Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе по теме «Космос»
Степанова Кристина Сергеевна,
МАДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары
Конспект индивидуального логопедического занятия
в старшей группе по теме «Космос»
Задачи:
Образовательные:
пополнение, расширение и активизация словарного запаса по теме «Космос»;
совершенствование лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении;
автоматизация звука [л’].
Развивающие:
развивать мелкую моторику детей;
развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
формирование навыков самостоятельности, самоконтроля и инициативности;
воспитание познавательного интереса к окружающему миру через коррекционно-речевое развитие.
Ход занятия
Организационный момент.
На экране видеозаставка о космосе, одновременно логопед зачитывает стих:
Вот звёздное небо! Что видно на нём?
Звёзды там светят далёким огнём!
И вместе с ними планета моя -
Та, что зовётся планетой «Земля»,
Та, на которой живём ты и я!
Логопед: Как ты думаешь, о чем идет речь? (О космосе!) Правильно. В 1961 году 12 апреля первым человеком, побывавшим в космосе, был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. А на чем он полетел в космос? (На ракете!)
Основная часть
Логопед: Я предлагаю тоже сегодня отправиться в большое космическое путешествие. Ты согласен стать членом одного экипажа? (Ответ.) А для полета нам необходима карта! Изучим маршрут.
Выполняются артикуляционные упражнения (табл.1) в определенной последовательности.
Таблица 1
Артикуляционная гимнастика
№ п/п | Название упражнения | Описание | Методические указания |
1 | «Трубочка» | Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. | |
2 | «Заборчик» | Широко улыбнуться, верхнюю губу приподнять, а нижнюю опустить так, чтобы максимально обнажить зубы, зубы сомкнуть. | Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10. |
3 | «Вкусное варенье» | Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта. | Можно придерживать нижнюю челюсть пальцем |
4 | «Месим тесто» | Губы в положении улыбки. Зубы слегка приоткрыты. Кончик языка проталкиваем между зубами, покусывая его. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперед до предела, затем убираем его обратно в рот, продолжая покусывание. | Упражнение повторить 3—4 раза. |
5 | «Чистим зубки» | - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх. - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу вверх. - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. | Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. |
6 | «Лошадка» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. | Цокать с переменным темпом |
7 | «Грибок» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку). | Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Повторять 5-7 раз. |
8 | «Чашечка» | Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу. Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». | Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Следить за тем, чтобы язык не дрожал. |
9 | «Иголочка» | Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. | Удерживать в таком положении 15 сек. |
10 | «Часики» | Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. | Нижняя челюсть остается неподвижной. |
11 | «Качели» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. | Поочередно менять положение языка 4-6 раз. |
Логопед: Надо проверить двигатель.
Пальчиковая гимнастика с использованием су-джок мяча и колечка:
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете!
День и ночь вокруг летит
И на Землю вниз глядит.
Видит сверху он поля,
Реки, горы и моря.
Логопед: Ну что ж, начинаем запуск. Три, два, один, старт!
Дыхательная гимнастика с использованием тренажера «Ракета» Ребенок дует в трубочку, чтобы ракета «взлетела».
Логопед: Как много интересного в космосе! Что ты видишь?
Игра «Найди тень»
Логопед предлагает ребенку назвать все картинки, изображенные на карточке, затем найти тень и соединить линией два соответствующих предмета.
Логопед: Проверим внимательность членов космического экипажа. Я называю один предмет, а ты называешь столько, сколько выпадет на кубике. Готов!?
Игра «Один - несколько» с использованием кубика с цифрами от 2 до 7.
Слова для игры: полёт, звездолёт, шлем, иллюминатор, телескоп, космический корабль.
Логопед: Молодец, ты справился с заданием! Из центра управления получены радиоволны.
Игра «Радиоволны» на автоматизацию звука «Ль» в слогах и словах.
Ле-ле-ле-млечный путь.
Лё-лё-лё-полёт.
Ли-ли-ли-космические корабли.
Лю-лю-лю-иллюминатор.
Ля-ля-ля-Земля.
Логопед: Радиоволны расшифрованы, продолжаем полет. В космическом пространстве мы наблюдаем звезды, которые образуют созвездия. А какие ты узнаешь, если правильно выложишь из звезд.
Игра «Собери созвездия»
Логопед предлагает из вырезанных звездочек собрать созвездия по образцу, найти их на карте звездного неба. После правильного выполнения каждого рисунка проговаривается название созвездия.
Игра «Составь предложения»
Логопед предлагает ребенку составить предложения, используя раздаточный материал (ракета, большая и малая планеты, луна, большая и малая звезды).
Пример: Ракета облетает большую планету, пролетает над малой звездой и приземляется на Земле.
Рефлексия
Подводится итог занятия.
Логопед: Вот и закончилось наше космическое путешествие. Что интересного ты запомнил? (Ответ) Мне тоже очень понравилось с тобой быть в одной команде. Ты отлично проявил себя!