Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»
« Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!»
Мерзлякова С. И.
Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализации
с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
« Сказочный театр»
Форма: подгрупповая 10 человек
Цель: расширять представление детей о театре и театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные: закреплять умения вспоминать названия любимых сказок, отгадывать загадки.
Развивающие: развивать познавательный интерес и желание участвовать в театрализации , развивать зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление. Развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - положительное отношение детей к театральной деятельности, дружеским отношениям между собой , воспитывать доброту , бережное отношение к окружающему через сказку.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, речевая.
Реализация ФГОС ( интеграция образовательных областей):
Художественно - эстетическое, социально - коммуникативное, физическое.
Формы и методы:
-практические: физкультминутка, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, инсценировка сказки.
- наглядные: зеркала, сундучок, картинки с эмоциями, шапка с лентами, билеты с заданиями, платок, дерево, маски животных.
- здоровьесберегающие: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутка.
-словесные: отгадывание загадок, беседа, игра, инсценировка сказки, социо-игровая технология.
Материалы и оборудование: зеркала на каждого ребенка, волшебный сундук, билетики с заданиями, платочек, карточки с разными эмоциями, шапка с лентами двух цветов, маски животных ,( зайца, лисы, собаки, медведя, петуха), солнышко, дипломы для детей, дерево.
Предварительная работа: чтение и анализ русской, народной сказки «Заюшкина избушка», упражнения на развитие интонационной выразительности, обыгрывание и распределение ролей, беседа об эмоциональных переживаниях людей.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите , к нам сегодня в группу пришли гости, чтобы посмотреть какие вы стали большие и как вы умеете дружно играть и помогать друг другу. Давайте поздороваемся и улыбнемся гостям, ведь от улыбки станет всем теплей!
Минутка вхождения в день:
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Ребята, располагайтесь там, где вам будет удобно и комфортно.
- И взрослые и дети очень любят сказки, например моя любимая сказка «Горшочек каши», а у вас?( ответы детей).
Воспитатель: В мире много сказок грустных и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них.
- А где можно встретить сказку?
Дети: В книге, в кино, в мультфильмах, в театре.
Воспитатель: А кто показывает сказки в театре?
Дети: Артисты.
Воспитатель: А вы бы хотели стать артистами и сами показывать сказки?
Дети: Да, очень!
Воспитатель: Очень жаль, что мы с вами сейчас не в театре, как же там оказаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а я знаю волшебные слова: « Театр, в гости к нам приходи!» Давайте вместе скажем, сначала тихо, потом немножко громче, а теперь громко с закрытыми глазками.
Дети закрывают глаза и вместе с воспитателем повторяют слова с разной интонацией.( появляется сказочный сундучок из которого выглядывают четыре разноцветные ленточки).
Воспитатель: Какой красивый сундучок, только он закрыт, что же надо нам сделать, чтобы он открылся и вы стали артистами?
Ответы детей.
Воспитатель: Нам надо выполнить театральные задания от разных театров.
Маша, вытащи из сундучка желтую ленточку. Что мы видим?
Дети: Билетик.
Воспитатель: Билетик с заданием от « Театра язычка».
Чтобы стать хорошим артистом, уметь четко и красиво говорить нужно потренировать язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Возьмите зеркало, сделайте глубокий вдох и скажите на выдохе: « Чоки, чоки, чоки, чок, поработай язычок». ( повторяют все дети, 2-3 индивидуальных повторов).
А теперь язычок может и поработать.
Упражнения для язычка.
1.« Качели»- кончиком языка касаться то верхней, то нижней губы;
2. « Часики»- кончиком языка касаться то правого, то левого уголка губ;
3. « Мама шинкует капусту»- покусать кончик языка;
4. « Ставим укольчики»- кончиком языка прикасаться поочередно в каждую щеку»;
5. « Почистим зубки»- водить языком по верхним и нижним зубам;
6. «Жало змеи»- тонкий язык высунуть изо рта и быстро спрятать обратно»;
7. « Лопата»- попытаться достать кончиком языка до носа, до подбородка;
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием от « Театра язычка».
Савелий, достань из сундучка ленточку голубого цвета. На этом билете задание от « Театра пантомимы». А вы знаете, что такое пантомима?
Дети: Это когда чувства героев показывают без слов, жестами, мимикой.
Воспитатель: Правильно, это упражнение на молчание. Давайте встанем в круг и поиграем с волшебным платочком, пока играет бубен мы будем передавать платочек по кругу, как только он перестанет играть, у кого останется в руках платочек, тот и будет показывать пантомиму.
Изобразить:
-порхающую бабочку;
-хитрую лису;
-танцующую на балу Золушку;
-бабушку;
-больного с зубной болью:
-волшебника:
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Справились со вторым заданием!
А нам надо вернутся к сундучку, где остались еще для вас задания. Карина, теперь ты попробуй вытащить красную ленточку. Задание от « Театра эмоций». Что такое эмоции?
Дети: Смотрим на лицо человека и понимаем какое у него настроение.
Воспитатель: Вам надо разделится на две команды, у меня есть шляпа, как вы думаете, что там может быть?
Ответы детей.
Предлагаю достать детям из шляпы ленточки ( они двух цветов), Воспитатель: постройтесь в команды по цветам и пройдите к столам (желтые - к желтому кубику, а зеленые- к зеленому кубику)
На столах лежат карточки с разными эмоциями животных, вам надо показать эмоцию, а другой команде ее угадать и наоборот.
Все молодцы, справились с третьим заданием и кажется сундучок открылся, но задания на этом не закончились.
Катя, тебе достается вытащить ленточку какого цвета ? ( белого).
Воспитатель: Задание от « Театра загадок», отгадав загадки, мы сможем узнать маски каких животных там спрятаны и догадаться из какой сказки.
Загадки.
1Летом сер, зимою бел.
По характеру не смел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку. ( заяц)
2У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост.
Я коварна и хитра,
Глубока моя нора .( лиса)
3. Из берлоги слышен храп-
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. ( медведь)
4. Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. ( собака)
5. Должностью своей гордится.
И кричит будильник-птица.
Спозаранку в шесть утра:
« Эй, пастух! Вставать пора!» ( петух)
( По мере того, как дети отгадывают загадки, из сундука достаются шапочки зверей и воспитатель развешивает их на дерево).
Воспитатель: Вы все загадки очень быстро отгадали! Можете сказать, из какой сказки эти герои?
Дети: « Заюшкина избушка».
Пальчиковая игра « Заюшкина избушка»
( дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил ( руки над головой, пальцы в виде домика).
Никогда он не тужил ( головой из стороны в сторону).
Песню весело он пел ( кивают головой).
И на дудочке дудел ( имитация игры на дудочке).
Но лисичка постучала ( стучат кулачком о кулачок).
Зайца нашего прогнала( хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит ( кружатся).
Себе он места не находит ( вздыхают, разводят руки в стороны).
И собака и медведь ( виляют хвостиком, изображают медведя).
К зайцу нашему подходят ( друг другу).
И ни с чем они уходят ( расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог ( машут руками).
И теперь живут в дому ( руки над головой).
Припеваючи, в ладу ( обнимают друг друга).
Воспитатель: Теперь вы настоящие артисты из театра и мы с вами можем сыграть для наших гостей сказку. ( распределение ролей)
Рефлексия.
Воспитатель: А на память о нашем замечательном путешествии в «Сказочный театр» я хочу наградить вас дипломами за творческие успехи,
и надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будите хорошими артистами!
-Где мы сегодня с вами побывали?
-Что вам понравилось и запомнилось?
-Сложно ли вам было быть артистами?
При составлении занятия использовались интернет ресурсы