Конспект интегрированного занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гармонизации эмоционально-личностной сферы «Путешествие по Песочной стране»
Конспект
интегрированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста
по гармонизации эмоционально-личностной сферы
«Путешествие по Песочной стране»
Кияйкина Наталья Федоровна, педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска
Ставропольского края
Цель: развитие творческих способностей детей посредством инновационных технологий: пескотерапии, камне-терапии, аква-терапии, мандала-терапии.
Задачи:
гармонизация эмоционально-личностной сферы воспитанников;
формирование навыков саморегуляции;
развитие мелкой моторики и тактильно-кинетических ощущений;
развитие психических процессов;
обогащение творческого потенциала дошкольников;
закрепление полученных навыков и умений по взаимодействию с песком, водой, камешками и другим бросовым материалом.
Оборудование: музыкальный центр с релаксационной музыкой, четыре бабочки, сенсорная дорожка, тактильный стол с подсветкой и с сухим цветным песком, скребки, бросовый материал для украшения готовых мандал, таз с водой, бумажное полотенце, камешки разных размеров, подушки с гранулами на каждого ребенка, ионизированная лампа, кинетический песок.
Количество участников: 4 ребенка старшего дошкольного возраста.
Ход:
1. Вводная часть
Звучит релаксационная музыка. Педагог-психолог (в роли феи Песочной страны) встречает детей:
Кто-то рисует гуашью,
А кто-то карандашом…
А мы с малышами любим
Играть с чудесным песком! [1]
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (Ответы детей). Да, я фея Песочной страны, в которой вы не раз бывали.
- Как хорошо, что вы пришли! Посмотрите, у меня в руках бабочка. Она потеряла своих подружек в Песочной стране и хотела бы их найти.
- Скажите, вы можете ей помочь? (Ответы детей). Бабочке смогут помочь только дружные ребята. А, вы, дружные ребята? (Да). Очень хорошо!
- Перед тем, как отправиться в путь, нам необходимо эмоционально настроиться и выполнить знакомую нейрогимнастику.
Дети под музыку идут по сенсорным дорожкам, останавливаются и выполняют нейрогимнастику по показу ребенка (мудры).
2. Работа с тактильным столом
Вот мы и пришли в Песочную страну.
- Ребята, давайте вспомнить правила игры с песком (дети рассказывают стихотворение Д.Фролова).
Ребенок 1: Вредных нет детей в стране -
Ведь не место им в песке!
Ребенок 2: Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!
Ребенок 3: Стран чужих не разорять!
Дружно, весело играть!
Ребенок 4: Песок - мирная страна.
Здесь творятся чудеса! [1]
Педагог-психолог: Можно много сотворить: понимать всех и дружить…
Сможешь ты, мой друг, тогда… когда ты поймешь себя!
А поможет тебе в этом наша Песочная страна!
- Посмотрите ребята, ветер собрал весь песок в высокую гору. Поздоровайтесь с песком так, как вам хочется. Дети дотрагиваются до песка ладонями, кулачками, трогают пальчиками...
- Скажите, что вы почувствовали, когда поздоровались с песком? Какой песок на ощупь? (Ответы детей).
Упражнение «Ловкие пальчики».
Дети широко раздвигают пальцы и ставят их на тактильный стол с подсветкой. Затем выполняют действия: собирают песок только пальцами, манипулируют им по-своему желанию. Постепенно дети разравнивают песок пальцами и находят бабочку.
- А вот и бабочка-подружка! Ее засыпала песочная буря, когда бабочка хотела создать мандалу на песке. Расскажите, что такое мандала? (Ответы детей).
Игровое упражнение «Мандала на песке».
- Ребята, я предлагаю вам в парах создать мандалу на песке. Дети с помощью скребков рисуют мандалы и украшают их камешками, шариками из фольги и другим бросовым материалом.
Педагог-психолог: - Я смотрю на ваши узоры и испытываю восторг, восхищение, а что чувствовали вы в процессе создания мандалы? (Дети рассказывают о своих чувствах)
3. Аква-терапия
Педагог-психолог: - Бабочки зовут нас дальше на поиски других бабочек. В путь. Дети продолжают путешествие по сенсорной тропинке под релаксационную музыку.
- Ребята, посмотрите мы подошли к озеру. Здесь такой свежий воздух, расправьте плечи и вдохните его.
- Я предлагаю вам присесть, отдохнуть и немного поиграть.
Игровое упражнение «Пробуди камень» Дети садятся на подушки вокруг озера, берут камешки в руки, рассматривают их и определяют, какие они на ощупь. Фея предлагает детям согреть камешки своим теплом и добротой - «пробудить камни». Дети закрывают камешки ладонями и начинают их растирать. В завершении упражнения дошкольники обмениваются мнениями о своих чувствах.
Игра с камешками и водой. Фея напоминает правила игры с водой. Дети бросают камешки в воду. Над озером поднимается ветерок (дети дуют на воду, выполняя дыхательную гимнастику). Затем ветер усиливается, и затихает после появления бабочки.
Игровое упражнение «Подводная картина» Бабочка предлагает детям составить подводные узоры из камешков разного размера и цвета, чтобы получилась коллективная работа «Подводная картина». В завершении упражнения дети вытирают руки бумажными полотенцами и рассматривают изображения на дне озера.
4. Работа с кинетическим песком
Фея: - Посмотрите, ребята, рядом с нашим озером большая клумба. Наши бабочки устали и хотят отдохнуть на цветах. Я вам предлагаю присесть на подушки с гранулами (дети располагаются вокруг клумбы).
- Ребята, посмотрите, на клумбе нет ни одного цветка, только очень странный песок. Потрогайте его руками и скажите, какой он? (Ответы детей). Да, это «живой» песок.
- Маленькие бабочки-подружки просят вас «оживить клумбу», создав на ней разнообразные цветы. Для того, чтобы цветы получились красивыми, нужно эмоционально настроиться на творческую работу и подготовить пальцы с помощью нейрогмнастики для активизации мозга. Дети самостоятельно по желанию выполняют знакомые упражнения и создают из кинетического песка цветы.
- Ребята, посмотрите, какие красивые цветы у вас получились. Скажите, что вы чувствовали, когда их создавали? (Ответы детей).
После завершения упражнения дети с бабочками танцуют под музыку.
5. Рефлексия
Фея: - Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Мы нашли всех бабочек-подружек! Они вам очень благодарны за помощь.
Заканчивается песочное путешествие стихами Д. Фролова:
В ладошки наши посмотри -
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог! [1]
Используемая литература:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 50 с.
Татьяна Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна