая прямая. Именно недопустимое поведение на дороге является причиной ДТП. Сюда можно отнести: (Слайд 16)
— неумение прогнозировать дорожную обстановку (неумение предвидеть опасность);
— незнание основ безопасного поведения;
— отсутствие навыков безопасного поведения;
— нежелание соблюдать правила безопасности, пренебрежительное отношение к ним;
— следование опасным привычкам поведения на улице;
— неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим правила безопасности движения;
— беспечность, потеря бдительности, недисциплинированность.
В поведении школьников на дороге проявляется неумение: (Слайд 17)
— осматривать проезжую часть;
— замечать транспортные средства;
— оценивать скорость и направление движения транспортных средств;
— предвидеть возможность появления транспортного средства из-за другого транспорта, из-за деревьев, кустов и других объектов.
Все это является причиной таких распространенных нарушений ПДД школьниками, как: (слайд 18)
— переход проезжей части перед близко идущим транспортом;
— переход проезжей части в неустановленном месте;
— неожиданный выход из-за транспортного средства, сооружения, зеленых насаждений и т. п.;
— переход дороги на запрещающий сигнал светофора. Эти и другие подобные нарушения часто приводят детей к попаданию в так называемые дорожные «ловушки».
Последствия дорожно-транспортных происшествий (Слайд 19)
Дорожно-транспортные происшествия никогда не проходят бесследно, а тяжесть последствий соответствует серьезности самих ДТП.
Каждый день в нашей стране случается более 1000 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают свыше 100 человек и получают ранения около 1500. (слайд 20)
На автодорогах теряют свою жизнь и здоровье гораздо больше людей, чем в авариях на всех других видах транспорта. В среднем только за 3 дня здесь гибнут столько человек, сколько за год на авиационном, железнодорожном, морском и речном транспорте в целом. Примерно 5% погибших в ДТП — это дети. Количество погибших детей ежегодно увеличивается на 15%, а более 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Каждый год их число растет более чем на 3000 человек. (слайд 21)
Ущерб, наносимый обществу вследствие дорожно-транспортных происшествий, непоправим. Помимо унесенных и покалеченных жизней, следует отметить материальные потери.
Каждое ДТП может иметь непосредственные последствия:
1. Временная дезорганизация движения.
2. Материальные потери:
— выплата пособий по инвалидности;
— расходы на лечение;
— расходы на восстановление аварийных транспортных средств;
— расходы на ремонт;
— другие расходы.
3. Нанесение ущерба здоровью участников ДТП.
4. Летальный исход (гибель) всех или некоторых участников ДТП
5. Психические травмы и заболевания участников ДТП и их родственников.
Слайд 22 (заставка)
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир» с мячом
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо слово, связанное с дорогой.
Например: улица, тротуар, обочина и т.д. На слово «Транспорт!» играющий отвечает названием какого-либо транспорта; на слово «Пешеход!» можно ответить – светофор, пешеход и т.д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Ролик 2
III. Итог урока
Закрепление темы урока
1. От каких трех основных причин зависит безопасность на дороге? (человек/автомобиль/дорога)
2. Каковы основные причины аварий на транспорте?
3. Какие из последствий ДТП являются самыми опасными?
Д/З работа в парах - Подготовить презентации «Правила для водителя», «Правила движения пешехода», «Правила для пассажиров». Форма презентации и тема – по выбору.